ИВ РАН

Статьи

Аланская епархия Константинопольского патриархата

Виноградов Андрей Юрьевич Аланская епархия Константинопольского патриархата Аланская епархия Константинопольского патриархата

 
Архиепископия, а затем митрополия Константинопольского патриархата. Алания и Росия (Русь) были в средневизантийский период единственными епархиями Константинопольского патриархата, находившимися за пределами Византийской империи.

В 1162 и 1166 гг. византийский канонист Иоанн Зонара обосновывал это тем, что аланы примыкают к подчиненному ему Понтийскому диоцезу, тогда как Феодор Вальсамон через 10 лет уже причислял их к этому диоцезу.

После работы монахов-миссионеров во главе с Евфимием в феврале 914 г. в Аланию был отправлен ее первый иерарх — архиепископ Петр. Таким образом, Алания получила статус автокефальной архиепископии, подчинявшейся напрямую Константинопольскому патриарху и не имевшей подчиненных епископий. Архиепископ Петр прибыл в Аланию через Абхазию, где получил помощь от местного царя Константина III (а позднее — от его сына Георгия ΙΙ), который поспособствовал также крещения правителя алан. На месте Петр столкнулся в Алании как с бытовыми, так и с каноническими проблемами, например, с многоженством алан. В ответ на его жалобы Константинопольский патриарх Николай Мистик прислал ему между 922 и 925 г. на помощь первого крестителя алан — игумена Евфимия, однако между ними возник конфликт, в котором патриарх стал на сторону своего приближенного Евфимия. В 910–920-х гг. центр Аланской архиепископии, возможно, находился на Ильичевском городище (Отрадненский район Краснодарского края), где были построены две базилики, в т.ч. с изолированными нефами, находящими прямые аналогии в зодчестве Абхазии Х в.

В 932 г. или вскоре после этого аланы, начав по инициативе Византии войну против хазар и потерпев поражение, вынуждены были изгнать византийского иерарха и священников. Возвращение к союзу с империей и рехристианизация Алании произошли ок. 950 г., вероятно, в рамках политики Константина VII Багрянородного. Возможно, именно в это время в Аланию прибывает известный нам по своей печати митрополит Игнатий. Статус Аланской церкви был поднят до титулярной (не имеющей подчиненных епископий) митрополии, которой она оставалась до самого конца своего существования, а статус правителя Алании — до уникального титула эксусиократора. 2 апреля 965 г. митрополит Алании Феодор, в присутствии посланника императора Никифора II Фоки, освятил Сентинский храм, посвященный Богородице и построенный эксусиократором Давидом и его супругой Марией. Центр митрополии переносится на Нижнеархызское городище (возможно, также называлось Аланией), где возводятся три купольных храма: Средний — кафедральный (мастерами из Центральной Анатолии), монастырский — Северный (абхазскими зодчими) и, вероятно, домовый, — Южный.

C XI в. Алания появляется в Notitia epicopatuum Константинопольской Церкви (начиная с Notitia 11). Вплоть до конца XIV в. она занимает не слишком высокое место на границе второй и третьей трети митрополий, сразу после митрополии Росии, которая была учреждена позднее (не ранее середины 990-х гг.). Клирики Аланской митрополии активно взаимодействовали с Константинополем. В 997/8 г. патриарх Сисиний II обязал ставропигиальный монастырь св. Епифания в понтийском Керасунте снабжать митрополита Алании Николая вином (12 мер), сыром (24 литры) и хлебом во время его морских путешествий, но при этом освободил ее от его постоя и от снабжения его посланников. После смерти Николая клирики Аланской митрополии получили аудиенцию у императора Василию II во время его возвращения из кавказского похода в 1021 г., ложно представив ему ситуацию и, как наследники Николая, незаконно получив патриаршую грамоту с правом полного владения монастырем. Однако Николай, судья фемы Халдия, провел расследование и сообщил о нем Василию II, который в мае 1024 г. отменил решение в пользу аланских клириков и вернул в действие грамоту Сисиния. Возможно, непосредственным преемником Николая был Климент, подписавшийся в 1032 г. под актами Константинопольского собора: его имя стоит предпоследним среди митрополитов. Преемником Климента был Евстратий, «монах и митрополит Алании», чья печать датируется серединой столетия. В XI в. византийскими мастерами были полностью расписаны Сентинский, Средний и Северный Зеленчукский храмы.

В XII в., в связи с начавшейся децентрализацией Алании, Аланская митрополия начинает испытывать проблемы. Видимо, в этой связи при патриархе Николае III Грамматике (1084–1111), охотно объединявший кафедры, и митрополите Иоанне Монастириоте, не позднее 1105 г., к ней было присоединено архиепископство Сотириополя (Сотирополя; совр. Борчка в Турции). При этом именно «Алании был отдан Сотириополь», а не наоборот, и свидетельств о реальном переселении Аланского митрополита в Понт для XII в. нет. Все остальные упоминания о митрополитах Алании в XII в. связаны с их пребыванием на соборах в Константинополе. Не названный по имени митрополит участвовал в осуждении двух неканонично поставленных епископов в 1146 г. Еще один митрополит присутствовал 19 ноября 1169 г. на соборе, обсуждавшем вопрос дарения монастыря; вероятно, он идентичен митрополиту Георгию, который через год, в ноябре 1170 г., присутствовал на синоде, запретившим епископам рукополагать пришедших из другой епархии. Возможно, его же византийский канонист Феодор Вальсамон в 1170-е гг. спрашивал, оставляют ли его пресвитеры своих жен после рукоположения, как некоторые священники в «варварских землях», но тот ответил отрицательно.

Падение Константинополя в 1204 г. прервало связь Константинопольского патриархата с Аланией на два десятилетия. Митрополит Феодор, прибыв в Аланию в 1223 г., обнаружил, что некий лаз-лжеепископ рукополагал там священников за мзду: вероятно, некий трапезунтец занял соединенную с Аланией Сотириопольскую кафедру, находившуюся во владениях Великих Комнинов. В свою очередь, сам Феодор пытался окормлять полуязычников-алан вокруг Херсона, но наткнулся на сопротивление местного митрополита. Другой Аланский митрополит в 1276 г. собирался посетить этих севернопричерноморских алан. Кавказских же алан Феодор называет в своем исполненном риторики отчете «христианами только по имени». О том же говорит и Гийом де Рубрук, посетивший Северный Кавказ в 1253–1254 гг. В это время среди алан, как кавказских, так и степных, действовали также и католические миссионеры. После середины XIII в. мы встречаем Аланских митрополитов исключительно за пределами самой Алании, которая, очевидно, перестала быть их резиденцией. В 1272 г. анонимный Аланский митрополит подписал письмо папе Григорию Х об унии и в 1274 г. – саму унию, а в 1285 г. митрополит Никита участвовал в осуждении Векка – всё в Константинополе.

В XIV в. Аланская митрополия испытывает новые сложности. В 1317 г. от нее было отделено архиепископство/митрополия Кавкасии (локализация неизвестна), снова слитое с Аланией между 1347 и 1364 гг. Дважды от Алании ненадолго отделялась Сотириопольская епархия (в 1344–1347 и 1360–1364 гг.), превращенная из архиепископии в митрополию. Возможно, именно поэтому под актами Константинопольского собора 1347 г. стоит подпись «митрополита всей Алании» Лаврентия, жаловавшегося, что без Сотириополя Аланская епархия оказывается лишена кафедрального города, так как сами аланы — народ пастушеский. Из дела 1350–1365 гг. Аланского митрополита-трапезунтца Симеона, низложенного за канонические преступления (притеснение клириков Таны и закрытие их церквей, поставление женатого священника в епископы, к тому же, на не подчинявшуюся Симеону Кавкасийскую кафедру и др.), известно, что он проживал в основном в Тане на Нижнем Дону, получал ярлык от хана в Орде и поставлял епископа в Сарай и что Аланская митрополия, кроме земель «вокруг Алании, Кавкасии и Ахохии» (локализация неизвестна), владела церквями Богородицы Утешения (Παραμυθίας) в Трапезунте и Богородицы Афиниотиссы в Сотириополе, а также деревнями в Понте.

В конце XIV – середине XV вв. аланские иерархи оказываются связаны уже с Трапезунтом. В 1391 г. Феодор Панарет, великий иконом Трапезунтской Церкви, был назначен патриаршим экзархом, в т.ч. в Аланию и Сотириополь. В 1400–1402 гг., когда патриарх Матфей I передал в Трапезунт право хиротонии Аланского митрополита, Мануил III Великий Комнин дважды предлагал патриарху деньги за поставление нужного ему трапезунтского кандидата. Аланский митрополит Мелетий умер в 1447 г. в трапезунтском монастыре св. Саввы, а акт 1451 г. указывает, что митрополит Алании пребывал именно в этом городе.

После падения Константинополя в 1453 г. и Трапезунта в 1461 г. Аланская митрополия приходит в полный упадок и существует лишь номинально. Последний ее митрополит упоминается в 1591 г. По всей видимости, к Аланской митрополии должны были принадлежать в XV–XVI вв. и христианизированные черкесы и кабардинцы, сохранявшие остатки христианских верований и использовавшие греческое письмо вплоть до конца XVIII в.


Литература

  1. Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты – древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-Западного Кавказа. М., 2011. 392 с.
  2. Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. 2021. История и искусство христианской Алании. 2-е издание, исправленное. М. 440 с.
  3. Виноградов А.Ю. Очерк истории аланского христианства в X–XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сереевича Чичурова. М., 2006. С. 102–155.
  4. Виноградов А. Ю. Византийская политика в Восточном Причерноморье: (2-я пол. VII – 1-я пол. X в.) // Древности Западного Кавказа. Вып. 1. Краснодар, 2013. С. 156–176.
  5. Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 1. VIII–X вв. // Богословские труды. № 46. М., 2015. С. 77–116.
  6. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. 176 с.
  7. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ, 2002. 159 с.
  8. Кузнецов В. А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в X–XII веках. Пятигорск, 2017. 320 с.
  9. Кузнецов В. А. Кавказская Алания. Запад–Восток. Историко-археологические очерки. Пятигорск, 2019. 208 с.
  10. Перфильева Л. А. Аланская епархия // Православная энциклопедия. Том I. М., 2008. С. 440–444.
  11. Пинкин А. Н., Савенко С. Н. Архыз – древний центр христианства. Ставрополь, 2009. 64 с.
  12. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. Ростов-на-Дону, 2006. 176 с.

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

24 – 26 апреля 2024 года
Всероссийская научная конференция с международным участием «Востоковедные полевые исследования»
Конференция организована Центром историко-археологических исследований Крыма и Средиземноморья и состоится 24-26 апреля 2024 года в Институте востоковедения РАН.
24 – 27 апреля 2024 года
Выставка икебаны Московского филиала Согэцу «СЛОВО ВЕСНЫ»
Пройдет с 24 по 27 апреля 2024 года в залах Восточного Культурного Центра Института востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ