ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Бобровников
Владимир Олегович

кандидат исторических наук

Институт Востоковедения » Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья » ведущий научный сотрудник

Научные интересы

Как востоковед занимался изначально проблематикой крестьяноведения (peasant studies) на материалах берберской деревни (пост)олониального французского Магриба, в основном в Алжире, постколониальными исследованиями. С 1992 г. исследует социальную историю и антропологию мусульманских сообществ бывшего имперского фронтира России и кавказоведение, по-прежнему в рамках крестьяноведения. Занимается также арабоязычной и арабографичной эпиграфикой и палеографией. Область научных интересов включает историю и антропологию права горских сообществ в период колониальных и социалистических реформ, гибридные религиозные и правовые практики, историю (пост)колониального российского и зарубежного исламоведения, ориентализм как международный колониальный дискурс и его национальные версии, сравнительное изучение колониальной политики и этнографии мусульман на российско-советском (Северный Кавказ) и зарубежном Востоке (французский Магриб, голландская Ост-Индия). В последнее время все большее внимание уделяет исторической компаративистике и междисциплинарным исследованиям на стыке истории, социальной антропологии и права. Имеет опыт многолетних ежегодных полевых и архивных исследований на Кавказе.

Биография

Родился в Москве в 1964 г. С декабря 1990 г. по н/в работает в Институте востоковедения АН СССР / РАН, сначала в Отделе сравнительно-теоретических исследований (рук. д.и.н. Р.Г. Ланда), затем в Отделе стран СНГ (рук. к.и.н. С.А. Панарин), с 2009 Отдела изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья. С осени 2020 г. заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения.

Профессор Департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (рук. проф. А.М. Семёнов), https://www.hse.ru/org/persons/206238

Научный сотрудник Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета (рук. проф. А.Д. Кныш), http://islab.spbu.ru/participants/bobrovnikovvo/

В Институте востоковедения возглавлял Сектор Кавказа Отдела (ныне: Центра) изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья (2009–2020). Руководил рядом коллективных исследовательских проектов, а также исследовательских групп по Кавказу в составе коллективных исследовательских проектов Open Society Institute, Volkswagen Stiftung, РГНФ в 1996–2016 гг., был инициатором и соорганизатором трех крупных международных конференций Фонда Марджани «Мир ислама: история, культура, общество», прошедших в Москве в 2007–2014 гг. Является одним из соорганизаторов ежемесячного научно-практического семинара ИВ РАН и МГИМО МИД «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)», начиная с осени 2015 г. К 2021 г. проведено более 50 заседаний семинара.

Образование

В 1987 г. окончил исторический факультет МГУ (кафедра истории средних веков, науч. рук. д. и. н. проф. И.С. Филиппов). В 1988–1990 гг. обучался в аспирантуре в Институте востоковедения (науч. рук. д.э.н. Ю.Г. Александров). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук на тему «Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время» (переработана в инд. монографию и издана в 1998 г.).

Основные научные стажировки: Французский институт анатолийских исследований (IFEA, Стамбул, 1996), Центр по изучению проблем ислама и современности Берлинской научной коллегии (WKB, 2001), Центр турецких, османских, балканских и центральноазиатских исследований при Высшей школе общественных наук (EHESS, Париж, 2006, 2013, 2014), Нидерландский институт высших исследований в области гуманитарных и общественных наук (NIAS - KNAW, 2017–2018).

Рабочие языки: французский и английский (свободно); арабский, аварский, немецкий, новогреческий (говорю и читаю, в т.ч. рукописи); латинский, грузинский, испанский, нидерландский (читаю со словарем).

Преподавание

Подготовил 3 кандидатов наук, нескольких бакалавров и магистров в ИСАА МГУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ. В настоящее время руководит еще 3 диссертациями на соискание степени кандидата исторических наук. Преподает (и преподавал в прошлом) общие и спецкурсы по истории, социальной антропологии и политологии мусульманских сообществ, восточному источниковедению, историографии постколониализма в ряде санкт-петербургских, московских и международных вузов, включая ИСАА, ФИПП РГГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, Стэнфордский университет (overseas department). В настоящее время читаются:

- Актуальные вопросы изучения истории ислама (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств, бакалавриат), https://spb.hse.ru/ba/hist/courses/298723913.html

- (совм. с Ж.В. Корминой) Anthropology of Religion (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств, магистратура), https://spb.hse.ru/ma/grhistory/courses/375307490.html

- Modern Caucasus in Postcolonial Studies (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств, магистратура);

- (совм. с О.Ю. Бессмертной и др.) Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР (НИУ-ВШЭ, Москва, магистратура), https://www.hse.ru/ma/mw/courses/396742846.html

- Проблемы историографии ислама и мусульманских сообществ в России и за рубежом (НИУ-ВШЭ, Москва, магистратура), https://www.hse.ru/ma/mw/courses/396736332.html

- Мусульманское право, его развитие в России и адат (НИУ-ВШЭ, Москва, магистратура). https://www.hse.ru/ma/mw/courses/396739197.html

- (совм. с Т.Ю. Борисовой и др.) Теории и методы современного исторического познания (НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербургская гуманитарных наук и искусств, аспирантура);

- Как писать историю Востока? (Методика и источниковедение исторической ориенталистики) (Институт востоковедения РАН, аспирантура).


Автор более 450 научных работ, монографий, учебных пособий, статей, публикаций источников по истории, источниковедению и историографии ислама и мусульман на Северном Кавказе, в России и других бывших колониальных державах нового и новейшего времени, истории российского исламоведения и арабистики.

Член редколлегий журналов: «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «История, археология, этнография Кавказа», «Этнографическое обозрение», «Islamology».

Член Европейской ассоциации ближневосточных исследований (EURAMES, Лондон, с 2000), Общества востоковедов (Москва, с 2004), Вольного исторического общества (с 2014 г.), NIAS Fellows Association (с 2018 г.).

Основные проекты по грантам:

1994–1996, Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, Muslim Land Tenure and Social Transformation in a Dagestani Collective Farm, индивидуальный проект;

1996–1998, Open Society Institute in Budapest, Customary law Transformation in Collective Farms of the Caucasus, руководитель проекта;

1998–2018, автор, с 1999 научный консультант энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи» под ред. С.М. Прозорова (ИВР РАН);

2002–2004, Islamic Education in the Soviet Union and the Commonwealth of Independent States dir. by Raoul Motika (Volkswagen Foundation), член рабочей группы;

2007–2009, Central European University, ReSET Seminar on Methodology of History directed by Alexei Miller (Kiev), член рабочей группы, преподаватель;

2009–2012, The Politicisation of Islam in the Rural Communities of the Former USSR: An Inter-regional Comparative Study, 1950s–2000s directed by S. A. Dudoignon (EHESS) and C. Noack (NUI Maynooth) (Volkswagen Foundation), член рабочей группы;

2013–2016, Transformations of Sacred Spaces, Pilgrimages and Conceptions of Hybridity in the Post-Soviet Caucasus dir. by K. Tuite, F. Mühlfried (Volkswagen Foundation), член группы;

2017–2018, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), Deconstructing Shari‘a Justice in the Russian North Caucasus, 1860s-1920s: Practices, Networks, Actors from the Post-Colonial Prospective, индивидуальный проект;

с 2020, A Red Golden Legend? Muslim Hagiographic Experiences in Post-Communist Nation States, directed by S. A. Dudoignon (EHESS), координатор российской группы, член проекта.

Список основных научных публикаций

Монографии, сборники статей и издания источников:

    1. Дагестан: село Хуштада / Отв. ред. и сост. Т.Ф. Сиверцева, М.Ю. Рощин, В.О. Бобровников. Сер. «Портрет восточного села» . М.: Институт востоковедения (ИВ) РАН, 1995, 238 стр. (разделы на с. 47–62, 115–131 (в соавт.), 132–144 (в соавт.). Колл. монография.
    2. Бобровников В.О. Современный мир глазами феллаха (Северная Африка XIX–XX вв.). М.: ИВ РАН, 1998. 158 стр. Инд. монография.
    3. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература, 2002, 368 стр. Инд. монография.
    4. Подвижники ислама (культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе) / Отв. ред. и сост. С.Н. Абашин и В.О. Бобровников. М.: Восточная литература, 2003, 236 стр. (разделы на с. 3–17, 154–214, 315–320). Сб. статей.
    5. Северный Кавказ в составе Российской империи / Отв. ред. В.О. Бобровников, И.Л. Бабич. Сер. Окраины Российской империи (Istoria rossica). М.: НЛО, 2007, 460 стр. (в основном в соавт. предисловие, гл. 1–9, 11, 13–14, приложения 4–5, библиография на с. 11–228, 250–268, 284–326, 374–407, 413–434). Учебник.
    6. Татарский шамаиль: слово и образ / Отв. ред. И.Л. Алексеев, В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2009, 112 с. Каталог выставки.
    7. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Т. I. До присоединения к России. Сер. Ислам в России и Евразии. М.: Изд. дом Марджани, 2009, 239 с. (Введение, главы 1, 5 (в соавт.), 7, аннотир. библиография на с. 4–27, 89–109, 127–152, 219–231). Колл. монография.
    8. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Т. II. В царской и ранней советской России. Сер. Ислам в России и Евразии. М.: Изд. дом Марджани, 2009, 262 с. (Введение, главы 1, 3, 4 (в соавт.), 8 (в соавт.), библиография на с. 4–25, 40–78, 230–247, 251–259). Колл. монография.
    9. Дагестан и мусульманский Восток / Сост. и отв. ред. А.К. Аликберов и В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2010, 430 с. (разделы на на с. 9–14 (в соавт.), 125–149, 202–217 (в соавт.); 218–232). Сб. статей.
    10. Bobrovnikov V. Voyage au pays des Avars (Daghestan, Russie, début du XXIe siècle). Paris: Cartouche, 2011, 189 p. Инд. монография.
    11. Кавказский словарь: земля и люди. Каталог выставки / Науч. ред. Ю.Ю. Карпов, В.О. Бобровников, О.А. Соснина. М.: ГМЗ Царицыно, 2012, 352 с.
    12. Плакат советского Востока, 1918–1940 / Сост. В. Бобровников, М. Филатова. Отв. ред. С. Архангелов, И. Алексеев. Каталог. М.: Марджани, 2013, 318 с.
    13. Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды / Ред.-сост.: С.Н. Абашин, Д.Ю. Арапов, В.О. Бобровников, Т.В. Котюкова, Е.И. Ларина, Н.С. Терлецкий. Науч. ред. В.О. Бобровников. М.: Марджани, 2015. 688 с.: ил.
    14. Ориентализм vs. ориенталистика: сб. статей / Сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: «Садра», 2016, 440 с.
    15. Сынтаслар. Намогильные стелы Ногайской степи / Сост. и ред. В.А. Кореняко и В.О. Бобровников. Фотографии Е.И. Желтова. М.: Изд. дом Марджани, 2016. 672 с., ил.
    16. Мусульманское право и обычай в российском Дагестане: источники и исследования. Хрестоматия / Сост. В.О. Бобровников, М.Г. Шехмагомедов, Ш.Ш. Шихалиев. СПб.: Санкт-Петурбургский государственный университет, Президентская библиотека, 2017. 319 с.
    17. Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, А.М. Семёнов и др. / М.: «Садра», 2017. 424 с.
    18. (соавт. А.К. Аликберов,.К.Бустанов, М. Кемпер). Российский ислам: Очерки истории и культуры. 1-е изд. 2018. 2-е исправл. и дополн. изд. М.: ИВ РАН, 2019. 456 с.

Статьи и главы коллективных монографий:

      1. Алжирский феллах и политическая культура (1830–1962) // Народы Азии и Африки. 1990, № 5, с. 38–48.
      2. Стратегия социалистической индустриализации и судьба деревни в Алжире и Египте // Крестьянство и индустриальная цивилизация / Ред. Ю.Г. Александров, С.А. Панарин. М.: Наука, 1993, с. 248–273.
      3. Традиции в жизни современных горцев: земля и люди // Азия и Африка сегодня. 1993, № 4, с. 39–41.
      4. (соавт. М.Ю.Рощин) Человек, природа и общество в горном дагестанском ауле (арабский документ из села Хуштада, 1904 г.) // Восток. 1994, № 3, с. 33–44.
      5. Ethnic Migration and Common Security in Post-Soviet Daghestan // CSF Newsletter. 1996, p. 4, 14.
      6. The Islamic Revival and the National Question in Post-Soviet Daghestan // Religion, State and Society. 1996, vol. 24, no 2/3, p. 233–238.
      7. Реконструкция этнической истории багулал по данным микротопонимики // Дагестанский лингвистический сборник. Вып. 3. 1996, c. 6–14.
      8. Колхоз как хранитель исламского уклада // Ваш выбор. 1996, № 3, с. 18–23.
      9. Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев (на примере багулал) // Homo juridicus / Под ред. Н.И. Новиковой, А.Г. Осипова. М., 1997, с. 193–200.
      10. Ислам и советское наследие в колхозах Северо-Западного Дагестана // Этнографическое обозрение. 1997, № 5, c. 132–142.
      11. Этнические миграции и проблемы безопасности в республике Дагестан // Кавказские региональные исследования. Вып. I. Тб., 1997, т. 2, с. 52–64.
      12. Суд по адату в дореволюционном Дагестане (1860–1917) // Этнографическое обозрение. 1999, № 2, с. 31–45.
      13. Государство и адат в советском Дагестане // Человек и право / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999, с. 165–172.
      14. Islamic studies in post-Soviet Russia: in search of new approaches // ISIM Newsletter. December 1999, No. 4, p. 32.
      15. The Berbers, 19th – early 20th centuries AD // Civilizational Models of Politogenesis. Ed. by D.M. Bondarenko and A.V. Korotaev. Moscow, 2000, pp. 175–190.
      16. Muslim Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: Daghestan // Central Asia and the Caucasus. 2000, no. 1, pp. 93-104.
      17. Абреки и государство: культура насилия на Кавказе // Вестник Евразии. 2000, № 1(8), c. 19–46.
      18. Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX–XX вв. // Юридическая антропология: закон и жизнь / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000, с. 128–140.
      19. Mythologizing Sharia Courts in the post-Soviet North Caucasus // ISIM Newsletter. 2000, no. 5, p. 25.
      20. Советские национальные реформы и смена идентичности народов Северо-Западного Дагестана // Расы и народы. Вып. 26. М.: Наука, 2001, с. 68–95.
      21. Иерархия и власть в горной дагестанской общине // Расы и народы. Вып. 26, М., 2001, с. 96–107.
      22. Post-Socialist Forms of Islam: North Caucasian Wahhabis // ISIM Newsletter. 2001, no. 7, p. 29.
      23. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А.В.Малашенко и М.Б.Олкотт. М.: Московский центр Карнеги, 2001, с. 72–99.
      24. Шариатские суды и правовой плюрализм в советском Дагестане // Этнографическое обозрение. 2001, № 3, с. 77–91.
      25. Al-Azhar and Shari‘a Courts in Twentieth-Century Caucasus // Middle Eastern Studies. 2001, vol. 37, no. 4, p. 1–24.
      26. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия / Сост. Г.Г. Лисицына, Я.А. Гордин. СПб.: Звезда, 2001, с. 91–107.
      27. Исламофобия и религиозное законодательство в постсоветском Дагестане // Этнический национализм и государственное строительство / Под ред. Ю.Г.Александрова. М., ИВ РАН – Наталис, 2001, с. 232–266.
      28. Ittifaq Agreements in Daghestan in the Eighteenth – Nineteenth Centuries // Manuscripta orientalia. 2002, vol. 8, no. 4, pp. 21–27.
      29. Социально-правовая лексика восточного происхождения из дагестанских рукописей и надписей XIV–XX вв. // Кавказоведение. 2002, № 2, с. 106–119.
      30. Современное дагестанское село // Народы Дагестана / Отв. ред. С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. Сер. «Народы и культуры». М.: Наука, 2002, с. 90–105.
      31. Записка «Об устройстве судебного быта мусульман» (1863–1864 гг.) / Публ. В.О.Бобровникова // Сборник Русского исторического общества. Т. 7. М., 2003. с. 108–140.
      32. Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? // Ислам и право в России / Отв. ред. И.Л.Бабич. Вып. 2. М., 2004, с. 150–165.
      33. Rural Muslim’s Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: the Case of Daghestan // The Caspian Region. Vol. II. The Caucasus / Ed. by M. Gammer. L., N.Y.: Routledge, 2004, p. 179–197.
      34. Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Ab imperio. 2004, № 3, с. 563–593.
      35. Аварские нисбы Северного Дагестана XVIII–XX вв. как историко-лингвистический источник // Кавказоведение. 2004, № 4, с. 151–170.
      36. Северный Кавказ и Закавказье в конце XVIII – начале XIX в. // История Востока. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). Кн. 1. М.: Восточная литература, 2004, ч. I, гл. 6, с. 140–149.
      37. Северный Кавказ и Закавказье в 1840–1870-х годах // История Востока. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). Кн. 1. М.: Восточная литература, 2004, ч. II, гл. 5, c. 412–422.
      38. Культурно-политическое развитие Северного Кавказа и Закавказья. Революция 1905–1907 гг. // История Востока. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). Кн. 2. М., 2005, ч. IV, гл. 5, с. 361–366.
      39. The Beslan Massacre // ISIM Review. 2005, no. 15, p. 13.
      40. Каталог рукописей и старопечатных книг на арабском, персидском и тюркских языках из Кабардино-Балкарии // Письменные памятники Востока. М., 2005, вып. 1(2), c. 239–303.
      41. Verbrechen und Brauchtum zwishen islamischem und imperialem Recht: Zum Entzauberung des işkîl im Daghestan des 17. bis 19. Jahrhunderts // Rechtspluralismus in der Islamischen Welt / Hrsg. von M.Kemper, M.Reinkowski. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2005, S. 297–315.
      42. Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. // Азиатская Россия: люди и структуры империи. К 50-летию профессора А.В. Ремнева. Омск, 2005, с. 23–42.
      43. Этноцентризм социального законодательства в постсоветском Дагестане // Страны СНГ: социальная политика государства и ее результаты / Отв. ред. А.Р. Вяткин. М.: Наталис, 2005, с. 86–117.
      44. Обычай как юридическая фикция: «традиционный ислам» в современном дагестанском законодательстве // Исторические записки. Вып. 8. М.: Наука, 2005, с. 238–252.
      45. К чему пришла Россия в Дагестане? // Аналитические записки. Вып. 15, 2005, с. 15–24.
      46. Les lieux saints des clans routouls: pratiques religieuses hybrides chez les musulmans daghestanais // Revue d’études comparatives Est-Ouest. 2005, vol. 36, no. 4, p. 157–183.
      47. Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана // Религиозные практики в современной России. Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. Сер. «Новые материалы и исследования по истории русской культуры». 03. М.: Новое издательство, 2006, с.236–253.
      48. «Горское хищничество» в теории и практике российского ориентализма на Северном Кавказе XIX в. // Меняющаяся Европа: проблемы этнокультурного взаимодействия / Отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2006, с. 367–383.
      49. Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья (1873 г.) / Публ. В.О.Бобровникова, Д.Ю.Арапова // Кавказский сборник. Т. 3. М., 2006, с. 186–202.
      50. Этнография ислама на Кавказе // Этнографическое обозрение. 2006, № 2, с. 3–9.
      51. Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia. Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917 / Ed. by D. Lieven. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, p. 202–223.
      52. Religion und Kultur in Dagestan: von der sozialistischen zur islamischen Revolution? // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. 2006, no. 9, S. 14–20.
      53. Die Wahhabiten im Nordkaukasus: Ängste und Realitäten // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. Bremen. no. 9, S. 21–23.
      54. Ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв.: обычай или преступление на южных границах Российской империи? // Восток, 2006, № 2, с. 5–17.
      55. «С того, кто взял ишкиль...» Документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН о кавказском адате: ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв. // Отечественные архивы. 2006, № 5, с. 85–99.
      56. Abu Muslim in Islamic History and Mythology of the Northern Caucasus // Daghestan and the World of Islam / Ed. by M.Gammer and D.J.Wasserstein. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2006, p. 23–44.
      57. ‘Traditionalist’ Versus ‘Islamist’ Identities in a Daghestani Collective Farm // Central Asian Survey. 2006, vol. 25, no. 3, p. 287–302.
      58. Преступность и власть в этнополитическом контексте российского фронтира (Дагестан) // Этнокультурное взаимодействие в Евразии / Под ред. А.П.Деревянко, В.И.Молодина, В.А.Тишкова. Кн. 2. М.: Наука, 2006, c. 238–245.
      59. (соавт. В.А. Дмитриев, Ю.Ю. Карпов) Деревянная утварь аваро-андо-цезских народов Дагестана: поставцы, сосуды, мерки // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник МАЭ. Т. LII. СПБ.: Наука, 2006, с. 5–51.
      60. «Малый Дагестан» под Стамбулом: дагестанские суфии и святые места в Турции // Turcica et ottomanica. Сборник статей к 70-летию професора М.С.Мейера. М.: Восточная литература, 2006, с. 150–163.
      61. The “Islamic Revival” in Daghestan Twenty Years Later // Central Asia and the Caucasus. 2007, No. 2 (44), p. 142–152.
      62. The Islamic Revival in a Daghestani Kolkhoz: between local Traditions and external Influences // Religion et politique dans le Caucase post-soviétique. Sous la direction de Bayram Balci et Raoul Motika. Paris: Maisonneuve & Larose, 2007. pp. 163–182.
      63. Bandits and the State: Designing a “Traditional” Culture of Violence in the Russian Caucasus // Russian Empire: Space, People, Power, 1700–1930 / Ed. by Jane Burbank, Mark von Hagen, and Anatolyi Remnev. Bloomington, Indiana University Press, 2007, p. 239–267.
      64. Soveticum vs. islamicum? некоторые итоги и перспективы изучения ислама в современной России // Вестник Евразии. 2007, № 3, с.8–21.
      65. Арабская эпиграфика XVI–XX вв. об исламизации горцев Северного Дагестана // Вопросы эпиграфики. Вып. II, 2008, с. 44–67.
      66. Российские мусульмане после архивной революции: взгляд с Кавказа и из Болгарии // Ab imperio. 2008, № 4, с. 313–333.
      67. «Исламское возрождение» в Дагестане пятнадцать лет спустя // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 1. Махачкала, 2008, с. 49–60.
      68. Muslim Custom versus Socialist Law: Discourse on Shari‘a Courts in Postrevolutionary Daghestan: // Islam and Sufism in Daghestan / Ed. by Moshe Gammer. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2009, p. 101–129.
      69. (coauthors Amir Navruzov and Shamil Shikhaliev) Islamic Education in Soviet and post-Soviet Daghestan // Islamic Education in the Soviet Union and its Successor States / Ed. by Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth. L., N.Y.: Routledge, 2010, p. 107–167.
      70. Мухаджирство в «демографических войнах» России и Турции // Восток. 2010, № 2, с. 67–78.
      71. Русский Кавказ и французский Алжир: случайное сходство или обмен опытом колониального строительства? // Imperium inter pares. Роль трансферов и истории Российской империи (1700–1917) / Под ред. Мартин Ауст, Рикарда Вульпиус, Алексей Миллер. М.: НЛО, 2010, с. 182–209.
      72. Историк джихада Хаджи-‘Али Чохский: опыт критической биографии // Ученые записки Института истории культур. Вып. 1. М., 2010, с. 71–93.
      73. (соавт. И.В. Зайцев) Потомки Пророка и воители за веру в политической истории Дагестана XVIII – первой трети XIX века // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках: сборник статей к 100-летию со дня рождения Леонида Ивановича Лаврова / Сост. и отв. ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010, с. 76–90.
      74. (соавт. И.В. Зайцев) Письмо чеченцев Льву Толстому (1905 г.) Четки. 2010, № 3, с. 103–110.
      75. Catalogue of Manuscripts and Old Printed Books in Arabic, Persian and Turkic Languages from Kabardino-Balkaria // Manuscripta orientalia. 2010, vol. 16, no. 1, pp. 13–64.
      76. Waqf Endowments in Daghestani Village Communities From the 1917 Revolution to the Collectivization. // Die Welt des Islams. 2010, vol. 50, nrs. 3–4. p. 477–502.
      77. The Contribution of Oriental Scholarship to the Soviet Anti-Islamic Discourse: From the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies / Ed. by Michael Kemper and Stephan Conermann. London, New York: Routledge: Central Asian Series, 2011, p. 66–85.
      78. Насилие и власть в исторической памяти мусульманского пограничья (к новой интерпретации «Песни о Хочбаре» // Империя в зеркале исторической памяти / Ред.-сост. И. Герасимов, М. Могильнер, А. Семенов. М.: Новое издательство, 2011, с. 297–327.
      79. “Ordinary Wahhabism” vs. “Ordinary Sufism”? Filming Islam for Post-Soviet Muslim Young People // Religion, State and Society, 2011, Vol. 39, Nos. 2/3, p. 281–301.
      80. Исламский призыв (да‘ва) на Кавказе XXI в. средствами кино: попытка дискурсивного анализа // Восток, 2011, № 4, с. 46–64.
      81. Крымская война на русском Кавказе: идеология фронтира и дискурс мусульманского сопротивления // The Crimean War, 1853–1856. Colonial Skirmish or Rehearsal for World War? Empires, Nations, and Individuals / Ed. by J. W. Borejsza. Warsaw: Wydawnictwo Neriton, Instytut Historii PAN, 2011, p. 299–332.
      82. Создание мусульманского духовенства в России (кавказско-поволжские параллели) // Pax islamica. 2011, № 2, с. 108–125.
      83. Шариат и адат в российском нормативном пространстве // Государственная служба. 2011, № 5. С. 90–94.
      84. From Collective Farm to Islamic Museum? Deconstructing the Narrative of Highlander Traditions in Dagestan // Exploring the Edge of Empire. Socialist Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia / Ed. by Florian Mühlfried and Sergei Sokolovsky. Berlin, Münster, Wien, Zürich. London: LIT. Halle Studies in the Anthropology of Eurasia. Vol. 25. Ch. 6, 2012, p. 99–117.
      85. Что вышло из проектов создания в России инородцев? (Ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин России) // «Понятия о России». К исторической семантике имперского периода / Отв. ред. Д. Сдвижков, И. Ширле. Т. II. М.: НЛО, 2012, с. 259–291.
      86. Ислам, власть и общество в бывшем колхозе: дагестанский случай // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа / Под ред. Ю.Ю. Карпова. СПб.: МАЭ РАН, Петербургское востоковедение, 2012, с. 9–31.
      87. Islamische Rechtspraxis in Dagestan im 20. Jahrhundert // Repression, Anpassung, Neuorientierung: Studien zum Islam in der Sowjetunion und dem postsowjetischen Raum / Hrsg. von Raoul Motika, Michael Kemper, Anke von Kügelgen. Wiesbaden: Reichert, 2013. S. 103–139.
      88. (соавт. А.А. Ярлыкапов) Реституция шариата на российском Кавказе: проблемы и перспективы // Pax islamica. 2013. № 2, с. 61–92.
      89. На путях к федеративным Георгиевским договорам 1783 и 1802 гг.: мусульманские общества и владения Дагестана в арабоязычной дипломатической переписке и соглашениях с Картли-Кахети и Российской империей XVIII в. (Из частных и государственных архивных собраний. Введ., публ., комм. В.О. Бобровникова при участии И.А. Каяева. Пер. В.О. Бобровникова, К.Г. Халикова, Ф. Бадерхана) // Pax islamica. 2013. № 2. С. 175–208.
      90. Withering Heights. The Re-Islamization of a Kolkhoz Village in Dagestan: a Micro-History // Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation, and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s–2000s) / Ed. by Stéphane A. Dudoignon, Christian Noack. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2014. P. 367–397.
      91. We Have Done Away with the Tsars of this World, Now Let Us Attack the Heavenly Ones”: Religious Intolerance in the Soviet Scholarship of Islam // Wiek nienawiści: Księga dedykowana Prof. Jerzemu W. Borejszy / red. Edmund Dmitrów, Jerzy Eisler, Mirosław Filipowicz, Mariusz Wołos, Grzegorz P. Bąbiak. Warsaw: Instytut Historii Polskiej Akademii Nauk, Instytut Pamięci Narodowej, Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu, Warszawa, 2014. P. 35–52.
      92. Мусульманские традиции, право и общество на российском Кавказе // Вестник российской нации. 2014. № 4. С. 66–79.
      93. Гибридная религиозность в культе святых у мусульман Южного Дагестана: ру-тульский случай // Востоковедческие исследования на постсоветском пространстве. Сбор-ник научных статей памяти профессора Сергея Петровича Полякова / Отв. ред.-сост. Е.И. Ларина. М.: Изд-во Московского университета, 2014. С. 122–135.
      94.  Кавказский адат // ПостНаука, 13.02.2015, http://postnauka.ru/faq/40740
      95. Арабская эпиграфика об ополчениях гази из Северного Дагестана в Кавказской войне // Кавказский сборник. Т. 9 (41). М.: Аспект пресс, 2015. С. 28–38.
      96. К эпистемологии восточной археографии в Дагестане: от мусульманского краеведения к источниковедению // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие, перспективы изучения (К 80-летию профессора М.А. Усманова) / Сост. и науч. ред. Д.М. Усманова, Д.М. Мустафина, М. Кемпер: сб. статей. Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. С. 101–113.
      97. Юг России в проектах имперской интеграции: военно-народное управление на Кавказе (1860–1917) // Историко-культурное наследие Юга России. (Научно-практическая конференция. Г. Ставрополь, 9 февраля 2015 г.). М.: Книжный мир, 2015. С. 114–139.
      98. Shari‘a vs. ‘Adat in Post-Imperial Lawmaking: Political Discourse on Shari‘a Courts in Dagestan, 1917-1927 // Annals of Japan Association for Middle Eastern Studies (AJAMES). 2016. Vol. 32. No. 2. P. 33–67.
      99. Историческая память горского «хищничества» в аварской «Песне о Хочбаре» // Историческая экспертиза. 2016. № 1. С. 3–33. 
      100. Crime or Custom between Islamic and Imperial Laws: Demystifying ishkil in 17th -19th Centuries Dagestan // Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова / Под ред. М.Б. Пиотровского и А.К. Аликберова. М.: Восточная литература, 2016. С. 620–645.
      101. К истории (меж)имперских трансферов XIX–ХХ вв.: инородцы/туземцы Кавказа и Алжира // Азиатская Россия: люди и структуры империи. Сборник нацучных трудов. Омск: Полиграфический центр КАН, 2016. С. 43–54.
      102. Власть и насилие в песне о Хочбаре // Мавраевъ. 2016. № 3–4 (8–9). С. 43–56.
      103. The Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Soviet East Between the Two World Wars (1918–1940) // Russian Perspectives on Islam, http://chnmdev.gmu.edu/rpi/exhibits/show/one/introduction, 10.09.2016
      104. Форум: антропология религии // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 34–43.
      105. Колхоз как основа исламского подъема // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 2. С. 106–121.
      106. Микроистория реисламизации в бывшем колхозе // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 3. С. 139–158.
      107. «Исламское возрождение» в Дагестане: 25 лет спустя // Islamology. 2017. Т. 7. № 1. С. 106–121.
      108. Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Interwar Soviet Orient, 1918–1940 // Islamology. 2017. Т. 7. № 2. С. 53–73.
      109. Российский ислам в гуманитарных исследованиях: подходы и проблемы // Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. М.: ИВ РАН, Фонд исследований исламской культуры, Садра, 2017. С. 8–22.
      110. Российские мусульмане после архивной революции: взгляд с Кавказа и из Болгарии // Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. М.: ИВ РАН, Фонд исследований исламской культуры, Садра, 2017. С. 80–103.
      111. Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. М.: ИВ РАН, Фонд исследований исламской культуры, Садра, 2017. С. 390–422.
      112. Женщина в шариате и горских адатах // Женщина и ислам / Сб. ст. под ред. А.К. Бустанова. М.: Дизарт Тим, 2017. С. 10–18.
      113. Историк джихада Хаджжи-‘Али ал-Чухи (Чохский) // Кавказский сборник. Т. 10. М.: Аспект пресс, 2017. С. 185–198.
      114. Applied Oriental Studies of Russiaʾs Own Islam: From Orthodox Missionaries to Militant Godless and Wahhabis // Insight Turkey. 2018. Vol. 20. No. 4. – Р. 249–270.
      115. Парадоксы изучения современного ислама в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 310–322.
      116. Дагестан в транснациональных суфийских сетях. Шейхи из Кикуни и их зиярат в Турции // Восток. 2018. № 5. С. 21–36.
      117. Воображаемая география мусульман колониального Востока: понятия, подходы, проблемы // Новое прошлое. 2018. № 1. С. 223–235.
      118. Из истории восточной археографии в Дагестане // История, археология, этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 2. С. 119–127.
      119. Абу Муслим в культурной памяти мусульман Дагестана // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 3. С. 81–110.
      120. Культурная память исламизации у мусульман Дагестана // Центральная Евразия. 2019. № 1. C. 43–79.
      121. Опыт историко-топонимического словаря аварских нисб из горного Дагестана XVII–XX вв. // Инновации и традиции в арабистике и исламоведении: сб. статей в честь профессора Олега Ивановича Редькина / Под ред. О.А. Берниковой, А.Д. Кныша. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 113–133.
      122. (соавт. А.А. Ярлыкапов) Ногайские эпитафии Северного Дагестана // Вопросы эпиграфики. 2019. Вып. 10. С. 85–138.
      123. Бобровников В.О. Имперская интеграция или колониальная сегрегация в управлении восточными инородцами? (военно-народное управление на Кавказе и в Туркестане в 1860-х–1917 гг.) // Центральная Евразия: территория межкультурных коммуникаций: коллект. монография / Отв. ред. и сост. А.К. Аликберов. М.: ИВ РАН, 2020. С. 110–141.
      124. Бобровников В.О. К источниковедению дагестанского адата // Кавказский сборник. М.: Аспект пресс, 2020. Т. 12(44). C. 232–237.
      125. Inventing a New Legal Tradition: The Discourse of “Traditional Islam” in Post-Communist Dagestan // The Concept of Traditional Islam in Modern Islamic Discourse in Russia / Ed. by Renat Bekkin. Saraevo: University of Saraevo Press, 2019. P. 233–254.
      126. Правовой словарь арабоязычных памятников дагестанского ‘адата XIV–XX вв. (некоторые итоги изучения исламских дискурсов) // История, археология и этнография Кавказа. 2020. Т. 16. № 2. С. 291–315.
      127. (соавт. М.И. Каяев). ‘Али ал-Гумуки (Каяев) как историк мусульманских народов Кавказа // Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 3. С. 119–143.
      128. Лицензирование исламского образования для суннитов и ши‘итов Закавказья (публ. архивных материалов, введ. и комм. В.О. Бобровникова) // Центральная Евразия. 2020. № 1. С. 113–133.
      129. (соавт. М. Кемпер, С.А. Рагозина, А.А. Ярлыкапов и др.). Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности // Islamology. 2020. № 2 (в печати).
      130. (соавт. А. Калиновский) Fazliddin Muhammadiev’s Journey to the “Other World”: The history of a Cold War Ḥajjnāma // Die Welt des Islams. 2021 (принято к печати). 

Энциклопедические и словарные статьи:

        1. Хуштадинский зийарат // Ислам на территории бывшей Российской империи: энц. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Вып. 2. М.: Восточная литература, 1999, c. 99–100.
        2. Гамзат-бек // Ислам на территории бывшей Российской империи: энц. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Вып. 4. М.: Восточная литература, 2003, с. 23–25.
        3. Низам // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 4. М., 2003, с. 60–63.
        4. (соавт. А.В.Журавский) Ислам // Большая российская энциклопедия (далее: БРЭ). Т. Россия. М.: БРЭ, 2004, с. 233–237.
        5. Абу Муслим // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 47
        6. Ага-хан // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 179.
        7. Адат // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 214.
        8. Арабская Алхимия // БРЭ. Т. 1. М.: 2005, с. 542.
        9. Ахун(д) // БРЭ. Т. 2. М.: 2005, с. 580.
        10. Брак в исламе // БСЭ. Т. 4. М.: 2006, с. 159.
        11. Вакф // БРЭ. Т. 4. М.: 2006, с. 522.
        12. Абу Муслим // Ислам на территории бывшей Российской империи: энц. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Т. I. М.: Восточная литература, 2006, c. 15–19.
        13. Адат (на Кавказе) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 22–26.
        14. (соавт. А.А.Ярлыкапов) Ваххабиты Северного Кавказа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 84–91.
        15. Гази-Мухаммад // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 104–108.
        16. Дагестан // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 120–125.
        17. Каяев, Али // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 192–194.
        18. Ал-Кикуни // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 194–197.
        19. Махкама шар‘ийа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 263–265.
        20. Уджагъабыр // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 394–396.
        21. Хуштада // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 432–435.
        22. (соавт. К.М. Ханбабаев) Дагестан: религия // Православная энциклопедия. Т. XIII. М.: ЦГЦ Православная энциклопедия, 2006, с. 615–630.
        23. Мюридизм // Религиоведение: энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красильникова, Е.С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006, с. 668.
        24. (соавт. Н.А. Михалёва, А.И.Османов, М.А. Петрушина и др.) Дагестан // БРЭ. Т. 8. М.: БРЭ, 2007, с. 227–237.
        25. Джамаат // БРЭ. Т. 8. М., 2007, с. 631.
        26. Джинн // БРЭ. Т. 8. М.: 2007, с. 662.
        27. Дият // БРЭ. Т. 9. М.: 2007, с. 117.
        28. Abrek // Encyclopaedy of Islam / Ed. by G. Krämer, D. Matringe, J. Nawas and E. Rowson. Pt. 1. Leiden: Brill, 2008, p. 29–30.
        29. Зиммии // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 486.
        30. Иджма // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 699.
        31. Иджтихад // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 700.
        32. (соавт. И.Л. Алексеев, Д.Ю. Арапов, Т.К. Ибрагим, Т.Х. Стародуб) Ислам // БРЭ. Т. 11. М.: БРЭ, 2008, с. 741–754.
        33. Кади // БРЭ. Т. 12. М.: 2008, с. 377.
        34. (соавт. Ю.А. Шичалин, В.Г. Лысенко) Комментарий // БРЭ. Т. 14. М., 2009, с. 647.
        35. Кремер // БРЭ. Т. 15. Т. М., 2010, с. 681.
        36. Крымский // БРЭ. Т. 16. М., 2010, с. 159.
        37. Кяфир // БРЭ. Т. 16. М., 2010, с. 534.
        38. (соавт. Д.Ю. Араповым, А.К. Аликберовым, Т.К. Ибрагимом, А.Н. Смирновым, А.Н Старостиным, др.) Ислам // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М.: Церковно-научный центр Православная энциклопедия, 2011, с. 328–373.
        39. Мавлид // БРЭ. Т. 18. М.: БРЭ, 2011, с. 301–302.
        40. Малик // БРЭ. Т. 18. М., 2011, с. 654
        41. Махр и калым // БРЭ. Т. 19. М., 2012, с. 416.
        42. (соавт. Т.Х. Стародуб) Медресе // БРЭ. Т. 19. М., 2012, с. 519–520.
        43. Михна // БРЭ. Т. 20. М., 2012, с. 506.
        44. (соавт. М.Н. Фархшатов) Мусульманское духовенство // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 515–516.
        45. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 531.
        46. Мюридизм // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 615.
        47. (соавт. К.Ю. Бурмистров, О.С. Воскобойников) Нумерология // БРЭ. Т. 23. М., 2013, с. 387–389.
        48. (соавт. Е. Шилов) Откровение // БРЭ. Т. 24. М., 2014, с. 652–653.
        49. Панарабизм // БРЭ. Т. 25 М., 2014, с. 220.
        50. Петрушевский Илья Павлович // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 134.
        51. Пир // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 237.
        52. (соавт. М.А. Членов) Погребение // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 520–521.
        53. (соавт. Е.А. Пилипенко) Покаяние // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 599–600.
        54. Рамадан // БРЭ. Т. 28. М., 2015, с. 205.
        55. Садака // БРЭ. Т. 29. М., 2015, с. 200–201.
        56. Святых культ // БРЭ. Т. 29. М., 2015, с. 580.
        57. (соавт. С.Н. Абашин, А.Дж. Франк) Ахунд // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Восточная литература, 2018. Т. II. С. 63–66. 
        58. Гамзат-бек // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. Т. II. С. 129–132.
        59. (соавт. Д.Ю. Арапов) ДДДИИ // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. Т. II. С. 138–140.
        60. ДУМД // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. Т. II. С. 154–158.
        61. (соавт. И.Х. Сулаев) ДУМСК // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. С. 158–161.
        62. Ишкиль // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. Т. II. 192–194.
        63. (соавт. М.Кемпер) Мюридизм // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. Т. II. С. 274–276.
        64. Низам // Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 2018. Т. II. С. 284–287.
        65. Хаджжи-‘Али // Ислам на территории бывшей Российской империи. . М., 2018. Т. II. С. 489–492.
        66. (соавт. М.Кемпер) Ал-Чиркави, Са‘ид-афанди // Ислам на территории бывшей Рос-сийской империи. М., 2018. Т. II. С. 386–389.
        67. (соавт. M. Кемпер, Ф. Стюарт, М. Галуз, П. Сартори, Ш. Маярам, Ф. фон Бенда-Бекман). Customary law // Encyclopaedia of Islam. 3rd ed. by Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas and Everett Rowson. Leiden: Brill, 2021 (в печати). 
        68. (соавт. M. Кемпер и др.). Muridism // Encyclopaedia of Islam. 3rd ed. by Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas and Everett Rowson. Leiden: Brill, 2021 (в печати).

Историография, рецензии, in memoriam:

        1. Сельская традиционность на советском Востоке (по антрополог. исслед. К.Хэмфри и Т.Драгадзе) // Восток. 1992, № 3, с. 182–191.
        2. Два исторических этюда о мусульманах империи (Рец. на: Allen J. Frank. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia: The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780–1910; Paul W. Werth. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga-Kama Region, 1827–1905.) // Вестник Евразии. 2003, № 1(20), c. 196–203.
        3. А.Н. Генко как востоковед // Восток, 2004, № 4, с. 131–135.
        4. Рец. на: Handschriften der Max Freiherr von Oppenheim Stiftung (Koeln) beschrieben von Beate Wiesmueller. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 430 C. + 15 Farbtab. (Verzeichnis der orientalischer Handschriften in Deutschland: Islamische Handschriften. Bd. XXXVII, Tl. 4.) // Восток, 2006, № 4, c. 199–202.
        5. Два письма об абреках: письмо второе // Вестник Евразии, 2006, № 3. С. 185–189.
        6. Рец. на: Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. Казань: 2005 // Восток, 2007, № 1, с. 207–211.
        7. Кембриджская история России и борьба историографий империи (Рец. на: The Cambridge History of Russia.Cambridge, Cambridge University Press, 2006. Vol. I. From Early Rus to 1689. Ed. by Maureen Perrie; Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917; Vol. III. The Twentieth Century. Ed. by Ronald Grigor Suni.) //Вестник Евразии, 2007, № 1, c. 190–197.
        8. Рец. на: Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. Под ред. Р. Мухаметшина. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2005 // Восток, 2007, № 1, с. 207–211
        9. Рец. на: Detmering Christian, “Reassessing Chechen and Ingush (Vainakh) Clan Structures ibn the 19th Century”, Central Asian Survey 24/4 (2005): 469–489 // Central Eurasian Reader. A Biennial Journal of Critical Bibliography and Epistemology of Central Eurasian Studies. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2008, vol. 1, p. 197 (No. 231).
        10. Что получилось из “Северного Кавказа в Российской империи”: послесловие редактора несколько лет спустя // Ab imperio, 2008, № 4, с. 501–519.
        11. Почему мы маргиналы? Заметки на полях русского перевода «Ориентализма» Эдварда Саида // Ab imperio. 2008, № 2, с. 325–344.
        12. О ремесле историка в стихах и прозе // Шумовский Т.А. Арабы и море: по страницам рукописей и книг / 2-е исправленное изд. Отв. ред. В.О. Бобровников. М.: Издательский дом Марджани, 2010, c. 6–13.
        13. Дар империи: взгляд с гор. [Рец. на кн.:] Bruce Grant. The Captive and the Gift: Cultural Histories of Sovereignty in Russia and the Caucasus. Ithaca and London, 2009. XVIII+188 PP.; Ю.Ю. Карпов. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб., 2007. 656 С. // Ab imperio, 2010, № 2, c. 275–287.
        14. Новая книга Веры Тольц: комментарий востоковеда // Ab imperio, 2011, № 3, с. 393–402.
        15. Анатолий Ремнев как историк имперского Востока России // Ab imperio, 2012, № 1, с. 151–159.
        16. Российский постсоветский ислам в востоковедении и этнографии: подходы и проблемы // Ислам в мультикультурном мире. 1-й Казанский международный научный форум. Казань: КПФУ, 2012, с. 156–168.
        17. Предисловие // Тахнаева П.И. Аргвани: мир ушедших столетий (Исторический портрет сельской общины Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература, 2012, с. 3–9.
        18. Этнографы пишут о российском Востоке. Ю.Ю.Карпов. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 656 с.; B. Grant. The Captive and the Gift: Cultural His-tories of Sovereignty in Russia and the Caucasus. Ithaca, London: Cornell University Press, 2009. XVIII, 188 p. // Восток, 2012, № 3, с. 175–180.
        19. Что Вы хотели знать о Кавказе, но стеснялись спросить // Сокращенная версия публичной лекции на Полит.ру в Москве 15.11.2012, размещена 23.11.2012 на Openspace, http://www.openspace.ru/article/633
        20. Рец. на кн.: V. Tolz. Russia's Own Orient: The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Russia. Oxford: Oxford Univ. Press, 2011; В. Тольц «Собственный Восток России»: Политика идентичности и востоковедение в позднеимпер-ский и раннесоветский период. М.: НЛО, 2013 // Pax islamica. 2013. № 2, с. 217–224.
        21. (соавт. П.В. Башарин) In memoriam: Теодор Адамович Шумовский // Восток, 2013, № 4. С. 217–220.
        22. (соавт. М. Вачагаев) In memoriam: Мария Беннигсен-Броксап // Восток, 2014, № 1, с. 205–207. 
        23. Из ориенталистики в кавказоведение (интервью) // Мавраевъ (Махачкала), 2014, № 1, с. 5–12.
        24. Новая книга дагестанского краеведа // Мавраевъ, 2014, № 4, с. 61–64.
        25. Кавказская война с обеих сторон велась с особой жестокостью (интервью к 150-летию Кавказской войны 1817–1864 гг.) // Кавказский узел, 21.05.2014, http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/242940/
        26. (соавт. И.Л. Алексеев, А.К. Бустанов, М. Кемпер). Obituary. Dmitryi Yur’evich Arapov (1943–2015) // Caucasus Survey. 2016. Vol. 4, no. 1, p. 112–113.
        27. (соавт. С.А. Панарин, А.Ю. Скаков, А.А. Ярлыкапов). In memoriam: Владимир Александрович Кореняко // Этнографическое обозрение, 2016. № 4. С. 182–184.
        28. (соавт. А.Д. Васильев, Т.В. Кютюкова, А.С. Орлов). In memoriam: Дмитрий Юрьевич Арапов // Восток, 2016, № 4. С. 222–224.
        29. «Восток – дело тонкое». (Пост)имперские нарративы и практики в среднеазиатском кишлаке // Ab imperio. 2016. № 1. C. 389–407.
        30. Muslims in Imperial Russia. Featured Review. Elena I. Campbell. The Muslim Question and Russian Imperial Governance. (Indiana-Michigan Series in Russian and East European Stud-ies.) Bloomington: Indiana University Press, 2015. Pp. ix, 298. Cloth $60.00, e-book $59.99; Agnès Nilüfer Kefeli. Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy, and Liter-acy. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2014. Pp. x, 289. $52.50; Mustafa Tuna. Imperial Russia’s Muslims: Islam, Empire, and European Modernity, 1788–1914 (Critical Perspectives on Empire.) New York: Cambridge University Press, 2015. Pp. xiii, 276. $99.99. // American His-torical Review. 2017. Vol. 122. No. 1. P. 127–131.
        31. (соавт. М.А. Волхонский, В.М. Муханов, А.А. Ярлыкапов) Памяти Дмитрия Юрьевича Арапова (1943–2015) // Кавказский сборник. Т. 10. М.: Аспект пресс, 2018. С. 382–391.
        32. (соавт. М.С.-Г. Албогачиева) Памяти Юрия Юрьевича Карпова (1956–2015) // Кавказский сборник. Т. 10. М.: Аспект пресс, 2018. С. 392–408.
        33. (соавт. M.Kemper, A.K. Alikberov, M.S. Gadzhiev, Sh.Sh. Shikhaliev) In memoriam. Amri Rzaevich Shikhsaidov (20 March 1928 – 21 September 2019) // Caucasus Survey. 2019. Vo. 7. No. 3. P. 253–255.
        34. (соавт. А.К. Аликберов, М.С. Гаджиев, Ш.Ш. Шихалиев) Памяти Амри Рзаевича Шихсаидова (1928–2019) // Кавказский сборник. М.: Аспект пресс, 2020. Т. 12(44). C. 378–392.

СМИ

2 июля 2021 года. Бобровников В.О. Лекции по культуре стран Ближнего Востока пройдут в Петербурге
17 мая 2021 года. Бобровников В.О. Барахоев Ахмед-Хаджи Османович
9 декабря 2020 года. Аликберов А.К., Бобровников В.О., Рощин М.Ю. Просветитель, шейх, богослов
5 декабря 2020 года. Аликберов А.К., Бобровников В.О. В Дагестане обсудили вклад выдающегося богослова Мухаммада Яракского в мировую науку
16 августа 2020 года. Бобровников В.О. Планы строительства ипподрома в Грозном дали повод для критики в адрес Кадырова
14 марта 2020 года. Бобровников В.О. Востоковеды назвали беспрецедентными награждения близких Кадырова
27 декабря 2019 года. Бобровников В.О. Заявления комполка имени Кадырова вошли в противоречие с исламским правом и законами страны
25 октября 2019 года. Бобровников В.О., Рощин М.Ю. Жители Чечни предупредили о возможной кровной мести после конфликта в Ростовской области