ИВ РАН

Центр арабских и исламских исследований

Система работы ЦАИИ, его цели, задачи, методология работы Центра, равно как и его внутренняя структура и формы презентации результатов работы задаются двумя принципиальными обстоятельствами.

Первое: необходимость сочетания прикладных исследований с фундаментальными.

Второе: междисциплинарность и комплексность исследовательских программ при растущей дифференциации научного знания.

Первое обстоятельство определяет основные параметры деятельности. Каждое направление исследовательской работы может вестись на трех основных уровнях:

  • мониторинг текущей ситуации и соответственно оперативная аналитика, отвечающая практическим нуждам российского общества и государства;
  • средний уровень исследований, на котором результаты мониторинга систематизируются и концептуализируются, вводятся в широкий исторический контекст, приобретают теоретическую и методологическую значимость;
  • глубинный уровень исследований предполагает выявление фундаментальных основ рассматриваемых процессов и структур, их анализ в феноменологической и длительной исторической перспективе.

Учитывая ограниченность ресурсов, круг рассматриваемых вопросов задается именно первым уровнем, то есть прикладной необходимостью, в то время как достижение глубинного уровня исследований становится важнейшей целью всей работы.

Прагматизм и фундаментальность становятся, таким образом, определяющими принципами работы ЦАИИ.

Содержание работы ЦАИИ

Междисциплинарность и комплексность наравне с существующей исследовательской традицией определяют содержание работы ЦАИИ, в котором выделяются пять основных направлений: политическое, социальное, экономическое, гуманитарное и исламоведческое, каждое из которых совмещает в себе историческое и феноменологическое измерения.

Эти пять, существующих сегодня в ЦАИИ, направлений исследований в перспективе могут и должны быть расширены, в частности, в сферу культурологии.

В рамках всех этих направлений реализуются различные аспекты общих исследовательских тем.

На сегодняшний день таких тем три.

Первая тема: Традиция, трансформация и революция в арабо-мусульманской цивилизации.

На верхнем уровне ее исследование предполагает постоянный мониторинг политической и гуманитарной жизни, социальных процессов, экономической динамики развития арабского мира, а также актуальных проблем религиозной жизни арабо-мусульманских сообществ.

На среднем уровне она предполагает изучение закономерностей и путей трансформации политических систем арабских государств, основ политической культуры арабо-мусульманских обществ, проблем социально-экономической модернизации, общественных отношений и общественной мысли в арабо-мусульманской культуре.

Наконец, на глубинном уровне рассматриваются такие проблемы как таклид и иджтихад в исламе, проблема власти, государства, общества в арабо-мусульманской культуре, проблема толкования священных текстов ислама и их политической инструментализации и т.д.

Вторая тема: Единство и множественность арабо-мусульманской цивилизации.

На верхнем уровне рассматриваются актуальные проблемы региональных отношений в арабском мире, внешняя политика отдельных государств, региональных объединений и организаций, общерегиональные и страновые аспекты хозяйственного развития и т.д.

На среднем уровне: в исторической перспективе рассматриваются проблемы регионального развития и региональной безопасности, межрегиональные связи Арабского мира, ведутся историко-компаративистские исследования арабского мира, изучение политической и социально-экономической истории отдельных стран; экономическая дифференциация арабских стран; различные формы бытования ислама.

На глубинном уровне проблема единства и множественности в арабо-мусульманской культуре предполагает определение ее базовых и суплементарных элементов.

Третья тема: Россия – Арабский мир – ислам.

Эта тема предполагает на верхнем уровне оперативный анализ отношений РФ как с отдельными арабскими странами, региональными организациями и объединениями.

На среднем уровне – исследование истории двусторонних отношений, определение места государств Арабского Востока во внешней политике России (и наоборот), анализ проблем взаимовлияния арабо-мусульманской и российской культур.

На глубинном уровне проводятся компаративные исследования исторических путей развития двух цивилизаций.

Учитывая прагматический императив работы ЦАИИ эта тема, в значительной степени, определяет и исследовательские подходы относительно двух остальных.

В рамках каждой из тем исследования фундируются комментированными переводами важнейших памятников арабо-мусульманской культуры.

Структура ЦАИИ, формы работы и презентации результатов.

Учитывая потребность в сочетании комплексности и многоуровневости исследований с растущей в арабистике дифференциацией, основной формой работы становятся коллективные проекты, выполняемые небольшими научными группами, каждый из которых вписывается в общую исследовательскую тему.

Необходимость интеграции ЦАИИ в международное научное сообщество диктует и активное развитие международных исследовательских проектов, выполняемых в тесном сотрудничестве с коллегами из стран региона.

Вместе с тем, углубление содержания исследований предполагает расширение полевой работы в странах региона.

Промежуточные результаты деятельности проектных групп докладываются на периодических семинарах.

Результаты индивидуальной работы  авторов обсуждаются в рамках постоянно действующего методологического семинара.

Кроме того, постоянный мониторинг развития арабского мира предполагает регулярные страновые обзоры.

Приглашение на методологические семинары и страновые обзоры не только заинтересованных коллег, но также аспирантов и студентов позволит со временем консолидировать вокруг ЦАИИ московское сообщество арабистов.

 Результаты коллективных исследований по каждой теме презентуются в нескольких форматах параллельно.

Анализ верхнего уровня предполагает подготовку оперативных документов (аналитических записок, справок и т.д.) как для государственных ведомств, так и для общественных и частных организаций.

Другая форма – это аналитические доклады, публикуемые на русском и английском языках, что составляет важный элемент интеграции ЦАИИ в международное научное сообщество.

Как показывает практика, эта форма обладает важной культуртрегерской функцией, она оказывается особенно востребованной как мировым экспертным сообществом, так и заинтересованными представителями гражданского общества, власти и бизнеса.

Наиболее фундаментальной формой презентации коллективных проектов являются коллективные монографии, разрабатываемые в тесном сотрудничестве авторов, и отражающие своим содержанием все три уровня исследований.

Центр ведет важную работу по сотрудничеству и координации научных исследований с московскими и рядом российских научных центров, а также с некоторыми странами СНГ.

Большая группа ведущих научных сотрудников Центра систематически сотрудничает со средствами массовой информации России и зарубежья, оперативно откликается на важнейшие события, которые разворачиваются в арабском мире, в особенности на протяжении Арабского пробуждения с 2011 г.

Участие в фундаментальных исследованиях Президиума РАН и ОИФН РАН:

Сейранян БГ., Исаев В.А. и Филоник А.О. работают над реализацией проекта ЦАИИ, включенного в Программу ОИФН РАН «Нации и государства в мировой истории», под названием «Современные арабские монархии: становление, эволюция и типология государственности», исполнение которого рассчитано на три года (2012-2014 гг.).

Участие в международных, федеральных целевых, региональных программах, программах РФФИ, а также зарубежные гранты, государственные контракты, контракты с российскими заказчиками, международные проекты и соглашения с зарубежными партнерами:

  1. Ибрагим Т. Грант по Федеральной программе Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре». 2012-2014.
  2. Ибрагим Т. Грант РГНФ «Атомизм и мировая культура» (рук. д. филос.н. Лысенко В.Г., Институт философии РАН).
  3. Кузнецов В.А. Грант РГНФ. «Единство и множественность, часть и целое: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре». Номер государственной регистрации проекта: 01201371953. Руководитель проекта – академик РАН Смирнов А.В.

Представители ЦАИИ принимают участие в комплексных научных экспедициях, в том числе в составе Российско-йеменской комплексной экспедиции в Йеменской Республике, один из отрядов которой возглавляет прежний руководитель Центра, а с 2009 г. – директор Института востоковедения В.В. Наумкин.

Сотрудники Центра активно взаимодействуют с госструктурами (Совет Безопасности РФ, МИД, Федеральное собрание РФ, министерство юстиции, Общественная палата и т.д.).

Десять сотрудников ЦАИИ занимаются преподавательской работой в ведущих вузах страны (МГУ, ИСАА, МГИМО, МПГУ, ПСТГУ, РГГУ, ВШЭ, Институте стран Востока).

Награды:

Сотрудники ЦАИИ неоднократно награждались за свою научную и общественную деятельность. Среди полученных в последние годы наград следует отметить орден «За пользу Отечеству – Золотой крест» (общественная награда), юбилейную медаль «В память 1000-летия Казани», премия им. С.Ф. Ольденбурга за 2009 г. Президиума РАН, Почетную грамоту Государственной Думы РФ за существенный вклад в развитие сотрудничества Российской Федерации с государствами СНГ, грамоту Совета безопасности РФ за активное участие в работе Научного совета.


Сотрудники подразделения >>


Новости подразделения

Публичная лекция Дэниела Куртцера «Israeli-Palestinian conflict» 26 июня 2020 года
Публичная лекция Дэниела Куртцера «Israeli-Palestinian conflict»
25 июня 2020 года состоялась дистанционная публичная лекция известного американского дипломата, профессора Дэниела Куртцера, посвященная современному состоянию палестино-израильского конфликта.

Онлайн-семинар «Saudi Arabia - Russia Oil Interactions» («Саудовская Аравия – Россия: нефтяное взаимодействие») 24 июня 2020 года
Онлайн-семинар «Saudi Arabia - Russia Oil Interactions» («Саудовская Аравия – Россия: нефтяное взаимодействие»)
24 июня 2020 года состоялся онлайн-семинар «Saudi Arabia - Russia Oil Interactions» («Саудовская Аравия – Россия: нефтяное взаимодействие»), посвящённый взаимодействию Саудовской Аравии (КСА) и России в нефтяной сфере.

Онлайн-семинар “The energy factor in the Libyan conflict: domestic and regional dynamics” 19 июня 2020 года
Онлайн-семинар “The energy factor in the Libyan conflict: domestic and regional dynamics”
19 июня 2020 года состоялся онлайн-семинар, посвящённый роли энергетического фактора в ливийском конфликте.

«Истоки современного международного терроризма и трагические уроки России: к 115-летию мученической гибели Великого Князя Сергия Александровича» 18 февраля 2020 года
«Истоки современного международного терроризма и трагические уроки России: к 115-летию мученической гибели Великого Князя Сергия Александровича»
На прошедших в Новоспасском ставропигиальном монастыре Первых Всероссийских Сергиевских чтениях, посвященных теме «Истоки современного международного терроризма и трагические уроки России: к 115-летию мученической гибели Великого Князя Сергия Александровича» 17 февраля 2020 г. выступил ведущий научный сотрудник ЦАИИ ИВ РАН А.В. Сарабьев.

Встреча с руководством Университета Малайя 6 декабря 2019 года
Встреча с руководством Университета Малайя
5 декабря 2019 года в г. Куала-Лумпур (Малайзия) состоялась встреча заместителя директора ИВ РАН по развитию, председателя Делового совета по сотрудничеству с Малайзией В.Н. Саутова и представителя Института востоковедения РАН, в.н.с. ЦАИИ А.В. Сарабьева с руководством Университета Малайя (University of Malaya).

«Научное сопровождение туризма в Палестину» 15 июня 2019 года
«Научное сопровождение туризма в Палестину»
14 июня 2019 г. ведущий научный сотрудник ЦАИИ ИВ РАН, к.и.н. А.В. Сарабьев выступил с докладом «Научное сопровождение туризма в Палестину» на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы сотрудничества России и Палестины: развитие религиозного туризма и паломничества на современном этапе» (Москва, Императорское православное палестинское общество).

Мудрость хадисов у стен Кремля 24 апреля 2019 года
Мудрость хадисов у стен Кремля
Отчет о прочитанных лекциях

Официальный визит в Институт востоковедения РАН  делегации ливийской НПО STACO 27 февраля 2019 года
Официальный визит в Институт востоковедения РАН делегации ливийской НПО STACO
27 февраля 2019 г. организованный Центром арабских и исламских исследований (ЦАИИ) в сотрудничестве с Русской гуманитарной миссией (РГМ), состоялся официальный визит в Институт востоковедения РАН делегации ливийской неправительственной благотворительной организации Шейха Тахира Аззауи (STACO).

Развитие исламского образования обсудили ректор КФУ и руководство Института востоковедения РАН 14 апреля 2018 года
Развитие исламского образования обсудили ректор КФУ и руководство Института востоковедения РАН
Встреча состоялась 15 апреля в формате делового завтрака.

Международный дискуссионный клуб Валдай опубликовал научный доклад, подготовленный сотрудниками Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН 27 августа 2016 года
Международный дискуссионный клуб Валдай опубликовал научный доклад, подготовленный сотрудниками Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН
"Ближний Восток в эпоху испытаний: травмы прошлого и вызовы будущего"

Сотрудники Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН приняли участие в международной научно-практической конференции «IR на Ближнем Востоке: бизнес-стратегии от Ирана до Марокко» 1 марта 2016 года
Сотрудники Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН приняли участие в международной научно-практической конференции «IR на Ближнем Востоке: бизнес-стратегии от Ирана до Марокко»
10 февраля 2016 года сотрудники Центра арабских и исламских исследований Института Востоковедения РАН и представители Международного клуба ближневосточных исследований (IMEClub) приняли участие в международной научно-практической конференции «IR на Ближнем Востоке: бизнес-стратегии от Ирана до Марокко», организованной на площадке Московской биржи. Такая встреча экспертов с представителями российского бизнес-сообщества была обусловлена потребностью последних в поиске новых партнеров и инвестиционных механизмов в странах Ближнего Востока.

Лекция Бориса Долгова о своей командировке в Сирийскую Арабскую Республику 16 декабря 2015 года
Лекция Бориса Долгова о своей командировке в Сирийскую Арабскую Республику
16 декабря 2015 г. в Институте востоковедения РАН, при обсуждении современной ситуации в Сирии, с объёмной лекцией выступил старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований, к.и.н. Долгов Борис Васильевич.

IX Конференция российских арабистов «Перспективные направления арабских исследований» 13 декабря 2015 года
IX Конференция российских арабистов «Перспективные направления арабских исследований»
16-18 ноября 2015 года в ИВ РАН состоялась IX Конференция российских арабистов «Перспективные направления арабских исследований», организованная Центром арабских и исламских исследований ИВ РАН.

Круглый стол «Влияние сирийского конфликта на Россию: внутриполитический и международный аспекты» 26 ноября 2015 года
Круглый стол «Влияние сирийского конфликта на Россию: внутриполитический и международный аспекты»
26 ноября 2015 г. в конференц-зале гостиницы «Будапешт» прошел круглый стол «Влияние сирийского конфликта на Россию: внутриполитический и международный аспекты» организованный Институтом востоковедения РАН, при содействии «Фондаподдержки исламской культуры, науки и образования» и Международного координационного центра «Islamica» ИМОИиВ КФУ

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА! 19 сентября 2015 года
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА!
20 сентября исполняется 90 лет выдающемуся ученому, блестящему историку-арабисту, доктору исторических наук Ирине Михайловне Смилянской.

Новые статьи

К ЧИТАТЕЛЯМ, или О взаимосвязи религиозной политики и религии
DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-10-25

Вопросы религиозной политики и ее неоднозначной связи с вопросами внутренней жизни религиозных общин стали центральной темой нынешнего выпуска. То, как политические амбиции государств или официальных структур вторгаются в повседневную жизнь верующих, обычно вызывает негативные оценки. Тем не менее, это вторжение – такая же объективная данность, как и сложные взаимоотношения между разными конфессиональными группами, которые существуют от начала, искони. Собственно, регуляция социальных отношений, в том числе межконфессиональных, является в идеале той обязанностью государства, которая отображается во многих фактах его «вмешательства» в религиозную жизнь, и которая реализуется в том, что называют религиозной политикой.
Российское влияние на ближневосточные церковные дела: 120 лет тому назад
DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–67–95

золотым временем» в истории внешней политики нашей страны в отношении российского влияния на церковные дела Ближневосточного региона. Автор выделяет основные узловые моменты, позволяющие так характеризовать тот период. Явные успехи зарубежной религиозной политики проявлялись, в частности, в сфере лоббирования кандидатур церковных иерархов на православном Антиохийском престоле и даже на Константинопольском. Важной вехой религиозной политики Российской империи за рубежом стал успех в избрании весной 1899 г. на Антиохийский патриарший престол первого патриарха-араба Мелетия II Думани. Вскоре «русофильская» партия победила на выборах Константинопольского патриарха, когда в мае 1901 г. на престол во второй раз взошел известный якобы своими пророссийскими взглядами Иоаким III. Последовал многолетний остракизм медленно набиравшей силу арабской церковной иерархии Антиохийского престола со стороны греческих по своему составу иерархияй Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархатов. Все же на первом плане российского влияния оставалась образовательная деятельность ИППО, которая ослабнет лишь к началу I Мировой войны.
Нехватка церковных кадров для арабской иерархии епископских кафедр Антиохийской Церкви и участие России в их подготовке, болезненный вопрос конфессиональных переходов в разных районах региона, связь церковных дел с международной политической конкуренцией на Ближнем Востоке рассматриваются автором на основе архивных документов. Российские дипломаты внимательно следили за межконфессиональными отношениями в регионе, особенно за проблемами, связанными с православной общиной, видимо, считая ее отчасти зоной своей ответственности. Это было обусловлено, кроме прочего, соперничеством зарубежных миссий «за души» на ближневосточных территориях. Перипетии межрелигиозных отношений и отчетливый конфессиональный протекционизм французских, британских, итальянских, германских и других западных дипломатов также отражены в донесениях российских консулов, достойно отстаивавших в этой конкурентной борьбе интересы Российской империи на Ближнем Востоке в последние годы XIX – начале ХХ в. Обращение к теме зарубежной религиозной политики в историческом измерении дает богатый материал для анализа как положительных следствий такого влияния, так и политических просчетов на этом пути. Оно также проливает свет на многие современные вопросы межцерковного взаимодействия.
Кризис в отношениях между Константинопольским и Московским патриархатами в контексте мировой политики XX–XXI веков
DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4–26–66

В статье рассмотрены основные конфессиональные и политические аспекты конфликта между Константинопольским и Московским патриархатами, обострившегося в 2018–2019 гг. в связи с предоставлением Константинополем автокефалии Украинской Православной церкви. Обращено внимание на возрастание религиозного (цивилизационного) фактора в мировой политике и его использование в современных международных отношениях. Названы исторические предпосылки данного конфликта, такие как проблема церковной автокефалии и формирование национальных церквей, смена миропорядка в начале и в конце ХХ в. Особое внимание обращено на притязания Константинопольского патриархата в православном мире, его настойчивые попытки в ХХ в. утвердить свое главенство по отношению ко всем иным древним и новым Церквам. Немалую роль в такой политике сыграли личности глав Константинопольского патриархата в ХХ в. Показаны истоки конфликтов между Константинополем и Москвой, в частности, по украинскому вопросу, и шаги обеих сторон во второй половине ХХ в. к нормализации отношений. Обращено внимание на связь Критского собора нескольких православных Церквей в 2016 г. и последующее решение Константинополя об автокефалии Украинской церкви. Показан смысл использования церковных проблем Великобританией в XIX в., и США в XX и XXI в. в их политике сдерживания и ослабления России. Тем самым кризис в отношениях между двумя частями Вселенской Церкви имеет не только чисто церковное (экклезиологическое) значение, но и стал частью процесса трансформации мировой системы международных отношений в XXI в.
Агентурная записка 1920 года о положении в Турции (Публикация архивного документа, предисловие и комментарии Алексея САРАБЬЕВА)
DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–255–283

Смысловым ядром работы выступает публикация небольшого секретного агентурного донесения из Стамбула от сентября 1920 г. По своей структуре материал представляет собой развернутый комментарий к публикуемому архивному документу с кратким авторским предисловием. Документ содержит описание встречи и передачу беседы американского военного представителя с главой Османского правительства в Стамбуле в тяжелый для жителей Малой Азии период двоевластия и масштабной иностранной интервенции. В комментариях дается абрис и некоторые детали исторического фона событий того времени, в которые косвенно была вовлечена также раздираемая гражданской войной и интервенцией Россия. Подчеркивается нараставшее влияние Соединенных Штатов в военно-политических конфликтах в регионах Черного и Средиземного морей. Основным акцентом комментариев стал религиозный аргумент в обосновании военной активности и политической конкуренции мировых держав в Малой Азии. Религиозно-конфессиональный аспект социальной нестабильности также выделяется как существенный, хотя и подчиненный преимущественно явлениям, выступающим в качестве ведущих факторов гражданского противостояния на малоазийских территориях бывшей Османской империи, – национально-политического, регионально-экономического (борьбы за концессии), а также войнам османов с «христианскими» державами и последовавшим прямым военным интервенциям.
К ЧИТАТЕЛЯМ, или Нескончаемый разговор об изучении Востока
Двухвековой юбилей, который торжественно праздновал Институт востоковедения РАН в 2018 г., дает повод в очередной раз обратиться к вопросам методологии изучения Востока. Она включает в себя то особенное, что объединяет подходы разных областей знания к предмету востоковедной научной мысли – собственно Востоку в самом широком его понимании.
Евразийская сущность Российской цивилизации
Евразийство как мощное теоретическое течение помогает осознать сущность нашей российской цивилизации, располагающейся и имеющей культурные корни как на Западе, так и на Востоке. В статье анализируются идеи не только выдающихся русских историков и философов-евразийцев, но и их единомышленников других национальностей, стоявших на позициях евразийства. Теоретической базой оригинальной евразийской концепцией русской исто¬рии стало учение о России-Евразии как культурно-цивилизационной общности, геополитического целого, а в духовном плане - особого религиозно-культурного мира. Большое внимание уделено историческим основаниям того сложного комплекса, каким является евразийская цивилизация. Соединение мощных славянского и туранского элементов в единую цивилизацию обусловило гармоничное со¬существование носителей разных религий. На протяжении истории органическое ненасильственное слияние разных племен и народов приводило к взаимному культурному обогащению, появлению своеобразного, цельного национально-цивилизационного типа. Нынешний пестрый в религиозном и национальном планах евразийский мир продолжает демонстрировать свою цельность, подтверждением чему являются амбициозные экономико-политические евразий¬ские проекты, реализуемые на пространстве СНГ. Религия является стержневым элементом не только духовной, но и культурной составляющей евразийского единства, а в масштабах России это, безусловно, важнейший государство-образующий элемент.
Межконфессиональные отношения в свете вариантов депривационной теории
Межконфессиональные отношения рассматриваются с упором на социальные закономерности, вне привязки к религиозным вопросам. Выявляются возможности теоретического подхода, еще с 50-х годов ХХ в. разрабатываемого вокруг центральной концепции «относительной депривации». Это универсальное понятие в общем смысле означает субъективное состояние лишённости или обделенности, возникающее исключительно в сравнении, оно охватывает разной величины социальные группы, вплоть до крупных сообществ (общин). Теории этого общего направления с успехом применяется в том числе в социальной психологии. В нашем случае интерес к депривационной теории в разных ее вариантах связан с применимостью к изучению отношений между конфессиональными общинами Ближнего Востока. Эта находящаяся на переднем плане шая тема нуждается в углубленной разработке ввиду тесной увязки с религиозной проблематикой политических и социально-экономических явлений, вооруженных столкновений и планов мирного урегулирования. Социологическая теория, обладающая отработанным научным инструментарием, может вывести анализ этих явлений в правильное русло, предложив лишенную эмоциональной подоплеки и поспешных религиозных коннотаций логику исследования. Якобы изначально присущая межрелигиозным отношениям конфликтогенность и вообще религиозный фактор нередко предполагаются в качестве центральных как в отношении текущих острых конфликтов и нестабильных обществ на Ближнем Востоке, так и в истории этих стран. Внимательное отношение к общественным проблемам и стрессам, в том числе в условиях мирной жизни, пестрых в конфессиональном и этническом отношениях обществ может существенно скорректировать одноплановые оценки и предотвратить многие роковые военно-политические шаги. Варианты депривационной теории позволяют заглянуть вглубь проблем повседневного бытия населениямногосоставного социума и приблизиться к ответам на вопросы, связанные с протестами и межобщинными столкновениями под религиозными лозунгами. Социология обогащает возможности научного анализа этих вопросов, и, может быть, по-настоящему вскрыть механизмы всего спектра межконфессиональных отношений будет под силу ученым где-то на стыке истории, социологии и религиозной философии.От концепций депривации к апробации теории. – Расходящийся спектр теорий в применении к «религиозному объекту» истории и социальной психологии. – Социальная инерция как стабилизирующая сила традиции. – Заключение

Василий Александрович Кузнецов

руководитель центра
кандидат исторических наук


Телефон: +7 495 624-5150

E-mail: arabres@ivran.ru

Книги подразделения...

ВИДЕОАРХИВ ИВ РАН