ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


29 марта 2017 года

Доклад д.ф.н. И.Р.Насырова: "Тема куртуазности (зарф) в текстах ранней арабской поэзии"

Доклад д.ф.н. И.Р.Насырова:  Доклад д.ф.н. И.Р.Насырова: "Тема куртуазности (зарф) в текстах ранней арабской поэзии"

 
Прошел очередной семинар "Текстология и источниковедение Востока", на котором с докладом "Тема куртуазности (зарф) в текстах ранней арабской поэзии" выступил доктор философских наук Ильшат Рашитович Насыров (Институт философии РАН)

Доклад посвящен освещению нашего подхода в оценке «куртуазной» темы в любовной лирике в первые века ислама на примере творчества таких арабских поэтов, как ’Абу Дахбаль, Джамиль ибн Ма‘мар, Кайс ибн ал‑Мулаввах и ал‑‘Аббас ибн ал‑Ахнаф (вторая половина VII–нач. VIII вв.). Утвердившееся в научной литературе деление арабской любовной лирики раннего ислама на бедуинскую («узритскую») лирику с воспеванием целомудренной (платонической) любви и на чувственную «эпикурейскую» лирику городов Хиджаза (Западная Аравия) страдает известной долей схематичности и не позволяет дать им оценку в более широком контексте куртуазности (зарф) в культуре исламского общества той эпохи. Сравнение арабской лирической поэзии раннего ислама с куртуазной лирикой средневековой Западной Европы представляется вполне правомерным. Подобно тому как платоническую любовь великого итальянского поэта Данте Алигьери (1266–1321) к его музе Беатриче Портинари следует рассматривать в контексте куртуазной лирики и куртуазности средневековой культуры Европы, так и любовную лирику арабских «Данте» раннего ислама необходимо рассматривать с учетом распространившейся в культурной среде того периода мусульманской куртуазности, или зарф. Этим словом было принято обозначать набор благородных качеств и особый свод правил поведения мужчин, в первую очередь по отношении к женщинам. Ближайшим его аналогом может служить куртуазность средневековой западноевропейской культуры, нашедшая свое наиболее полное выражение в куртуазной любви с ее культом Прекрасной Дамы.