ИВ РАН

Центр византийско-кавказских исследований

Центр создан в 2021 году как междисциплинарное объединение специалистов, занимающихся изучением широкого спектра научных проблем истории и культуры Византии и Кавказа.

Деятельность Центра нацелена на создание современной научной картины средневековой истории народов Кавказа и Причерноморья как части общемировой истории и культуры.

Акцент делается на комплексном подходе к решению научных задач, основанном на анализе и обобщении различных видов источников – нарративных, археологических, сфрагистических, нумизматических, а также данных естественнонаучных дисциплин.

Приоритетное внимание уделяется разработке фундаментальной проблемы истории христианства на Северном Кавказе в эпоху Средневековья. В рамках этого направления сотрудниками Центра проводится изучение памятников греческой письменности по истории Причерноморья и Кавказа и издание их комментированных переводов, исследуется храмовое строительство, вопросы хронологии процессов христианизации, глубины проникновения христианской религии и характера ее взаимодействия с местными древними культами и верованиями, этнокультурного состава и демографического облика населения столиц христианского мира Северо-Западного Кавказа: Матархи – центра Зихской епархии, а также крупного морского порта и важного военно-стратегического пункта Византийской империи на ее северо-восточных рубежах, и Нижнего Архыза – центра митрополии Алании, лежавшего на подступах к горным перевалам на кавказском отрезке Великого Шёлкового пути.

В рамках общей проблематики истории средневекового Кавказа  большое внимание уделяется исследованию культурных и политических связей, этнографических особенностей, анализу и реконструкции социальных структур древних сообществ и историко-культурных процессов, происходивших на Кавказе, межрегиональных связей, контактов с государствами и культурами Закавказья, Ближнего Востока и Европы.

Важным направлением работы Центра является историография средневековой истории Кавказа.

Направление исследований Центра:

  • Сравнительное изучение источников по христианизации населения Причерноморья и Кавказа.
  • Составление цифрового корпуса греческих надписей Северного Кавказа.
  • Издание комментированных переводов древних текстов — Серия: «Источники по средневековой истории Причерноморья и Кавказа».
  • Издание ежегодника «ByzantinoСaucasica».
  • Изучение византийской сфрагистики и нумизматики.
  • Изучение памятников материальной культуры христианского Востока и Кавказа.
  • Изучение памятников христианской архитектуры Кавказа и Причерноморья.

Своей задачей сотрудники Центра рассматривают общую координациюпроводимых в Институте исследований по византийско-кавказским связям, укрепление и установление новых направлений сотрудничества с высшей школой и научными центрами России и зарубежья.

Работа Центра проводится в рамках заседаний, на которых обсуждаются доклады по истории и культуре Циркумпонтийского региона и Кавказа,  публикуются труды по византинистике и кавказоведению, организуются тематические конференции «Кавказ и страны Востока в древности и средневековье».

Центр располагает собственной библиотекой по тематике исследований.


Проект поддерживает «Российский научный фонд»Христиане Северного Кавказа X-XII веков

исторический, социальный, демографический портрет

 Воин из Нижнего Архыза  вторая половина X в. 
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (построен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в западном рукаве храма выявлено погребение мужчины 25–29 лет. 
На скелете погребенного зафиксированы многочисленные зажившие переломы. Причиной смерти стала рубленая рана, нанесенная в область центральной части левой теменной кости остро-рубящим лезвийным оружием (вероятнее всего, саблей). Травмы и морфологические особенности позволяют говорить о том, что человек много времени проводил в седле и участвовал в боевых столкновениях, одно из которых стало причиной его гибели. 
Следует, заметить, что жизнь этого человека в подростковом возрасте не была комфортной и беззаботной. На периодические невзгоды, переживаемые им в отрочестве, указывают многочисленные (до 15) линии Гарриса – индикаторы физиологического стресса организма, отмеченные на рентгенограммах большеберцовых и бедренных костей.  
 О социальном положении погребенного некоторую информацию могут дать особенности одного из выявленных переломов. Левая локтевая кость мужчины в результате травмы в центральной части диафиза была представлена двумя изолированными фрагментами, которые образовали ложный сустав. Можно полагать, что переломанная надвое локтевая кость мужчины была так зафиксирована, что она не только срослась, но и образовался новый сустав. Это может указывать на то, что у погребенного был доступ к высококачественной медицинской помощи, позволившей сохранить ему руку. Помимо того, несмотря на травму руки он прожил вполне благополучные годы. 
О привилегированном социальном положении, которого достиг мужчина к 25–29 годам, говорит сам факт его погребения во внутреннем пространстве одного из главных столичных храмов Алании.  
Время его жизни было связано периодом наивысшей активности связей Алании и Византии в русле протекавшего процесса христианизации. Вероятная датировка погребения - вторая половина X в. Надо полагать, наш герой оказал немалое содействие христианской светской или церковной элите Алании, погибнув во время военного конфликта, чем заслужил честь быть погребенным в одном из главных храмов этого средневекового христианского государства. Возможно, именно причины и обстоятельства смерти повлияли на решение о погребении этого человека во внутреннем пространстве храма – месте захоронения представителей высшей аланской знати.  
Комплексное палеоантропологическое исследование останков проведено д.и.н. М.Б. Медниковой. 
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой. 
 
Чхаидзе В.Н., Виноградов А.Ю., Дружинина И.А., Рассказова А.В., 2022.  Грозою будь еретиков, опорой православных: погребение воина из Среднего Зеленчукского храма // Восточный курьер.
Воин из Нижнего Архыза
Воин из Нижнего Архыза вторая половина X в.
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (построен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в западном рукаве храма выявлено погребение мужчины 25–29 лет. далее »
 Знатная горожанка из Нижнего Архыза.  XII в. 
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (построен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в приделе храма, на месте вероятного родового участка некрополя, выявлено погребение женщины 45–49 лет с выраженными монголоидными чертами лица.  
О ее привилегированном социальном положении говорит сам факт погребения во внутреннем пространстве одного из главных столичных храмов Алании – месте захоронения представителей высшей аланской знати. 
Предварительная датировка погребения – XII в. 
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается.
Графическая реконструкция по черепу погребенной выполнена А.В. Рассказовой.
Знатная горожанка из Нижнего Архыза
Знатная горожанка из Нижнего Архыза. XII в.
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (построен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в приделе храма, на месте вероятного родового участка некрополя, выявлено погребение женщины 45–49 лет с выраженными монголоидными чертами лица. далее »
 Знатный горожанин из Нижнего Архыза  XII в. 
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (возведен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в приделе храма, на месте вероятного родового участка некрополя, выявлено погребение мужчины 35–45 лет.  
О его привилегированном социальном положении говорит сам факт погребения во внутреннем пространстве одного из главных столичных храмов Алании – месте захоронения представителей высшей аланской знати. 
Предварительная датировка погребения – XII в.
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается. 
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой.
Знатный горожанин из Нижнего Архыза
Знатный горожанин из Нижнего Архыза XII в.
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (возведен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в приделе храма, на месте вероятного родового участка некрополя, выявлено погребение мужчины 35–45 лет. далее »
 Представительница знатного аланского рода из Сентов . X-XIII в. 
Череп с признаками прижизненной травмы происходит из коллекции, собранной в 1896 г. В. М. Сысоевым в ходе исследований Сентинского храма X в. и мавзолея. С высокой степенью вероятности, череп происходит из мавзолея – родовой усыпальницы представителей высшей аланской знати. Датировка погребения широкая – X–XIII вв. 
Череп принадлежит индивиду европеоидного облика в возрасте adultus (до 30 лет) (молодой женщине – ?). На левой теменной кости присутствует сквозное отверстие подпрямоугольной формы длиной около 30 мм и шириной 10 мм, интерпретируемое в качестве травмы, нанесенной сверху-сзади коротко-древковым оружием типа клевца. Признаков заживления раны не отмечено. 
Череп находится на хранении в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический». 
Графическая реконструкция по черепу погребенной выполнена А.В. Рассказовой. 
 
Иванов А. В. Череп с боевой травмой из Сентинского монастыря. К истории археологического исследования памятников Теберды // История и археология Крыма. 2019. № 9. С. 194-197.
Представитель­ница знатного аланского рода из Сентов
Представительница знатного аланского рода из Сентов. X-XIII в.
Череп с признаками прижизненной травмы происходит из коллекции, собранной в 1896 г. В. М. Сысоевым в ходе исследований Сентинского храма X в. и мавзолея. С высокой степенью вероятности, череп происходит из мавзолея – родовой усыпальницы представителей высшей аланской знати. Датировка погребения широкая – X–XIII вв. далее »
 Представитель клира из Нижнего Архыза . XI-XIII вв. 
В ходе археологических раскопок некрополя Северного Зеленчукского храма (возведен в X в.), проведенных в 1960 г. В.А. Кузнецовым, было исследовано погребение мужчины 35–45 лет. С высокой степенью вероятности данный некрополь являлся местом захоронения священнослужителей, проживавших в монастыре на «митрополичьей горе». 
Предварительная датировка погребения – XI–XIII вв. 
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается. 
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой. 
 
Кузнецов В.А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в XXII  веках. Пятигорск: Снег, 2017. 320 с.
Представитель клира из Нижнего Архыза
Представитель клира из Нижнего Архыза. XI-XIII вв.
В ходе археологических раскопок некрополя Северного Зеленчукского храма (возведен в X в.), проведенных в 1960 г. В.А. Кузнецовым, было исследовано погребение мужчины 35–45 лет. С высокой степенью вероятности данный некрополь являлся местом захоронения священнослужителей, проживавших в монастыре на «митрополичьей горе». далее »
 Представитель клира из Нижнего Архыза . XI-XIII вв. 
В ходе археологических раскопок некрополя Северного Зеленчукского храма (возведен в X в.), проведенных в 1960 г. В.А. Кузнецовым, было исследовано погребение мужчины 35–45 лет. С высокой степенью вероятности данный некрополь являлся местом захоронения священнослужителей, проживавших в монастыре на «митрополичьей горе». 
Предварительная датировка погребения – XI–XIII вв. 
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается. 
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой. 
 
Кузнецов В.А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в XXII  веках. Пятигорск: Снег, 2017. 320 с.
Представитель клира из Нижнего Архыза
Представитель клира из Нижнего Архыза. XI-XIII вв.
В ходе археологических раскопок некрополя Северного Зеленчукского храма (возведен в X в.), проведенных в 1960 г. В.А. Кузнецовым, было исследовано погребение мужчины 35–45 лет. С высокой степенью вероятности данный некрополь являлся местом захоронения священнослужителей, проживавших в монастыре на «митрополичьей горе». далее »
 Антоний, архиепископ Зихии , до 1039 – после 1054 гг. 
Архиепископ Зихии Антоний (ἀρχιεπισκόπου Ἀντωνίου Ζηκχίας) упоминается в «Документах синодов Константинопольских патриархов», в сентябре 1039 г. и июле 1054 г. – в таком событии как раскол между Западной и Восточной церквами (подписал отлучение папских легатов во главе с кардиналом Гумбертом). 
Помимо этого, с территории Таманского городища происходит шесть его одноматричных печатей (RegPatr.: P. 349-350, № 846, 365-367, № 869; Le Quien, 1740. Coll. 1325-1326; Чхаидзе, 2015. С. 95–98; 2021. С. 308–309). 
 
RegPatr.: Les régéstes des Actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I. Les Actes des Patriarches: Fasc. II et III. Les régéstes de 715 à 1206 par V. Grumel. Paris, 1989. 615 p. 
Le Quien M. Oriens Christianus, in Quatuor Patriarchatus Digestus. Tomus Primus. Parisiis, 1740. 
Чхаидзе В. Н. Византийские печати из Тамани. М., 2015. 202 с. 
Чхаидзе В. Н. Антоний, архиепископ Зихии (30-е–50-е годы XI в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Вып. XXXIII. Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. М., 2021. С. 308–311.
Антоний, архиепископ Зихии
Антоний, архиепископ Зихии, до 1039 – после 1054 гг.
Архиепископ Зихии Антоний (ἀρχιεπισκόπου Ἀντωνίου Ζηκχίας) упоминается в «Документах синодов Константинопольских патриархов», в сентябре 1039 г. и июле 1054 г. – в таком событии как раскол между Западной и Восточной церквами (подписал отлучение папских легатов во главе с кардиналом Гумбертом). далее »
 Иоанникий, монах , 1078 г. 
Квадр со следами закладки в стену из проконесского мрамора, видимо, вторичного использования. Лицевая сторона отшлифована. В начале XX в. был куплен для Керченского музея древностей, где хранится по настоящее время. 
Надпись на лицевой строне плиты в три строки: † Ἐκυμήθ(η) ὁ δοῦλ(ος) τοῦ Θ(ε)οῦ Ἠωανήκηο(ς) μοναχ(ός), ὁ (καὶ) ὐκοδόμ(ος), ἰς τὴν ἁγ(ίαν) μον(ὴν) ταύτ(ην), μινὶ Ὠκτοβρ(ίῳ) κγ´, ἡμέρᾳ γ´,ὅρ(ᾳ) γ´, ἔτου(ς) ͵ςφπζ´, ἰνδ(ικτιῶνος) β´ – † Почил раб Божий Иоанникий монах, он же и строитель, в этой святой обители, 23 октября, во вторник, в 3-й час, в 6587 году, во 2-й индикт. 
Памятник был вмонтирован в стену, вероятно, церкви, над местом захоронения Иоанникия. Христианское имя Иоанникий в Северном Причерноморье более не зафиксировано, но было популярно в среде византийского монашества. Термин «ойкодом» обозначает строителя в значении основателя монастыря (IOSPE V: 340; Латышев, 1905. С. 132–133. № 54; Скржинская, 1961. С. 74-84; Виноградов, 2021. С. 23. Илл. 4). 
 
IOSPE, V: Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Ancient Inscriptions of the Northern Black Sea. V: Byzantine Inscriptions by A. Vinogradov. 2015 (http://iospe.kcl.ac.uk/index.html). 
Латышев В. В.. Эпиграфические новости из Южной России. Находки 1903–1905 гг. // Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 14. СПб., 1905. С. 94–137. 
Скржинская Е. Ч. Греческая надпись из Тмуторокани // Византийский временник. Том XVIII. М., 1961. С. 74-84. 
Виноградов А. Ю. Палеография средне- и поздневизантийских надписей Северного Причерноморья // Каптаревские чтения – 19. М., 2021. С. 20-27.
Иоанникий, монах
Иоанникий, монах, 1078 г.
Квадр со следами закладки в стену из проконесского мрамора, видимо, вторичного использования. Лицевая сторона отшлифована. В начале XX в. был куплен для Керченского музея древностей, где хранится по настоящее время. далее »
 Константин , конец XI в. 
В «Типиконе» монастыря св. Иоанна Предтечи упоминается “возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин Зихийский” (τοῦ χαρτουλρίου κῦρι Κωνσταντίνου τοῦ Ζικχίας) (Пападопуло-Керамевс, 1913. С. 62), умерший, по всей видимости, в конце XI в.; 
однако неясно, был ли Константин хартуларием в Зихии либо, что менее вероятно, хартофилаксом Зихской епархии или же происходил оттуда (Виноградов, 2009. С. 189). 
 
Пападопуло-Керамевс А. И. Noctes Petropolitanae. Сборник византийских текстов XII–XIII веков. СПб., 1913. 303 с. 
Виноградов А. Ю. Зихия // Православная энциклопедия. Том XX. М., 2009. С. 186–192.
Константин
Константин, конец XI в.
В «Типиконе» монастыря св. Иоанна Предтечи упоминается “возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин Зихийский” (τοῦ χαρτουλρίου κῦρι Κωνσταντίνου τοῦ Ζικχίας) (Пападопуло-Керамевс, 1913. С. 62), умерший, по всей видимости, в конце XI в.; далее »
 Кириак, Мария и Константин, жители Таматархи , IX–X вв. 
Стела из ракушечника с навершием в виде круга со сложно профилированным валиком по краю и углублением для креста в центре. Обнаружена в 1980-х–1990-х гг. на Таманском полуострове. Хранится в Магнитогорском ГУ. 
Шестистрочная надпись под рельефом: Κ(ύρι)ε ὑ(μῶν?) (pro ἡ(μῶν?)), δέσπωτα κακοῦ, πθόνου καὶ ζήλουκαὶ πνευματικοῦ πράγματος· κ(ύρι)ε, δόξα σ[οι]. Κ(ύρι)ε ὦ θ(εό)ς, φύλαξον τοὺς δούλους τοῦ θ(εο)ῦ Κυριακὸν κ(αὶ) Μα(ρίαν) κ(αὶ) Κοσταντίνου ἀ̣[π]ὼ πθόνον, ψοφης κ(αὶ) μαγ[είας], κ(αὶ) πθόνος οὐκ ἅ̣(ψῃ αὐτούς (e.g.)] – Господи наш (?), Властный над злом, завистью, ревностью и действием духов; Господи, слава Т[ебе]. Господи Боже, сохрани рабов Божьих Кириака, Марию и Константина от завистей, наговоров и колдовства, и зависть [да не коснется их (?)].  (IOSPE V: 343). 
 
IOSPE, V: Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Ancient Inscriptions of the Northern Black Sea. V: Byzantine Inscriptions by A. Vinogradov. 2015 (http://iospe.kcl.ac.uk/index.html).
Кириак, Мария и Константин, жители Таматархи
Кириак, Мария и Константин, жители Таматархи, IX–X вв.
Стела из ракушечника с навершием в виде круга со сложно профилированным валиком по краю и углублением для креста в центре. Обнаружена в 1980-х–1990-х гг. на Таманском полуострове. Хранится в Магнитогорском ГУ. далее »
 Дедилец, касог-тмутараканец , посл. четв. XI – перв. четв XII в. 
Надпись-граффито в Софийском соборе Киева, в южной наружной галерее собора и наряду с другими граффити нанесена на фреску "Онуфрий". Четыре строки, написанных крупными буквами: «Дедилец-касог, тмутаракан[ец писал], идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!». 
Таким образом, надпись свидетельствовует о том, что ее автор – касог – христианин, носящий славянское мирское имя Дедилец, совершил паломничество на Русь. Слова, написанные на совершенном древнерусском языке, свидетельствуют о глубоком и искреннем приятии писавшим христианской веры (Высоцкий, 1976. C. 59–60, №149, Табл.LIV, LV.1; Зализняк, 2004. С. 256–257; Чхаидзе, Дружинина, 2005. С. 155–157. Рис. 1). 
 
Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской (По материалам граффити XI–XVII вв.). Киев, 1976. 455 с. 
Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей // Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1997–2000 годов). Том XI. М., 2004. 
Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Граффити из Софии Киевской – свидетельство христианизации касогов в конце XI – начале XII вв. // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 5. Армавир, 2005. С. 155–158.
Дедилец, касог-тмутараканец
Дедилец, касог-тмутараканец, посл. четв. XI – перв. четв XII в.
Надпись-граффито в Софийском соборе Киева, в южной наружной галерее собора и наряду с другими граффити нанесена на фреску "Онуфрий". Четыре строки, написанных крупными буквами: «Дедилец-касог, тмутаракан[ец писал], идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!». далее »

Христианский мир Северного Кавказа X-XIII веков


Аланская епархия Константинопольского патриархата
Аланская епархия
    Зихская епархия Константинопольского патриархата
Зихская епархия

Сотрудники подразделения >>


Новости подразделения

Доклад И.А. Дружининой «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.» 8 ноября 2022 года
Доклад И.А. Дружининой «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.»
8 ноября 2022 г. на заседании центра византийско-кавказских исследований ИВ РАН состоялось обсуждение доклада с.н.с., к.и.н. И.А. Дружининой на тему: «Мамлюки на Северном Кавказе в XIV — начале XVI в.».

Доклад Е. Ю. Ендольцевой и  Д. В. Шевченко 17 февраля 2022 года
Доклад Е. Ю. Ендольцевой и Д. В. Шевченко "Некоторые геометрические мотивы на Кавказе и в Каппадокии в эпоху средневековья: размышления об их истоках и смысле"
17 февраля 2022 г. на заседании центра византийско-кавказских исследований ИВ РАН состоялось обсуждение доклада д.иск., с.н.с. отдела сравнительного культуроведения ИВ РАН. Е. Ю. Ендольцевой и к.и.н., преподавателя Института иностранных языков Шеньянского педагогического университета (КНР) Д. В. Шевченко