Воин из Нижнего Архыза
Воин из Нижнего Архыза вторая половина X в.
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (построен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в западном рукаве храма выявлено погребение мужчины 25–29 лет.
далее »
На скелете погребенного зафиксированы многочисленные зажившие переломы. Причиной смерти стала рубленая рана, нанесенная в область центральной части левой теменной кости остро-рубящим лезвийным оружием (вероятнее всего, саблей). Травмы и морфологические особенности позволяют говорить о том, что человек много времени проводил в седле и участвовал в боевых столкновениях, одно из которых стало причиной его гибели.
Следует, заметить, что жизнь этого человека в подростковом возрасте не была комфортной и беззаботной. На периодические невзгоды, переживаемые им в отрочестве, указывают многочисленные (до 15) линии Гарриса – индикаторы физиологического стресса организма, отмеченные на рентгенограммах большеберцовых и бедренных костей.
О социальном положении погребенного некоторую информацию могут дать особенности одного из выявленных переломов. Левая локтевая кость мужчины в результате травмы в центральной части диафиза была представлена двумя изолированными фрагментами, которые образовали ложный сустав. Можно полагать, что переломанная надвое локтевая кость мужчины была так зафиксирована, что она не только срослась, но и образовался новый сустав. Это может указывать на то, что у погребенного был доступ к высококачественной медицинской помощи, позволившей сохранить ему руку. Помимо того, несмотря на травму руки он прожил вполне благополучные годы.
О привилегированном социальном положении, которого достиг мужчина к 25–29 годам, говорит сам факт его погребения во внутреннем пространстве одного из главных столичных храмов Алании.
Время его жизни было связано периодом наивысшей активности связей Алании и Византии в русле протекавшего процесса христианизации. Вероятная датировка погребения - вторая половина X в. Надо полагать, наш герой оказал немалое содействие христианской светской или церковной элите Алании, погибнув во время военного конфликта, чем заслужил честь быть погребенным в одном из главных храмов этого средневекового христианского государства. Возможно, именно причины и обстоятельства смерти повлияли на решение о погребении этого человека во внутреннем пространстве храма – месте захоронения представителей высшей аланской знати.
Комплексное палеоантропологическое исследование останков проведено д.и.н. М.Б. Медниковой.
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой.
Чхаидзе В.Н., Виноградов А.Ю., Дружинина И.А., Рассказова А.В., 2022. Грозою будь еретиков, опорой православных: погребение воина из Среднего Зеленчукского храма // Восточный курьер.
|
Знатная горожанка из Нижнего Архыза
Знатная горожанка из Нижнего Архыза. XII в.
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (построен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в приделе храма, на месте вероятного родового участка некрополя, выявлено погребение женщины 45–49 лет с выраженными монголоидными чертами лица.
далее »
О ее привилегированном социальном положении говорит сам факт погребения во внутреннем пространстве одного из главных столичных храмов Алании – месте захоронения представителей высшей аланской знати.
Предварительная датировка погребения – XII в.
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается.
Графическая реконструкция по черепу погребенной выполнена А.В. Рассказовой.
|
Знатный горожанин из Нижнего Архыза
Знатный горожанин из Нижнего Архыза XII в.
В ходе археологических раскопок Среднего Зеленчукского храма (возведен в X в.), которые проводит совместная Нижне-Архызская археологическая экспедиция ИА РАН, ИВ РАН, НИУ ВШЭ, в приделе храма, на месте вероятного родового участка некрополя, выявлено погребение мужчины 35–45 лет.
далее »
О его привилегированном социальном положении говорит сам факт погребения во внутреннем пространстве одного из главных столичных храмов Алании – месте захоронения представителей высшей аланской знати.
Предварительная датировка погребения – XII в.
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается.
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой.
|
Представительница знатного аланского рода из Сентов
Представительница знатного аланского рода из Сентов. X-XIII в.
Череп с признаками прижизненной травмы происходит из коллекции, собранной в 1896 г. В. М. Сысоевым в ходе исследований Сентинского храма X в. и мавзолея. С высокой степенью вероятности, череп происходит из мавзолея – родовой усыпальницы представителей высшей аланской знати. Датировка погребения широкая – X–XIII вв.
далее »
Череп принадлежит индивиду европеоидного облика в возрасте adultus (до 30 лет) (молодой женщине – ?). На левой теменной кости присутствует сквозное отверстие подпрямоугольной формы длиной около 30 мм и шириной 10 мм, интерпретируемое в качестве травмы, нанесенной сверху-сзади коротко-древковым оружием типа клевца. Признаков заживления раны не отмечено.
Череп находится на хранении в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический».
Графическая реконструкция по черепу погребенной выполнена А.В. Рассказовой.
Иванов А. В. Череп с боевой травмой из Сентинского монастыря. К истории археологического исследования памятников Теберды // История и археология Крыма. 2019. № 9. С. 194-197.
|
Представитель клира из Нижнего Архыза
Представитель клира из Нижнего Архыза. XI-XIII вв.
В ходе археологических раскопок некрополя Северного Зеленчукского храма (возведен в X в.), проведенных в 1960 г. В.А. Кузнецовым, было исследовано погребение мужчины 35–45 лет. С высокой степенью вероятности данный некрополь являлся местом захоронения священнослужителей, проживавших в монастыре на «митрополичьей горе».
далее »
Предварительная датировка погребения – XI–XIII вв.
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается.
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой.
Кузнецов В.А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в XXII веках. Пятигорск: Снег, 2017. 320 с.
|
Представитель клира из Нижнего Архыза
Представитель клира из Нижнего Архыза. XI-XIII вв.
В ходе археологических раскопок некрополя Северного Зеленчукского храма (возведен в X в.), проведенных в 1960 г. В.А. Кузнецовым, было исследовано погребение мужчины 35–45 лет. С высокой степенью вероятности данный некрополь являлся местом захоронения священнослужителей, проживавших в монастыре на «митрополичьей горе».
далее »
Предварительная датировка погребения – XI–XIII вв.
Комплексное палеоантропологическое исследование останков продолжается.
Графическая реконструкция по черепу погребенного выполнена А.В. Рассказовой.
Кузнецов В.А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в XXII веках. Пятигорск: Снег, 2017. 320 с.
|
Антоний, архиепископ Зихии
Антоний, архиепископ Зихии, до 1039 – после 1054 гг.
Архиепископ Зихии Антоний (ἀρχιεπισκόπου Ἀντωνίου Ζηκχίας) упоминается в «Документах синодов Константинопольских патриархов», в сентябре 1039 г. и июле 1054 г. – в таком событии как раскол между Западной и Восточной церквами (подписал отлучение папских легатов во главе с кардиналом Гумбертом).
далее »
Помимо этого, с территории Таманского городища происходит шесть его одноматричных печатей (RegPatr.: P. 349-350, № 846, 365-367, № 869; Le Quien, 1740. Coll. 1325-1326; Чхаидзе, 2015. С. 95–98; 2021. С. 308–309).
RegPatr.: Les régéstes des Actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I. Les Actes des Patriarches: Fasc. II et III. Les régéstes de 715 à 1206 par V. Grumel. Paris, 1989. 615 p.
Le Quien M. Oriens Christianus, in Quatuor Patriarchatus Digestus. Tomus Primus. Parisiis, 1740.
Чхаидзе В. Н. Византийские печати из Тамани. М., 2015. 202 с.
Чхаидзе В. Н. Антоний, архиепископ Зихии (30-е–50-е годы XI в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Вып. XXXIII. Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. М., 2021. С. 308–311.
|
Иоанникий, монах
Иоанникий, монах, 1078 г.
Квадр со следами закладки в стену из проконесского мрамора, видимо, вторичного использования. Лицевая сторона отшлифована. В начале XX в. был куплен для Керченского музея древностей, где хранится по настоящее время.
далее »
Надпись на лицевой строне плиты в три строки: † Ἐκυμήθ(η) ὁ δοῦλ(ος) τοῦ Θ(ε)οῦ Ἠωανήκηο(ς) μοναχ(ός), ὁ (καὶ) ὐκοδόμ(ος), ἰς τὴν ἁγ(ίαν) μον(ὴν) ταύτ(ην), μινὶ Ὠκτοβρ(ίῳ) κγ´, ἡμέρᾳ γ´,ὅρ(ᾳ) γ´, ἔτου(ς) ͵ςφπζ´, ἰνδ(ικτιῶνος) β´ – † Почил раб Божий Иоанникий монах, он же и строитель, в этой святой обители, 23 октября, во вторник, в 3-й час, в 6587 году, во 2-й индикт.
Памятник был вмонтирован в стену, вероятно, церкви, над местом захоронения Иоанникия. Христианское имя Иоанникий в Северном Причерноморье более не зафиксировано, но было популярно в среде византийского монашества. Термин «ойкодом» обозначает строителя в значении основателя монастыря (IOSPE V: 340; Латышев, 1905. С. 132–133. № 54; Скржинская, 1961. С. 74-84; Виноградов, 2021. С. 23. Илл. 4).
IOSPE, V: Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Ancient Inscriptions of the Northern Black Sea. V: Byzantine Inscriptions by A. Vinogradov. 2015 (http://iospe.kcl.ac.uk/index.html).
Латышев В. В.. Эпиграфические новости из Южной России. Находки 1903–1905 гг. // Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 14. СПб., 1905. С. 94–137.
Скржинская Е. Ч. Греческая надпись из Тмуторокани // Византийский временник. Том XVIII. М., 1961. С. 74-84.
Виноградов А. Ю. Палеография средне- и поздневизантийских надписей Северного Причерноморья // Каптаревские чтения – 19. М., 2021. С. 20-27.
|
Константин
Константин, конец XI в.
В «Типиконе» монастыря св. Иоанна Предтечи упоминается “возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин Зихийский” (τοῦ χαρτουλρίου κῦρι Κωνσταντίνου τοῦ Ζικχίας) (Пападопуло-Керамевс, 1913. С. 62), умерший, по всей видимости, в конце XI в.;
далее »
однако неясно, был ли Константин хартуларием в Зихии либо, что менее вероятно, хартофилаксом Зихской епархии или же происходил оттуда (Виноградов, 2009. С. 189).
Пападопуло-Керамевс А. И. Noctes Petropolitanae. Сборник византийских текстов XII–XIII веков. СПб., 1913. 303 с.
Виноградов А. Ю. Зихия // Православная энциклопедия. Том XX. М., 2009. С. 186–192.
|
Кириак, Мария и Константин, жители Таматархи
Кириак, Мария и Константин, жители Таматархи, IX–X вв.
Стела из ракушечника с навершием в виде круга со сложно профилированным валиком по краю и углублением для креста в центре. Обнаружена в 1980-х–1990-х гг. на Таманском полуострове. Хранится в Магнитогорском ГУ.
далее »
Шестистрочная надпись под рельефом: Κ(ύρι)ε ὑ(μῶν?) (pro ἡ(μῶν?)), δέσπωτα κακοῦ, πθόνου καὶ ζήλουκαὶ πνευματικοῦ πράγματος· κ(ύρι)ε, δόξα σ[οι]. Κ(ύρι)ε ὦ θ(εό)ς, φύλαξον τοὺς δούλους τοῦ θ(εο)ῦ Κυριακὸν κ(αὶ) Μα(ρίαν) κ(αὶ) Κοσταντίνου ἀ̣[π]ὼ πθόνον, ψοφης κ(αὶ) μαγ[είας], κ(αὶ) πθόνος οὐκ ἅ̣(ψῃ αὐτούς (e.g.)] – Господи наш (?), Властный над злом, завистью, ревностью и действием духов; Господи, слава Т[ебе]. Господи Боже, сохрани рабов Божьих Кириака, Марию и Константина от завистей, наговоров и колдовства, и зависть [да не коснется их (?)]. (IOSPE V: 343).
IOSPE, V: Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Ancient Inscriptions of the Northern Black Sea. V: Byzantine Inscriptions by A. Vinogradov. 2015 (http://iospe.kcl.ac.uk/index.html).
|
Дедилец, касог-тмутараканец
Дедилец, касог-тмутараканец, посл. четв. XI – перв. четв XII в.
Надпись-граффито в Софийском соборе Киева, в южной наружной галерее собора и наряду с другими граффити нанесена на фреску "Онуфрий". Четыре строки, написанных крупными буквами: «Дедилец-касог, тмутаракан[ец писал], идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!».
далее »
Таким образом, надпись свидетельствовует о том, что ее автор – касог – христианин, носящий славянское мирское имя Дедилец, совершил паломничество на Русь. Слова, написанные на совершенном древнерусском языке, свидетельствуют о глубоком и искреннем приятии писавшим христианской веры (Высоцкий, 1976. C. 59–60, №149, Табл.LIV, LV.1; Зализняк, 2004. С. 256–257; Чхаидзе, Дружинина, 2005. С. 155–157. Рис. 1).
Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской (По материалам граффити XI–XVII вв.). Киев, 1976. 455 с.
Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей // Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. (Из раскопок 1997–2000 годов). Том XI. М., 2004.
Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Граффити из Софии Киевской – свидетельство христианизации касогов в конце XI – начале XII вв. // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 5. Армавир, 2005. С. 155–158.
|