Сотрудники Института востоковедения РАН

Кобзев
Артем Игоревич

доктор философских наук

Отдел Китая

руководитель отдела, директор учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ (ГУ), руководитель департамента философии УНЦ ГСН МФТИ (ГУ), руководитель УНЦ «Философия Востока» РГГУ, лауреат Госпремии 2010 года (2011), член ученого совета ИВ РАН
 

Родился 15 октября 1953 г. в Москве, в семье поэта.

Образование:

Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова, философский факультет, 1970-1975.
Ученые степени: кандидат философских наук (05.03.1979, МГУ, тема диссертации: «Философия Ван Ян-мина (1472–1529)»); доктор философских наук (01.09.1989, ИФ РАН, тема диссертации: «Методология китайской классической философии (нумерология и протологика)»).
Ученое звание: профессор (15.10.1999).

Преподавание:

Духовные основы традиционной китайкой культуры (с 1989, МФТИ, Гос. университет).
Глобальная культурная альтернатива: Восток-Запад (с 1989, МФТИ, Гос. университет).
История китайских этических учений (МГУ).
Сравнительный анализ традиционных культур Китая и Европы (Московская государственная консерватория). Руководство 4 аспирантами, подготовлены 2 кандидата наук.


По совместительству главный научный сотрудник ИДВ РАН.
По совместительству ведущий научный сотрудник ИФ РАН.
Декан факультета гуманитарных наук (с 1998), зав. кафедрой истории (1998–1999) и культурологии (с 1999) МФТИ (Гос. университет). Стажер Пекинского ун-та (КНР, 1990 – 1991). Член правления Международной ассоциации ицзинистики (Пекин, с 2004). Член ученых советов ИВ РАН и МФТИ (Гос. университет). Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ АН СССР за монографию «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия» (1983); Первая премия на конкурсе на лучшие сборники статей ИВ АН СССР за участие в сборнике «Китайские социальные утопии» (1987); Первая премия на конкурсе индивидуальных монографий сотрудников ИВ РАН за монографию «Учение о символах и числах в китайской классической философии» (1993); Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ РАН за монографию «Философия китайского неоконфуцианства» (2003); Почетные грамоты ИВ РАН (1998, 2008); Почетная грамота ИДВ РАН (2006); Госпремия за 2010 год (2011).

Участие в научных мероприятиях:

участник более 50 международных и всероссийских конференций, в том числе:

  1. 2002, Первая Московская международная конференция по сравнительной философии, Москва.
  2. 2003, Международная конференция «Китай сегодня и завтра», Пекин.
  3. 2004, Международный симпозиум «Конфуцианство и современная цивилизация», Пекин.
  4. 2005, 14 – 16 февраля – докладчик на XXXV НК «Общество и государство в Китае», ИВ РАН, Москва (доклад: «Китайская астрология»).
  5. 2005, 15 марта – докладчик на Пятой Международной междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И Цзин) и современность» (Междисциплинарные исследования), Государственный Музей Востока, Москва (доклад: «Новое и ицзинистике»).
  6. 2005, 23 – 24 мая – докладчик на XI Всероссийской НК «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Китайский и западный зодиак»).
  7. 2005, 22 июня – 12 июля - докладчик на Второй Летней школе «Развитие этического образования в высшей школе», ИФ РАН, РГНФ и др., Москва (доклады: "Китайская философия как суперэтика", "Четыре главные этические программы", "Категориальные основы китайской этики", "Конфуцианская антропология", "«Великое учение» этический канон китайской культуры").
  8. 2006, 6 – 8 февраля – докладчик на XXXVI НК «Общество и государство в Китае», ИВ РАН, Москва (доклад:«Китайская культура и «красная книга»).
  9. 2006, 21 марта – докладчик на Шестой Международной междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И Цзин) и современность» (Междисциплинарные исследования), Государственный Музей Востока, Москва (доклад: «Современные исследования «Канона перемен»»).
  10. 2006, 22 – 23 мая – докладчик на XII Всероссийской НК «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Самоопределение китайской культуры и summa sinologiae»).
  11. 2006, 30 мая – 3 июня - докладчик на Второй Московской международной конференции по сравнительной философии «Знание и вера: многообразие культурных подходов»,ИФ РАН, Москва (доклад: "Знание/разум и вера/благонадежность в китайской философии").
  12. 2006, 1 сентября – Выступление на XIII Международной книжной ярмарке в Пекине, КНР (доклад: «Энциклопедия «Духовная культура Китая»»).
  13. 2006, 12 сентября – докладчик в Ханчжоуском ун-те, КНР (доклад: «Изучение Китая в России»).
  14. 2006, 4 – 6 октября – Руководство секцией Международной НК «Вызовы глобализации и Кавказ», ИВ АН, Абхазский Гос. Университет, Сухум (доклад: «Понимание истории в китайской культуре»).
  15. 2007, 15 – 16 февраля - докладчик на Всероссийском совещании-конференции заведующих кафедрами общественных наук и учителей-гуманитариев школ-победителей Национального проекта «Образование», МГУ, Москва (доклад: "Проблемы гуманитарного образования в естественно-научном вузе").
  16. 2007, 2 февраля – докладчик на XVI НК «Человек и природа: проблемы социоестественной истории», Истра (доклад: «Время как философская категория»).
  17. 2007, 6 февраля – докладчик на Методсеминаре «Методологические проблемы ведения сравнительнофилософских исследований», ИФ РАН, Москва (доклад: «Методология изучения китайской философии»).
  18. 2007, 12 февраля – докладчик на XXXVII НК «Общество и государство в Китае», ИВ РАН, Москва (доклад: «Мистический цвет в китайской культуре»).
  19. 2007, 16 февраля – докладчик на Всероссийском совещании-конференции завкафедрами общественных наук вузов РФ, МГУ, Москва (доклад: «Преподавание культурологии в негуманитарном вузе»).
  20. 2007, 20 февраля – докладчик на Методологическом семинаре сектора восточных философий, ИФ РАН, Москва (доклад: «Методология истории китайской философии»).
  21. 2007, 30 февраля – докладчик на XVI НК «Человек и природа. Проблемы социоестественной истории», Истра (доклад: «Время как философская категория»).
  22. 2007, 20 марта – докладчик на VII Международной междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И Цзин) и современность», Государственный Музей Востока, Москва (доклад: «Новейшие исследования «Чжоу и»»).
  23. 2007, 20 апреля – докладчик на Седьмой международной междисциплинарной конференции «Мудрость и тайна веков (эзотерические учения о мире и человеке в религиозно-философских системах народов мира)», ИФ РАН (доклад: «Теоретические основы и историческое развитие китайской алхимии»).
  24. 2007, 20 апреля – докладчик на VII Международной междисциплинарной конференции «Мудрость и тайна веков (Эзотерические учения о мире и человеке)», ИФ РАН, Москва (доклад: «Китайская алхимия»).
  25. 2007, 22 мая – докладчик на XIII Всероссийской НК «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Душа и дух в китайской культуре»).
  26. 2007, 11 октября – докладчик на V Международном общественном форуме «Диалог цивилизаций», Родос, Греция (доклад: «Международные проекты изучения китайской культуры»).
  27. 2007, 20 ноября – докладчик на Международном форуме «Китай и Россия: прошлое, настоящее, будущее», Санья, КНР (доклад: «Энциклопедия «Духовная культура Китая» и summa sinologiae»).
  28. 2008, Второй съезд Международной ассоциации изцинистики, Пекин.
  29. 2008, 8 апреля – докладчик на XXXVIII ОГК, ИВ РАН, Москва (доклад: «Добро и зло в китайской культуре»).
  30. 2008, 12 апреля – докладчик на VIII Междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И цзин) и современность», Москва (доклад: «Изцинистика и медицина»).
  31. 2008, 23 мая – докладчик на XIII Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Мировая синология и китайская китаистика»).
  32. 2008, 21 – 25 июля – докладчик на Всероссийском методсеминаре «Ицзинистика и хронопунктура», Москва (доклад: «Пять докладов о значении «Канона перемен» для китайской медицины»).
  33. 2008, 11 сентября – докладчик на Российско-японском симпозиуме «Философия буддизма в многокультурном контексте», ИФ РАН, Москва (доклад: «Буддизм и китайская «Трипитака»»).
  34. 2008, 19 сентября – докладчик на VI Съезде востоковедов России, Улан-Удэ (доклад: «Китаистика как национальная наука»).
  35. 2008, 10 октября – докладчик на VI Международном общественном форуме «Диалог цивилизаций», Родос, Греция (доклад: «Китай в глобальной поляризации культур»).
  36. 2008, 2 декабря – докладчик на Российско-французском симпозиуме «Трансформация культур и кросскультурное взаимодействие: категории и практика», РУДН, Москва (доклад: «Китай и Запад: трансформация систем культурных категорий»).
  37. 2008, 9 ноября – докладчик на IV Международной конференции «Изучение «И цзина» и современная цивилизация», Пекин, КНР (доклад: ««Чжоу и» / «И цзин» на Западе»).
  38. 2009, 23 марта – докладчик на XXXIX НК ОГК, ИВ РАН, Москва (доклад: «Китайская и западная синология»).
  39. 2009, 18 мая – докладчик на XV Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Новое о нумерологии: «Као гун цзи»»).
  40. 2009, 4 сентября - презентация Тома 4 «Историческая мысль, политическая и правовая культура» энциклопедии «Духовная культура Китая» на 22 Московской международной книжной выставке-ярмарке. Москва. ВВЦ.
  41. 2009, 25 октября - докладчик на Международном форуме «Язык, культура и образование – будущим поколениям России и Китая». КНР. Далянь. Даляньский ин-т ин. яз. (доклад: "Энциклопедизм как форма взаимопознания русской и китайской культур").
  42. 2009, 7 ноября – выступление на Русском канале Центрального телевидения КНР в Пекине с докладом «История и новейшие достижения российской синологии».
  43. 2009, 12 ноября - приглашенная лекция в КНР. Гуйян. Гуйянский ун-те. (лекция: "Изучение Ван Ян-мина и китайской культуры в России").
  44. 2010, 30 марта - докладчки на XL НК ОГК, ИВ РАН, Москва (доклад: "Эротическая живопись и графика "весенних картин").

Награды, премии, дипломы:

  1. Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ АН СССР за монографию «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия» (1983);
  2. Первая премия на конкурсе на лучшие сборники статей ИВ АН СССР за участие в сборнике «Китайские социальные утопии» (1987);
  3. Первая премия на конкурсе индивидуальных монографий сотрудников ИВ РАН за монографию «Учение о символах и числах в китайской классической философии» (1993);
  4. Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ РАН за монографию «Философия китайского неоконфуцианства» (2003);
  5. Почетные грамоты ИВ РАН (1998, 2008);
  6. Почетная грамота ИДВ РАН (2006);
  7. Госпремия за 2010 год (2011).

Публикации об авторе:

  1. Шаймухамбетова Г.Б. О состоянии, проблемах и перспективах изучения философской мысли зарубежного Востока // Вопросы философии. 1985, № 11. С. 16 – 17.
  2. Кобзев А.И. // Философы России XIX–XX столетий: (Биографии, идеи, труды). М., 1993. С. 87; то же. Изд. третье, переработанное и дополненное. М., 1999. С. 374.
  3. Лысенко В.Г. Компаративная философия в России // Вопросы философии. 1992, № 9. С. 150 – 152; то же // Сравнительная философия. М., 2000. С. 154 – 158; idem: Lysenko V.G. Comparative Philosophy in the Soviet Union // Philosophy East and West. Honolulu, 1992. V. XLII, № 2. P. 314 – 316.
  4. Кобзев А.И. // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 147 – 148.
  5. Кобзев А.И. // Милибанд С.Д. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов. М., 1995, Кн. 1, с. 561-562.
  6. Кобзев А.И. Kobzev, A.I. // Российское китаеведение. Russian Sinology. М. – Р., 1996. Р. 77 – 78.
  7. Философский мир Дао в ИДВ РАН // Проблемы Дальнего Востока. 2006, № 5. С. 8 – 13.

Публикации:

Монографии:

  1. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М.: Наука. 1983. - 353 с.
  2. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука.1994. – 432 с.
  3. Эрос за китайской стеной. СПб.- М.: Пионер-Астрель-АСТ. 2002.
  4. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература РАН. 2002. – 608 с.
  5. «Великое учение» и учения великих конфуцианцев. М.: ИВ РАН, Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 105 с.
  6. Драмы и фарсы российской китаистики. Москва, 2016. – 600 с.
  7. Каноны конфуцианства и школы имен : в 2 кн. Кн. 1. «Да-сюэ» : «Великое учение» святомудрых для школяров, ученых и владык, или Судьба конфуцианского канона в Китае, на Западе и в России. М.: Восточная литература, 2014. – 320 с.
  8. Традиционная наука в Китае : учеб. пособие. Том 1. Методологические науки : протологика, нумерология и математика. Кн. 1. Общие разделы. М.: МФТИ, 2014. – 211 с. (соавт.: В.Е. Еремеев)

Статьи:

  1. Гносеологические установки первых конфуцианцев // VII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.3. М. Наука. 1976, с. 626 – 633.
  2. Ван Янмин: гносеология и этика благосмыслия // VIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1977, с. 171 – 180.
  3. О термине Н.Я. Бичурина «религия ученых» и сущности конфуцианства // Н.Я.Бичурин и его вклад русское востоковедение. Ч.1. М. Наука. 1977, 103 – 115.
  4. Термин «у» и философия Ван Янмина // IX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.2. М. Наука. 1978, с. 3 – 13.
  5. О роли филологического анализа в историко-философском исследовании // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1978, № 5, с. 81 – 93.
  6. К проблеме знания и действия в традиционной китайской философии // X научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1979, с. 150 – 159.
  7. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 – 57.
  8. Ду Фу «Красавицы» (перевод с древнекит.) // Л.А.Никольская. «О стихотворении Ду Фу „Красавицы“». Вестник МГУ. Востоковедение. 1979, №1, с. 31 – 39.
  9. Троично-пятeричные текстологические структуры и понятие «сань-у» // XI научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1980, с. 76 – 92.
  10. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XI научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1980, № 4, с. 163 – 165.
  11. Проблема категорий традиционной китайской философии // Методологические проблемы историко-философского исследования. М. Наука. 1981, с. 2 – 5.
  12. Пять элементов и «магические» фигуры «И цзина» // XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1981, с. 73 – 88.
  13. Синтез традиционных гносео-праксиологических идей в философии Ван Янмина // Общество и государство в Китае. М. Наука. 1981, с. 95 – 119.
  14. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XII научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1981, № 4, с. 170 – 172.
  15. Классификационная схема «пять элементов» — у син // XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.2. М.: Наука. 1982, с. 34 – 48.
  16. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае. М. Наука. 1982, с. 80 – 106.
  17. О категориях традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1982, № 1, с. 47 – 58.
  18. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ») // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М. Наука. 1982, с. 149 – 174.
  19. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XIII научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1982, № 4, с. 157 – 159.
  20. Нумерологическая методология классической китайской философии // XIV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1983, с. 33 – 50.
  21. О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 140 – 152.
  22. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 207 – 230.
  23. Основные подходы к изучению категорий китайской философии и культуры // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1983, № 3, с. 62 – 67, 86 – 92.
  24. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XIV научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1983, № 4, с. 140 – 143.
  25. Современный этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1983, № 6, с. 151 – 169.
  26. О противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1984, с. 189 – 191.
  27. Проблема обобщения в традиционной китайской философии // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1984, с. 74 – 84.
  28. Ван Янмин и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. Новосибирск. Наука. 1984, с. 89 – 101.
  29. Методология традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 4, с. 52 – 62.
  30. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XV научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 5, с. 129 – 131.
  31. Конференция «Проблема человека в истории философии (на стыке Запад — Восток)» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 6, с. 124 – 128.
  32. Неоконфуцианство в оценках современных китайских исследователей // РЖ. Общественные науки за рубежом. Китаеведение. М. ИНИОН АН СССР. 1984, № 5, с. 168 – 175.
  33. Категории дао, дэ, ци в традиционной китайской философии // XVI научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1985, с. 24 – 36.
  34. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XVI научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1985, № 5, с. 124 – 128.
  35. Пространственно-числовые модели китайской нумерологии // XVII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1986, с. 29 – 45.
  36. Еще раз о противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // IV всесоюзная школа молодых востоковедов. Т.1. 1986, с. 146 – 147.
  37. Понятие личности и философии в лингво-культурном контексте Китая и Европы // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. Ч.2. М. ИФ АН. 1986, с. 93 – 98.
  38. «Великое учение» — конфуцианский катехизис // Историко-философских ежегодник. 1986. М. Наука. 1986, с. 227 – 251.
  39. «Великое учение» (перевод с древнекит.) // Историко-философских ежегодник. 1986. М. Наука. 1986.
  40. Генерализация в классической китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1986, с. 43 – 52.
  41. Московская «Сокровищница дао» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1986, № 6, с. 162 – 170 (с Н.В.Морозовой, Е.А.Торчиновым).
  42. Методологические особенности классической китайской философии и категория «пять элементов» // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч.1. М. Наука. 1986, с. 57 – 76.
  43. Опыт китайско-русского философского словаря // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч.2. М. Наука. 1986, с. 292 – 324 (с А.А. Макаровым).
  44. Современное состояние историко-философской науки в КНР // Общественные науки в КНР. М. Наука. 1986, с. 303 – 336.
  45. Формирование основ китайской философии // XVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1987, с. 24 – 32.
  46. Эллиптичность как фундаментальная характеристика философского и научного творчества в традиционном Китае // Научно-технический прогресс и творчество (I Всесоюзная научно-практическая конференция). М. Знание. 1987, с. 170 – 171.
  47. Методологическая специфика традиционной китайской философии // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М. Наука. 1987, с. 43 – 73.
  48. Политическая реальность и ее художественное отражение: к истории одной проблемы // Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ. М. ИФ АН СССР. 1987, с. 129 – 133.
  49. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии // Китайские социальные утопии. М. Наука. 1987, с. 58 – 103.
  50. Актуальные проблемы истории и теории традиционной китайской науки // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 5 – 39.
  51. Концепция Дж.Нидема и ее критика // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 40 – 58.
  52. Концепции китайских ученых // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 69 – 87 (с С.В.Зининым).
  53. Теоретические основы китайской медицины // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 182 – 193.
  54. Буддизм, конфуцианство и западные политэкономия и социология // Философские основания теорий международных отношений. СО. Вып. 1. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 95 – 124.
  55. Общество, государство и человек в конфуцианстве (до XIX в.) // Философские основания теорий международных отношений. СО. Вып. 2. М. ИНИОН АН СССР. 1988, с. 19 – 46.
  56. Нумерология и классификационизм в Китае // XIX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1988, с. 18 – 27.
  57. Предисловие // Этика и ритуал в традиционном Китае. М. Наука. 1988, с. 3 – 16 (с Л.С.Васильевым).
  58. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М. Наука. 1988, с. 17 – 55.
  59. «Восток — Запад» в мировом историко-философском процессе // Философские науки. М. Высшая школа. 1988, № 7, с. 105 – 109.
  60. Древнекитайская культура в докладах и сообщениях на XVII научной конференции «Общество и государство в Китае» // Вестник древней истории. М. Наука. 1988, № 3, с. 206 – 208.
  61. Гексаграммная мантика в эпоху Чунь цю // XX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1989, с. 10 – 22.
  62. «Чжоу и» — китайская библия // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1989, № 3, с. 175 – 189.
  63. Победа синих чертей (о Ю.К.Щуцком) // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1989, с. 142 – 147, 153 – 156.
  64. Китай // История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М. Наука. 1989, с. 396 – 412.
  65. Конфуцiанський катехiзис // Всесвiт. Киiв. Радянський письменник. 1989, № 10, с. 57 – 60.
  66. «Велике вчення» // Всесвiт. Киiв. Радянський письменник. 1989, № 10 (Г. Хорошилов, М.Рябчук), с. 70 – 75.
  67. Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1989. (статьи)
  68. O pojmowaniu osobowości w kulturze chińskiej i europeiskiej (на польском языке) // Pismo literacko-artystyczne. Krakowskie Wydawnictwo Prasowe RSW «Prasa-Ksiaźka-Ruch». 1989, № 6, с. 30 – 45.
  69. Этимология нумерологического термина «сань у» и его связь с астрономией // XXI научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1990, с. 22 – 38.
  70. Из наследия русского философа Вл.Соловьева // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1990, № 2, с. 182 – 187 (с В.В.Сербиненко).
  71. Интеллигенция древняя и новая // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1990, № 2, с. 49 – 51.
  72. Величайший оракул Востока // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1990, № 4, с. 138 – 144, 158 – 159.
  73. Л.С.Васильев. Проблемы генезиса китайской мысли (рецензия) // Вопросы философии. М. Наука. 1990, № 8, с. 174 – 175.
  74. Коррида мнений по поводу корриды чувств // Видео-Асс. 1990, № 3, с. 64 – 66.
  75. И цзин — китайская классическая «Книга перемен» // Киев: УО Всесоюзной ассоциации китаеведов АН СССР. 1990.
  76. А.В.Рубин. Об истории и культуре Китая (введение, комментарий, библиография) // Восток. М. Наука. 1991, № 1, с. 122 – 139; № 2, с. 109 – 125.
  77. Понятийный аналог «тождества» в древнекитайской философии // XXII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1991, с. 41 – 50.
  78. Понятия противоречия и противоположности в китайской классической философии // XXIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1991, с. 65 – 81.
  79. «Канон перемен» — китайская библия // Наука и религия. М. Знание. 1991, № 2, с. 34 – 38.
  80. Канон перемен // Наука и религия. 1991, № 2, с. 38 – 41; № 3, с. 18 – 19; № 4, с. 26 – 28.
  81. Победа синих чертей (о Ю.К.Щуцком) // Наука и религия. М. Знание. 1991, № 4, с. 28 – 31.
  82. Духовные основы традиционной китайской культуры // «Науки о духе» в техническом вузе. М. МФТИ. 1992, с. 21 – 26.
  83. «Цветы сливы в золотой вазе» (перевод с древнекит., введение, примеч.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1992, № 7, с. 63 – 64 (с О.М. Городецкой, В.С. Манухиным, В.С.Таскиным).
  84. Китайский эрос: загадки и парадоксы // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1992, № 7, с. 61 – 63 (с О.М. Городецкой).
  85. Звонкоголосая чаровница, или Проблемы китайского эроса // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1992, № 4, с. 162 – 170.
  86. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве // Личность в традиционном Китае. М. Наука. 1992, с. 141 – 159.
  87. Интеллектуальная собственность в традиционной китайской культуре // XXIV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. ИВ РАН. 1993, с. 39 – 44.
  88. Логическая рационализация в китайской классической философии // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М. Наука. 1993, с. 87 – 130.
  89. Парадоксы китайского эроса // Китайский эрос. Научно-худ. сб. М. Квадрат. 1993.
  90. Учитель Проникший-в-таинственную тьму // Китайский эрос. Научно-худ. сб. М. Квадрат. 1993.
  91. Ланьлиньский насмешник. Цзинь, Пин, Мэй или Цветы сливы в золотой вазе // Китайский эрос. Научно-худ. сб. М. Квадрат. 1993 (с В.С.Манухиным, В.С.Таскиным).
  92. Китай // История политических и правовых учений. XIX в. М. Наука. 1993, с. 359 – 373.
  93. Парадоксы китайского эроса // Китайский эрос. М. 1993.
  94. Парадоксы китайского эроса // Петербургское Востоковедение. Вып.3. СПб. Петербургское Востоковедение. 1993, с. 129 – 145.
  95. Словарь китайской философии и культуры. Конфуцианство // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1993, № 2, с. 128 – 132.
  96. Словарь китайской философии и культуры. Дао. Дэ. Ци // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1993, № 3, с. 157 – 164 (с. А.Г.Юркевичем).
  97. «Империя чувств» и парадоксы запредельной любви // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1993, № 3, с. 61 – 62.
  98. Тао Хунцзин. О пользе и вреде обладания женщиной (перевод с древнекит.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1993, № 11, с. 74 – 75.
  99. Р. Ван Гулик. Сексуальная жизнь в Древнем Китае (перевод с франц.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1993, № 5, с. 76 – 80; № 7, с. 77 – 80; № 9, с. 66 – 69; № 10, с. 78 – 80; 1994, №1, с. 75 – 80.
  100. R.T.Ames. Chinese Rationality: an Oxymoron? (введение) // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М. Наука. 1993, с. 178 – 205.
  101. В.А.Рубин. Китайский Дон Кихот: различные оценки образа Бо-и (введение) // Петербургское Востоковедение. Вып.3. СПб. Петербургское Востоковедение. 1993, с. 344 – 376.
  102. Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе (введение, перевод с древнекит., коммент.). Т.1 – 3. Иркутск. Улисс. 1994.
  103. «Цзинь, Пин, Мэй» — парадоксальная тайна китайской культуры (вводная статья к т.1) // Книжное обозрение. № 26. 1994, с. 18.
  104. Категория дэ: от магической силы к моральному императиву // XXV научная конференция «Общество и государство в Китае». М. ИВ РАН. 1994, с. 180 – 186.
  105. Словарь китайской философии и культуры (сюй, цзин) // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1994, № 6, с. 91 – 95 (с А.Г.Юркевичем).
  106. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М. Мысль. 1994. (статьи).
  107. Самая загадочная энциклопедия китайской жизни («Цзинь пин мэй») // XXVI научная конференция «Общество и государство в Китае». М. ИВ РАН. 1995, с. 314 – 322.
  108. Парадоксальная тайна китайской литературы // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1995, № 2, с. 69.
  109. Цветы Сливы в Золотой Вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. Фрагменты из книги (перевод с древнекит., примеч.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1995, № 2, с. 70 – 73.
  110. Образы древней эротофармакологии // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1996, № 11, с. 70 – 72.
  111. Восток и Запад в эпоху информационной революции // Информационные материалы. Сер.: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизма. Вып.1. II Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 22-24 мая 1996 г.) М.: ИДВ РАН. 1996, с. 33 – 37.
  112. Ю.К. Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1997. – Статьи: Китайская книга книг, Гадания по «Канону перемен», Краткая биография Ю.К.Щуцкого, Библиография работ Ю.К.Щуцкого и о нем, Ю.К.Щуцкий. Жизнеописание, примеч // Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1993. 1997 (с Н.И.Кондрадом).
  113. В.М.Алексеев. Замечания на книгу-диссертацию Ю.К.Щуцкого. «Китайская классическая «„Книга перемен“» (примеч.) // Ю.К. Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1997. 2-е изд., там же.
  114. Н.И.Конрад. Предисловие к первому изданию «Китайской классической „Книги перемен“» (примеч.) // Ю.К. Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1997. 2-е изд., там же.
  115. Ван Янмин. Да сюэ вэнь (перевод с древнекит., коммент.) // М.Т.Степанянц. Восточная философия. М. Наука. 1997, с. 337 – 349.
  116. О соотношении категорий «дэ» и «благодать» // Информационные материалы. Сер.: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизма. Вып.2. III Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 27-28 мая 1996 г.) М. ИДВ РАН. 1997, с. 19 – 23.
  117. Китайская эротофармакология // XXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. 2. М. ИВ РАН. 1998, с. 445 – 458.
  118. Предисловие // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М. Наука. 1998, с. 6 – 11.
  119. Дэ и коррелятивные ей категории китайской классической философии // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М. Наука. 1998.
  120. Фэн Юлань и современная китайская философия // Восток. М. Наука. 1998, № 4, с. 182 – 188.
  121. Китайская философия как «детское» учение о попрании жизнью смерти // XXIX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.2. М.: ИВ РАН. 1999, с. 176-185.
  122. В.А.Рубин (предисл., примеч., био-библиогр.) // В.А.Рубин. Личность и власть в древнем Китае (избранные труды). М. Наука. 1999, с. 5 – 7, 315 – 373, 374 – 377.
  123. Традиция, Числа, Чудо, Тайна, Авторитет, Имидж, Война, Хаос, Оптимизм-писсимизм (9 статей) // Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах (Актуальный лексикон истории культуры) М. НЛО. 1999.
  124. Китайская логика и русская кабалистика // Восток. 2000, № 5, с. 189 – 195.
  125. Поэтические плоды запретного романа // Китайская любовная лирика. Стихи из запретного романа XVI в. «Цветы сливы в золотой вазе», или Цзинь, Пин, Мэй». СПб.-М. 2000, с. 5 – 12.
  126. Китайская классическая книга перемен (составл., статьи, био-библиограф., примеч.) // Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая книга перемен. Т.1, 2. СПб.-М. Нева – Олма-пресс. 2000.
  127. Смысл «Перемен» и «перемены» смысла // VI Всерос. конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. ИДВ РАН. 2000, с. 24 – 30.
  128. Ли Чжи: мятежная философия детского сердца // VII Всерос. конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. ИДВ РАН. 2001, с. 30 – 38.
  129. Происхождение и смысл «Великого предела» // XXXI научная конференция «общество и государство в Китае». М. Восточная литература РАН. 2001, с. 182 – 190.
  130. Новая философская энциклопедия. Т. 1 - 4. М. Мысль. 2000, 2001. (статьи).
  131. Генезис китайской философии и категории «философия» в традиционном Китае» // Восток. М. Наука. 2001, № 3, с. 19 – 32.
  132. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 220 – 243.
  133. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 200 – 219.
  134. Китайская традиция // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 383 – 428.
  135. Число и человек: древнекитайская концепция «семи утрат и восьми обретений» // Математика и практика; Математика и культура. № 2 (Сб. статей). М. Самообразование-Семигор. 2001, с. 107 – 113.
  136. «Весенняя монета» - эротонумерологическая загадка // XXXII научная конференция «общество и государство в Китае». М. Восточная литература РАН. 2002, с. 323 – 327.
  137. Большая Энциклопедия Кольера (Кругосвет). 2002. www.Krugoswet.ru. (статьи).
  138. Понимание мира как единства времени и пространства в традиционном Китае // Антропология культуры. Вып. I. М. ОГИ. 2002, с. 181 – 187.
  139. Конец света или начало истории // Советник Президента (информационно-аналитическое издание). М. Видео-Асс. 2002, № 2, с. 15.
  140. Лето в городе Вечной Весны // Советник Президента. М. 2002, № 9, с. 9.
  141. Обсуждение «на круглом столе» энциклопедического словаря «Этика» // «Вопросы философии». М. Наука. 2002, № 10, с. 5, 25 – 28.
  142. Искусство внутренних покоев // «Восточная коллекция». М. Пашков дом. 2003, № 1, с. 99 – 109.
  143. «Странное учение» Хуй Ши // VIII всерос. конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. ИДВ РАН. 2003.
  144. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М. Восточная литература РАН. 2003. – Статьи: Китайская книга книг, Гадания по «Канону перемен», Краткая биография Ю.К.Щуцкого, Библиография работ Ю.К.Щуцкого и о нем, Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен», Ю.К.Щуцкий. Жизнеописание, В.А.Алексеев. Замечания на книгу-диссертацию Ю.К.Щуцкого «Китайская классическая «Книга перемен» (примеч.), Н.И.Конрад. Предисловие к первому изданию «Китайской классической «Книги перемен» (примеч.).
  145. Китай // История этических учений. Разд. 1. М. Гардарики. 2003, с. 7 – 108.
  146. Духовные основы китайской цивилизации // Сборник трактатов, зачитанных китайскими и российскими учеными на конференции «Китай сегодня и завтра». Пекин. 2003, с. 236 – 250 (на китайском и русском языках).
  147. Философия за и перед Китайской стеной // Вторые историко-философские чтения Общества Зеньковского. Историко-философский ежегодник. 2003. М. Наука. 2004, с. 382 – 386.
  148. Духовные основы китайской цивилизации // XXXIV научная конференция «Общество и государство в Китае». М. Восточная литература РАН. 2004, с. 129 – 133.
  149. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М.Л.Титаренко. М. 2004, с. 550 – 557.
  150. «Да сюэ» («Великое учение») (введение, перевод, комментарии) // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). Л. Восточная литература. 2004, с. 73 – 122.
  151. О специфике китайской культуры // Человек и природа: история и современность. Социоестественная история. Вып. XXIV. Симферополь. Аян, Доля. 2004, с. 90 – 104.
  152. Рождение китайской философии как «детского» учения о попрании жизнью смерти // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М. Восточная литература. 2004, с. 80 – 85.
  153. Большая Российская Энциклопедия. Т. 1., Т. 2, М., 2004; Т.3, 2005. – Статьи: Китайская алхимия, Астрология в Китае, Бин цзя, Ван Би, Ван Чун, Ван Янмин.
  154. Китайская алхимия // ХХХV научная конференция «Общество и государство в Китае». М. 2005, с. 214 – 218.
  155. Китайская астрология // XXXVI научная конференция «Общество и государство в Китае». М. 2006, с. 168 – 176.
  156. Китайский и западный зодиак // X – XI Всероссийские конференции «Философия Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 23 – 24 ноября 2004, 23 – 24 мая 2005. Ч. 1. М., 2006б с. 39 – 45.
  157. Фэн Юлань и проблема классификации современной китайской философии // IV Всероссийская конференция «Философия Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 27 – 27 мая 1998. М., 1998, с. 26 – 31.
  158. О противостоянии Восток – Запад // История и современность. М., 2006, № 2, с. 188 - 202.
  159. Китайская астрология // XXXVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2006, с. 168 – 176.
  160. Китайский и западный зодиак // Х-ХI Всероссийские конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». Ч.1. М., 2006, с. 39 – 45.
  161. Понимание времени в китайской культуре // Человек и природа: из прошлого в будущее. М., 2006, с. 217 - 219.
  162. Диалог книжных цивилизаций // Россия - Китай. ХХI в., окт., 2006, с. 56 – 58.
  163. Чжу Си. Неоконфуцианство // Исторический лексикон. М., 2006, с. 663 – 666.
  164. 132 статьи // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 1. Философия, 2006.
  165. 67 статей // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия, 2007.
  166. «Цзинь пин мэй» // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. Философия. М.: Вост. лит., 2006 – . Т.3. Литература. Язык и письменность. 2008.
  167. «Цэ фу юань гуй» // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. Философия. М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура, 2009.
  168. 3 статьи // Православная энциклопедия, Т. 13, 14 М. 2006-2007.
  169. Глобализация и summa sinologiae // XXXVII НК ОГК, М. 2007.
  170. Самоопределение китайской культуры и summa sinologiae // XII Всероссийские конференции "Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация". М. 2007, с. 114-122.
  171. 11 статей // Большая российская энциклопедия. Т. 7,8,9. М. 2007.
  172. 39 статей // Новая российская энциклопедия. Т. 3, ч. 2; 4, ч. 1,2; 5, ч. 1,2; 6, ч. 1. М. 2007-2008.
  173. Удивительная судьба «Первой удивительной книги» китайской литературы // Восток. № 2. 2008, с. 32-45.
  174. Добро и зло в китайской культуре // XXXVIII НК ОГК. М. 2008, с. 136-143.
  175. Китаистика как национальная наука // VI съезд востоковедов России. Тезисы. М. 2008, с. 47-49.
  176. Знание/разум и вера/благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М. 2008, с. 29-37.
  177. 在西方的周易/ Чжоу и /И цзин на Западе // Гоцзи и-сюэ ляньхэхуй ди эр цы хуйюань дахуй… (Второй съезд Международной ассоциации ицзинистики…) Пекин, 2008, с. 79–82.
  178. Душа и дух в китайской культуре // XIII-XIV Всероссийские конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. Ч. 1, 2008, с. 92–98.
  179. Мировая синология и китайская китаистика // XIII-XIV Всероссийские конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. Ч. 1, 2008, с. 139–147.
  180. Лао-цзы и Будда – «совпадение двух в одном» или «раздвоение единого»? // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с. 221–225.
  181. Китайская текстология как строгая наука (к 80-летию со дня рождения В.С.Спирина) // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с. 472 – 476.
  182. Даосский темперамент и конфуцианский стиль // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с. 477 – 479.
  183. Китайская и западная синология // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с.480–490.
  184. Статья: «Кан Ювэй» // БРЭ. Т. 13. М., 2009. С. 9-10.
  185. Статьи: «Китаистика» (в соавторстве с В.М. Солнцевым), «Китай. Философия», «Китайские религия и мифология древние» // БРЭ. Т. 14. М., 2009. С. 70-75; 144-146; 172-173.
  186. Статьи: «Лао-цзы и Будда – ‘совпадение двух в одном’ или ‘раздвоение единого’?»; «Китайская текстология как строгая наука (к 80-летию со дня рождения В.С.Спирина)» (в соавторстве с Р.Н. Деминым); «Даосский темперамент и конфуцианский стиль» (в соавторстве с М.Ю. Ульяновым); «Китайская и западная синология» // Материалы XXXIX НК ОГК. М.: ИВ РАН, 2009. С. 221 – 225 (0,4 а.л.); 472 – 476 (0,4 а.л.); 477 – 479 (0,3 а.л.); 480 – 490 (0,8 а. л.).
  187. Статьи: «Цэ фу юань гуй» (0,3 а. л.); «Специфика традиционной китайской науки»; «Нумерология»; «Астрология»; «География» (раздел); «Алхимия» (раздел); «Эротология»; «Российская китаистика»; «Изучение в России китайских наук, языков и образования» (раздел, в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Ван Цзи», «Го сюэ» (раздел), «Као гун цзи» (в соавторстве с С.В.Дмитриевым); «Комментарии»; «Ли цзи»; «Лю Синь» (раздел); «Мо цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым, А.М.Карапетьянцем, С.Ю.Рыковым); «Мэн Си» (раздел); «Нидэм»; «Сань у»; «Сань цзы цзин»; «Сань юань, эр ши ба сю» (в соавторстве с А.М.Карапетьянцем); ««Суань цзин ши шу»; «Суань шу шу» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сун Ин-син» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сун Цы» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сунь-цзы суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Су Сунн» (раздел); «Сюй Юэ» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сяхоу Ян суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «У цао суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Хэ Чэн-тянь (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Хуанфу Ми (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цао Цао»(в соавторством с А.Г.Юркевичем); «Цзин Фан» (раздел); «Цзи сяо синь шу» (раздел); «Цзу Чун-чжи» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цзы», «Цзэн Го-фань», «Цзю чжан суань шу» (раздел); «Цзя Дань» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Цзян Тай-гун (раздел); «Цзя Сянь» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цинь Цзю-шао» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цю Чан-чунь»; ««Цянь цзы вэнь»; «Чао Юань-фан» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжан Цзы-синь» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжан Цю-цзянь суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжан Цянь»; «Чжан Чжун-цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжоу би суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжугэ Лян» (раздел); «Чжу Сы-бэнь» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжу Цзай-юй» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжу Ши-цзе» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Чжэн Хэ (раздел); «Чжэн Чэн-гун» (в соавторстве с А.Г.Юркевичем); «Чжэнь Луань» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжэнь цзю да чэн»; «Шуй цзин»; «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Юй Да-ю» (в соавторстве с А.Г.Юркевичем); «Юнь линь ши пу» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Юэ Фэй» (в соавторстве с А.Г.Юркевичем); «Ян Хуй» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Ян Юнь-сун» // Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование М.: «Восточная литература» РАН, 2009. С. 733-734 (0,3 а. л.); 18-27; 28-52; 96-101; 246-247; 340-344; 430-474; 653-654; 655-662 и др.
  188. Кобзев А.И. Библиографии к статьям: «Математика», «Астрономия», «Метеорология», «Календарь», «Механика», «Оптика», «Магнетизм», «Акустико-музыкальная теория», «География», «Геология и смежные науки», «Сейсмология», «Геомантия», «Химия», «Медицина», «Макробиотика», «Языкознание», «Экономическая мысль», «Военная мысль» и др. статьям. Общий объем публикаций А.И.Кобзева – 25 а.л.

Учебные и учебно-методические разработки:

  1. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиционной культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Вып. 19. М., 1990.
  2. Духовные основы традиционной китайской культуры // Сборник программ кафедры «История культуры». М., 1990.
  3. Духовные основы традиционной китайской культуры // «Науки о духе» в техническом вузе. Программы гуманитарных курсов МФТИ. М., 1992.
  4. История восточных классических философских систем. Китайская классическая философия // Программы для слушателей Республиканского центра гуманитарного образования при Гос комитете РФ по высшему образованию (научное направление – философия). М., 1993.

Кобзев Артем Игоревич
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 206

Цитирований в РИНЦ: 1609

Индекс Хирша: 12

Новые статьи

Китайский путь человечества
Древнейшие и одновременно наиболее развитые культуры современного мира образуют глобальную альтернативу, подобную психосоматической, половой и всем прочим бинарным противоположностям человеческого тела, вида и социума. Взаимная полярность западной (евро-американской, индо-иранской, арабо-мусульманской) и восточной (китайской, или синистической) культур имеет глубочайшие антропологические, а не только социальные и историко-культурные корни, выражаясь в кардинальном различии языков, типов письменности, языковых картин мира, психотипов, социокультурных норм, религиозно-философских систем и, возможно, даже отражая вариативные особенности сапиентации в двух разных и удаленных друг от друга частях земли. Как Земной шар, мир биполярен, и одним из его полюсов почти всю историю человечества был и в XXI веке будет Китай. Его книга книг «Канон перемен» («И цзин») – предшественница двоичного кода всех компьютерных программ, а иероглифика – претендент на роль языка международного общения в Интернете. В сегодняшнем визуальном мире картинки побеждают слова и древняя культура иероглифических изображений обретает вторую молодость. Научное осмысление этого необходимо для адекватного соотнесения реального «столкновения цивилизаций» с идеальным «диалогом культур».
Рецензия на: История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. II. Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н.э. – III в. н.э.). Отв. ред. Л.С. Переломов. М., Вост. лит., 2013.

Общество и государство в Китае

Книги автора в каталоге ИВ РАН

Новое видео