ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Железнова
Наталья Анатольевна

кандидат философских наук

Институт востоковедения РАН » Отдел истории и культуры Древнего Востока » старший научный сотрудник

Научные интересы

• джайнизм,
• история индийской философии

Биография

Московский государственный университет им. Ломоносова, философский факультет, 1996.
Кандидат философских наук (кафедра истории зарубежной философии МГУ, 1999).

Образование

1991-1996 - философский факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

1996-1999 - аспирантура, философский факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Преподавание

Доцент ИКВИА НИУ ВШЭ

Лекционные курсы и семинарские занятия:

• Неортодоксальные школы индийской философии (МГУ),
• Буддийская философия (МГУ, ИКВИА НИУ ВШЭ),
• История восточной философии (МГУ),
• Индийская философия (РГГУ, ИКВИА НИУ ВШЭ),
• Джайнизм как религиозная система (РГГУ)

• Религии Индии (ИКВИА НИУ ВШЭ)



Награды:

  1. В 2010 г. за переводы на русский язык произведений Кундакунды и вклад в изучение джайнизма она была награждена наградой "Кундакунда пурускар" (индийская дигамбарская награда, которая была учреждена в Кундакунда Бхарати), награду вручила лично Соня Ганди.
  2. В 2017 г. в Шраване Белголе (шт. Карнатак, Индия) за вклад в изучение пракритов и перевод текстов с пракритов на русский язык была награждена Prakrit Jnanabharati International Award. Награда учреждена в 2004 г. Национальным Институтом изучения пракритов (National Institute of Prakrit Studies and Research) и присуждается ученым за вклад в исследование пракритов. В разные годы ее были удостоены индологи - П. Джайни (США), У. Боле (Германия), К. Брун (Германия), Н. Балбир (Франция), А. Метте (Германия), Й. Бронкхорст (Швейцария), К. Шожнаки (Франция) и т.д.

Монографии:

  1. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. Серия «История восточной философии».
  2. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры : историко-философские очерки / Н.А. Железнова ; Ин-т востоковедения РАН — М. : Вост. лит., 2012. — 431 с. — (История восточной философии; осн. в 1993 г.). — ISBN 978-5-02-036516-2
  3. Сарвартхасиддхи / Пуджьяпада ; вступит. ст., пер. с санскрита, прил. Н.А. Железновой; Ин-т востоковедения РАН. — М.: Наука — Вост. лит., 2015. — (Памятники письменности Востока. CXLIII / редкол.: А.Б. Куделин (пред.) и др.). — 390 c.— ISBN 978-5-02-036588-9.
  4. Джайнизм: энциклопедический словарь / Н.А. Железнова ; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Наука - Вост. лит., 2018. - 367 с. - ISBN 978-5-02-039810-8
  5. Брахмадева. Дравьясанграха-вритти. пер.с санскрита, вступит. статья, коммент. и прил. Н.А. Железновой. - М.: Наука - Вост. лит., 2019 - 261 с. - (Памятники письменности Востока. CLIII) - ISBN 978-5-02-040554-7
  6. Акаланка Бхатта. Таттвартха-раджварттика. Пер. с санскрита, вступит. статья, коммент. и приложен. Н.А. Железновой Институт востоковедения РАН, Восточная литература, Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 2022, 1071 стр. ISBN: 978-5-8381-0414-4

Статьи:

  1. Введение в этическую проблематику Ачаранга-сутры. Книга вторая. Часть третья. Лекция, называемая Пункты - Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - М., 1994. - № 4. С. 43 - 58.
  2. Представления о Пути Освобождения в джайнской традиции - Древние культуры Восточной и Южной Азии. Сборник статей под ред. В.В. Иванова. - М. Издательство МГУ, 1999. - С. 77- 92.
  3. «Правачана-сара» Кундакунды. Введение, перевод с санскрита и комм. Железновой Н.А.// “Вопросы философии” М., 2000, № 9. С.127 - 150.
  4. Кундакунда. “Панчастикая-сара” Введение, перевод с санскрита и комм. Железновой Н.А.// История философии. М., ИФАН, 2000, № 7. С. 175 - 200.
  5. «Правачана-сара» Кундакунды как первый компендиум по философии в дигамбарской традиции джайнизма// Древность: Историческое знание и специфика источника. Материалы конференции, посвященной памяти Э. А. Грантовского. Москва, Когелет 2000 г., С. 59 - 63.
  6. Амритачандра Сури. Пурушартха-сиддхьюпая. («Средство достижения цели души»). Введение, перевод с санскрита и комм. Железновой Н.А.// История философии. М., ИФАН, 2004.
  7. Corpus Cundacundae: проблема датировки.// Индия – Тибет. Текст и вокруг текста. Отв. ред. В.В. Вертоградова.«Восточная литература». М., 2005 – 1 а.л.
  8. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. Издательство «Восточная литература», М., 2005 – 22 а.л.
  9. «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати – «Историко-философский ежегодник» под ред. М.А. Солоповой. М., 2006. – 1 а.л.
  10. Расколы в истории джайнизма: к постановке проблемы // Сборник статей «Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология» сост. В.К. Шохин. Риф ИФ РАН. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2008. С. 187-212 (1 п.л.).
  11. 20 статей по индийской философии (5 п.л.) // Индийская философия. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2008.
  12. Железнова Н.А. Глобализация: индийский ответ на мировой вызов // Вопросы философии. № 7. 2009. С.54-67. (1,3 а. л.).
  13. Статья по джайнизму на Интернет-сайте - http://www.synologia.ru/a/Джайнизм. (Объем - 0,8 а. л.).
  14. “Jain Studies in Russia” // A Quarterly Research Journal for Jainology and Prakrit Languages. V.S.M. Delhi, vol. 4 October-December 2009. (P. 91-94) – 0,5 а.л.
  15. «Ортодоксия и ортопраксия: различия между дигамбарской и шветамбарской ветвями джайнизма» // «Религиоведческие исследования» – Researches in Religious Studies. 2010.№ 3-4. Изд. Воробьев А.В. (С.52-66) – 1 .а.л.
  16. Буддизм в Тибете // Энциклопедия «Философия буддизма». Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Изд.фирма «Восточная литература», 2011. С.105-117 – 1 а.л.
  17. Джайнский мистицизм и учение о трех атманах в Corpus Cundacundae // Индия – Тибет: текст и феномены культуры. Отв. ред В.В. Вертоградова. «Языки славянской культуры. М., 2012. С. 82-93.
  18. Представление о медитации в джайнской традиции// Researches in Religious Studies: 2012. No. 1-2 (7-8). M., 2013. С. 84-91.
  19. Джайны в Тамилнаде: чужие среди своих, свои среди чужих. Москва: РГГУ. // Сборник статей в честь 75-летия А.М. Дубянского Tamil tanta paricu. Orientalia at Calssica. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск LXIII. М., 2016. С.270-284
  20. Локусы сакральности: представление о пространстве в джайнской традиции. // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. Рук. проекта И.П. Глушкова; отв. ред. А.В. Бочковская. Москва: Наука – Восточная литература, 2016. С.323-341.
  21. Akalanka Bhaṭṭa and his Rājavārttika: An Example of Textual Transmission in the Digambara Philosophical Commentary Tradition // The Gift of Knowledge. Patterns of Patronage in Jainism. Essays in Honour of Professor Hampa Nagarajaiah’s Promotion of Jain Studies. Ed. by Christine Chojnacki and Basile Leclere. Bengaluru: Sapna Book, 2018. C.105-127
  22. Prākṛt or Prākṛts. Different Approaches to the Problem. // H. Nagarajaiah and J. Soni (eds.), Cāruśrī. Essays in Honour of Svastiśrī Cārukīrti Bhaṭṭāraka Paṭṭācārya. Bangalore: Sapna Book House, 2019. ISBN 978-93-88913-36-2, C. 235-239. 0,4 а.л.
  23. The Temples of Shatrunjaya. Samara: International Public Organization “Centre of Spiritual Culture” Art-Light, 2019. ISBN 978-5-6043148-3-8, С. 245-272, 2 а. л.
  24. Представления о человеке в джайнской традиции. // "Религиоведческие исследования – Researches in Religious Studies " №1 (19). 2019. С.9-28, 1 а.л. DOI:10.23761/rrs2019-19.9-28
  25. Пуджа в дигамбарской традиции джайнизма: материальные репрезентанты бестелесного. // Orientalistica. 2019 № 2 (2). С. 241-260., 1 а.л. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-2-241-259
  26. Джайнский тантризм: к постановке проблемы. // Orientalistica. 2019. Vol. 2 № 3. С. 677-691, 1.а.л. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-3-677-691
  27. Влияние джайнизма на мировоззрение М.К. Ганди. // «Махатма Ганди и современный мир». Отв. ред. Т.Н. Загородникова, С.Л. Рабей. Москва: ИВРАН, 2020, 272 с. ISBN 978-5-89282-998-4, С. 33-48, 1 а.л.
  28. Джайнская философия // «Философская антропология». 2020. Т. 5. № 2. С. 136‒156 DOI: 10.21146/2414-3715-2019-5-2-136-156.
  29. Джайнская философия// Новая электронная энциклопедия (ИФАН)https://elenph.org/library/collection/elphilenc/document/zheleznova_dzhainskaya_filosofiya 1 а.л.
  30. Джайнизм. // Храмы Шатрунджаи. Руководитель проекта Ю.Е. Родичев. Самара: Издательский дом "Агни", 2020, ISBN 978-5-6043148-4-5. С. 245-275, 2 а.л.
  31. Саллекхана-джайнский вариант "эвтаназии" // Orientalistica. 2021. Том 4 №1 С. 214-232, 1 а.л. DOI:10.31696/2618-7043-2021-4-1-214-232.
  32. Аскеты и/или миряне: джайнский взгляд на статус человека". // Восток/ Orient. 2021. № 4

Статьи в каталоге ivran.ru

Железнова Н.А. «Камо грядеши?»: проблемы и перспективы изучения джайнизма (начало) // Ориенталистика. Том 6,1 №3-4, 2023. С. 607—621.
Железнова Н.А. Брахмадева. Комментарий на «Сияние высшего атмана». Первая адхикара, дохаки 11–25 // Ориенталистика. Том 5,1 №3, 2022. С. 460—473.
Железнова Н.А. О гордости, стыде и прочем... [Рец. на кн.:] Под небом Южной Азии. Стыд и гордость: введение в стандарты и практики эмоций. Рук. проекта и отв. ред. И. П. Глушкова; Ин-т востоковедения РАН. М.: ИДВ РАН; Восточная литература; 2021. 917 c.: ил. // Ориенталистика. Том 5,1 №1, 2022. С. 187—196.
Железнова Н.А. Брахмадева. Комментарий на «Сияние высшего атмана». Первая адхикара, дохаки 1–10 // Ориенталистика. Том 4,1 №4, 2021. С. 987—1004.
Железнова Н.А. Саллекхана: джайнский вариант «эвтаназии» // Ориенталистика. Том 4,1 №1, 2021. С. 214—232.
Железнова Н.А. Джайнский тантризм: к постановке проблемы // Ориенталистика. Том 2,1 №3, 2019. С. 677—691.
Железнова Н.А. Пуджа в дигамбарской традиции джайнизма: материальные репрезентанты бестелесного // Ориенталистика. Том 2,1 №2, 2019. С. 241—259.

СМИ