ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Кузьмин
Сергей Львович

доктор исторических наук, кандидат биологических наук

Отдел Кореи и Монголии

ведущий научный сотрудник
 

Новые статьи

В Казани обсудят исторический опыт национально-государственного строительства в СССР
Международный форум, посвященный 100-летию образования советских республик на территории Хивы и Бухары и 100-летию Татарской АССР, соберет в столице Татарстана ведущих специалистов из Центральной Азии и России.
Краснознаменная оккупационная. Сто лет назад большевики уничтожили Хивинское ханство и Бухарский эмират. Почему эти монархии были обречены?
Хивинское ханство и Бухарский эмират находились под протекторатом России с 1873 года, сохраняя во многом патриархальный уклад жизни. Революция в России в 1917 году задала импульс к переменам, и в 1919 году в Хиве началось восстание коммунистов. Их сил оказалось недостаточно для победы над ханом, но на помощь восставшим были отправлены войска большевиков. В феврале 1920 года Хивинское ханство было ликвидировано и провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика в составе РСФСР. После 1917 года и в Бухарском эмирате появились революционные организации, совместно с большевиками подготовившие государственный переворот. В сентябре 1920 года Красная армия вошла в Бухару, и вскоре было объявлено о создании Бухарской Народной Советской Республики. Спустя четыре года и эти республики были упразднены. Была ли возможность сохранить бухарскую и хивинскую государственности, насколько местное население поддерживало революцию, почему хану и эмиру не помогла «англичанка»? На эти и другие вопросы «Ферганы» ответил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Кузьмин.
Буддизм и социализм: сравнительный анализ взаимодействий в СССР, ТНР, МНР и КНР
Проанализированы тенденции развития тибетского буддизма в период строительства социализма в СССР (Калмыкия и Бурятия), Тувинской Народной Республике (ТНР), Монгольской Народной Республике (МНР) и Китайской Народной Республике (КНР: Внутренняя Монголия и Тибет). Описываются трансформации отношений с буддийской церковью правящих коммунистических и прокоммунистических партий от прихода их к власти до настоящего времени (КНР) или до падения социализма (остальные страны). Выделены следующие этапы взаимодействий буддизма и правящих партий. (1) Первоначальное ослабление влияния духовенства. Данный период охватывает в РСФСР/СССР 1917-1928, в МНР и ТНР - 1921-1928, во Внутренней Монголии - 1947-1957, на тибетских территориях в составе ки-тайских провинций - 1949-1954, в будущем Тибетском Автономном Районе (ТАР) - 1951-1959 гг. (2) Борьба с религией в период форсированного строительства социализма. В СССР - 1928-1935, МНР и ТНР - 1929-1932, во Внутренней Монголии - 1957-1966, на тибетских территориях в составе китайских провинций - 1955-1962, в будущем ТАР - 1959-1962 гг. (3) Кратковременный отказ от радикальных мер против религии. В МНР и ТНР 1932-1936, в Тибете - 1962-1966 гг., на остальных рассматриваемых территориях не фиксируется. (4) Коммунистический террор. В СССР, МНР и ТНР - 1937-1939 (пик - 1937-1938), в КНР - 1966-1976 (пик - 1966-1969) гг. (5) Частичное возобновление деятельности церкви. В СССР (включая Туву) - 19451990, МНР - 1944-1992, КНР - 1977 г. - по настоящее время. Религиозная деятельность в регионах распространения тибетского буддизма в КНР все более регулируется и модифицируется властями ради политической целесообразности. Такой подход направлен на «изживание» тибетского буддизма изнутри, что согласуется со стратегическим курсом КПК на ликвидацию религий.
Тэло Тулку Ринпоче. Что значит быть тулку? Мой личный опыт (видео).
11 ноября 2018 года в Москве почётный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прочитал лекцию по теме: «Что значит быть тулку? Мой личный опыт» и ответил на вопросы слушателей. Всем собравшимся была представлена новая книга «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы», повествующая о предыдущем воплощении Тэло Тулку Ринпоче. О книге рассказал ответственный редактор издания Сергей Львович Кузьмин, доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН. Мероприятие было организовано фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежным объединением буддистов в Москве.
Механизмы ликвидация монархий в странах Внутренней Азии в первой половине ХХ в.
Анализируются механизмы трансформаций монархических систем Хивы, Бухары, Монголии и Тибета в социалистические в первой половине ХХ в. При всех различиях этих государств, в их общественных системах и исторических траекториях в рассматриваемый период есть признаки сходства. Все они были абсолютными монархиями, легитимировавшими власть своих монархов религией (буддизмом или исламом); были зависимы от России, империи Цин или Китая; общество было традиционным. РСФСР/СССР и КНР руководствовались одной и той же идеологией – марксистско-ленинской, ставили одну и ту же цель – построение социализма, а затем коммунизма. Поскольку в Хиве, Бухаре, Внешней Монголии, Тибете не было внутренних сил, которые могли осуществить революцию, ей следовало «помочь» – фактически, экспортировать ее. Концепция помощи революционного государства в продвижении революции за рубежом, которую взяли на вооружение коммунисты, восходит к временам революционной Франции. В Хиве, Бухаре, Монголии, Тибете из представителей коренных этносов образовались очень небольшие группы, которым из-за границы прививали революционные взгляды, чуждые их религиям и традициям. Ввод из-за рубежа революционных войск «обосновывался» тем, что местные трудящиеся страдают от гнета местных эксплуататоров и иностранных империалистов, но сами не могут его сбросить; отсталые страны нуждаются в модернизации, в них надо поддерживать революционные группы, поскольку они отражают стремления народа. Кроме того, в отношении Тибета руководство КНР использовало синоцентристский исторический миф о том, что империя Цин – это тот же Китай, а Тибет – его неотъемлемая часть. «Помощь» коммунистов в «освобождении трудящихся» изначально закладывала перспективу борьбы с религией вплоть до ее ликвидации. Власть феодалов ликвидировалась первой, затем одним из главных объектов борьбы становилась церковь. Это было связано с необходимостью легитимации новой власти, чему препятствовала традиционная религиозная легитимация, так как коммунизм доктринально противостоит религии. Этим обусловлена тенденция в дальнейшем развитии рассматриваемых стран: неуклонный демонтаж церковных структур и замена религиозного мировоззрения на материалистическое. Внутренних факторов для революций в Хиве, Бухаре, Монголии и Тибете не было.
Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее
Шаумян Татьяна Львовна, Кузьмин Сергей Львович, Бадмаев Валерий Николаевич, Уланов Мерген Санджиевич

Письма барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга к П.П. Малиновскому
Кузьмин Сергей Львович, Унгерн-Штернберг Юрген фон
В статье проанализированы письма барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга – знаменитого деятеля Белого движения и национально-освободительной борьбы монголов в начале ХХ в. к белогвардейскому офицеру П.П. Малиновскому. В них содержатся интересные сведения, которые бросают свет на панмонгольские планы в 1918 г. – еще до того, как в 1919 г. в Забайкалье началось панмонгольское движение, поддержанное атаманом Г.М. Семеновым. Из этих писем следуют планы объединения монгольского населения Внутренней и Внешней Монголии, их интеграции с бурят-монголами, а также с казахами, маньчжурами и тибетцами. Эти письма проливают свет на планы закрепления власти семеновцев в Забайкалье. Приводятся все известные сведения о биографии П.П. Малиновского и копии недавно найденных оригиналов двух из этих писем. Публикуется также короткая телеграмма Р.Ф. Унгерна П.П. Малиновскому.
Рецензия на: Willard Sunderland. The Baron’s Cloak: A History of the Russian Empire in War and Revolution. Ithaca and London: Cornell University Press, 2014, 344 рp.