ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Кобзев
Артем Игоревич

доктор философских наук

Институт востоковедения РАН » Отдел Китая » Заведующий отделом

Ученый совет ИВ РАН » член ученого совета ИВ РАН

Труды Института востоковедения РАН » Редакционная коллегия серии

Журнала «Ориенталистика» » Редакционная коллегия » член редакционной коллегии

Журнал Вестник ИВ РАН » Редакционная коллегия

Научные интересы

История китайской философии, науки, культуры, синологии, компаративистика и текстология.

Биография

Родился 15 октября 1953 г. в Москве, в семье поэта.

Образование

Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова, философский факультет, 1970-1975. Стажер Пекинского ун-та (КНР, 1990 – 1991).
Ученые степени: кандидат философских наук (05.03.1979, МГУ, тема диссертации: «Философия Ван Ян-мина (1472–1529)»); доктор философских наук (01.09.1989, ИФ РАН, тема диссертации: «Методология китайской классической философии (нумерология и протологика)»).
Ученое звание: профессор (15.10.1999).

Преподавание

Духовные основы традиционной китайской культуры (с 1989, МФТИ (НИУ)).
Глобальная культурная альтернатива: Восток-Запад (с 1989, МФТИ (НИУ)).
История китайских этических учений (МГУ).
Сравнительный анализ традиционных культур Китая и Европы (Московская государственная консерватория). Руководство 4 аспирантами, подготовлены 2 кандидата наук.


По совместительству главный научный сотрудник ИДВ РАН (2005-2011). По совместительству ведущий научный сотрудник ИФ РАН.
Декан факультета гуманитарных наук (1998 - 2015), зав. кафедрой истории (1998–1999) и культурологии (с 1999) МФТИ (ГУ); директор УНЦ гуманитарных и социальных наук МФТИ (НИУ) (2015 - 2022).  Член правления Международной ассоциации ицзинистики (Пекин, с 2004). Член ученого совета МФТИ (НИУ) (1998 - 2022). Член ученого совета ИВ РАН. 

Премии: Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ АН СССР за монографию «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия» (1983); Первая премия на конкурсе на лучшие сборники статей ИВ АН СССР за участие в сборнике «Китайские социальные утопии» (1987); Первая премия на конкурсе индивидуальных монографий сотрудников ИВ РАН за монографию «Учение о символах и числах в китайской классической философии» (1993); Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ РАН за монографию «Философия китайского неоконфуцианства» (2003); Почетные грамоты ИВ РАН (1998, 2008); Почетная грамота ИДВ РАН (2006); Госпремия за 2010 год (2011).

Участие в научных мероприятиях:

участник более 50 международных и всероссийских конференций, в том числе:

  1. 2002, Первая Московская международная конференция по сравнительной философии, Москва.
  2. 2003, Международная конференция «Китай сегодня и завтра», Пекин.
  3. 2004, Международный симпозиум «Конфуцианство и современная цивилизация», Пекин.
  4. 2005, 14 – 16 февраля – докладчик на XXXV НК «Общество и государство в Китае», ИВ РАН, Москва (доклад: «Китайская астрология»).
  5. 2005, 15 марта – докладчик на Пятой Международной междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И Цзин) и современность» (Междисциплинарные исследования), Государственный Музей Востока, Москва (доклад: «Новое и ицзинистике»).
  6. 2005, 23 – 24 мая – докладчик на XI Всероссийской НК «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Китайский и западный зодиак»).
  7. 2005, 22 июня – 12 июля - докладчик на Второй Летней школе «Развитие этического образования в высшей школе», ИФ РАН, РГНФ и др., Москва (доклады: "Китайская философия как суперэтика", "Четыре главные этические программы", "Категориальные основы китайской этики", "Конфуцианская антропология", "«Великое учение» этический канон китайской культуры").
  8. 2006, 6 – 8 февраля – докладчик на XXXVI НК «Общество и государство в Китае», ИВ РАН, Москва (доклад:«Китайская культура и «красная книга»).
  9. 2006, 21 марта – докладчик на Шестой Международной междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И Цзин) и современность» (Междисциплинарные исследования), Государственный Музей Востока, Москва (доклад: «Современные исследования «Канона перемен»»).
  10. 2006, 22 – 23 мая – докладчик на XII Всероссийской НК «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Самоопределение китайской культуры и summa sinologiae»).
  11. 2006, 30 мая – 3 июня - докладчик на Второй Московской международной конференции по сравнительной философии «Знание и вера: многообразие культурных подходов»,ИФ РАН, Москва (доклад: "Знание/разум и вера/благонадежность в китайской философии").
  12. 2006, 1 сентября – Выступление на XIII Международной книжной ярмарке в Пекине, КНР (доклад: «Энциклопедия «Духовная культура Китая»»).
  13. 2006, 12 сентября – докладчик в Ханчжоуском ун-те, КНР (доклад: «Изучение Китая в России»).
  14. 2006, 4 – 6 октября – Руководство секцией Международной НК «Вызовы глобализации и Кавказ», ИВ АН, Абхазский Гос. Университет, Сухум (доклад: «Понимание истории в китайской культуре»).
  15. 2007, 15 – 16 февраля - докладчик на Всероссийском совещании-конференции заведующих кафедрами общественных наук и учителей-гуманитариев школ-победителей Национального проекта «Образование», МГУ, Москва (доклад: "Проблемы гуманитарного образования в естественно-научном вузе").
  16. 2007, 2 февраля – докладчик на XVI НК «Человек и природа: проблемы социоестественной истории», Истра (доклад: «Время как философская категория»).
  17. 2007, 6 февраля – докладчик на Методсеминаре «Методологические проблемы ведения сравнительнофилософских исследований», ИФ РАН, Москва (доклад: «Методология изучения китайской философии»).
  18. 2007, 12 февраля – докладчик на XXXVII НК «Общество и государство в Китае», ИВ РАН, Москва (доклад: «Мистический цвет в китайской культуре»).
  19. 2007, 16 февраля – докладчик на Всероссийском совещании-конференции завкафедрами общественных наук вузов РФ, МГУ, Москва (доклад: «Преподавание культурологии в негуманитарном вузе»).
  20. 2007, 20 февраля – докладчик на Методологическом семинаре сектора восточных философий, ИФ РАН, Москва (доклад: «Методология истории китайской философии»).
  21. 2007, 30 февраля – докладчик на XVI НК «Человек и природа. Проблемы социоестественной истории», Истра (доклад: «Время как философская категория»).
  22. 2007, 20 марта – докладчик на VII Международной междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И Цзин) и современность», Государственный Музей Востока, Москва (доклад: «Новейшие исследования «Чжоу и»»).
  23. 2007, 20 апреля – докладчик на Седьмой международной междисциплинарной конференции «Мудрость и тайна веков (эзотерические учения о мире и человеке в религиозно-философских системах народов мира)», ИФ РАН (доклад: «Теоретические основы и историческое развитие китайской алхимии»).
  24. 2007, 20 апреля – докладчик на VII Международной междисциплинарной конференции «Мудрость и тайна веков (Эзотерические учения о мире и человеке)», ИФ РАН, Москва (доклад: «Китайская алхимия»).
  25. 2007, 22 мая – докладчик на XIII Всероссийской НК «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Душа и дух в китайской культуре»).
  26. 2007, 11 октября – докладчик на V Международном общественном форуме «Диалог цивилизаций», Родос, Греция (доклад: «Международные проекты изучения китайской культуры»).
  27. 2007, 20 ноября – докладчик на Международном форуме «Китай и Россия: прошлое, настоящее, будущее», Санья, КНР (доклад: «Энциклопедия «Духовная культура Китая» и summa sinologiae»).
  28. 2008, Второй съезд Международной ассоциации изцинистики, Пекин.
  29. 2008, 8 апреля – докладчик на XXXVIII ОГК, ИВ РАН, Москва (доклад: «Добро и зло в китайской культуре»).
  30. 2008, 12 апреля – докладчик на VIII Междисциплинарной конференции «Китайская классическая «Книга Перемен» (И цзин) и современность», Москва (доклад: «Изцинистика и медицина»).
  31. 2008, 23 мая – докладчик на XIII Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Мировая синология и китайская китаистика»).
  32. 2008, 21 – 25 июля – докладчик на Всероссийском методсеминаре «Ицзинистика и хронопунктура», Москва (доклад: «Пять докладов о значении «Канона перемен» для китайской медицины»).
  33. 2008, 11 сентября – докладчик на Российско-японском симпозиуме «Философия буддизма в многокультурном контексте», ИФ РАН, Москва (доклад: «Буддизм и китайская «Трипитака»»).
  34. 2008, 19 сентября – докладчик на VI Съезде востоковедов России, Улан-Удэ (доклад: «Китаистика как национальная наука»).
  35. 2008, 10 октября – докладчик на VI Международном общественном форуме «Диалог цивилизаций», Родос, Греция (доклад: «Китай в глобальной поляризации культур»).
  36. 2008, 2 декабря – докладчик на Российско-французском симпозиуме «Трансформация культур и кросскультурное взаимодействие: категории и практика», РУДН, Москва (доклад: «Китай и Запад: трансформация систем культурных категорий»).
  37. 2008, 9 ноября – докладчик на IV Международной конференции «Изучение «И цзина» и современная цивилизация», Пекин, КНР (доклад: ««Чжоу и» / «И цзин» на Западе»).
  38. 2009, 23 марта – докладчик на XXXIX НК ОГК, ИВ РАН, Москва (доклад: «Китайская и западная синология»).
  39. 2009, 18 мая – докладчик на XV Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация», ИДВ РАН, Москва (доклад: «Новое о нумерологии: «Као гун цзи»»).
  40. 2009, 4 сентября - презентация Тома 4 «Историческая мысль, политическая и правовая культура» энциклопедии «Духовная культура Китая» на 22 Московской международной книжной выставке-ярмарке. Москва. ВВЦ.
  41. 2009, 25 октября - докладчик на Международном форуме «Язык, культура и образование – будущим поколениям России и Китая». КНР. Далянь. Даляньский ин-т ин. яз. (доклад: "Энциклопедизм как форма взаимопознания русской и китайской культур").
  42. 2009, 7 ноября – выступление на Русском канале Центрального телевидения КНР в Пекине с докладом «История и новейшие достижения российской синологии».
  43. 2009, 12 ноября - приглашенная лекция в КНР. Гуйян. Гуйянский ун-те. (лекция: "Изучение Ван Ян-мина и китайской культуры в России").
  44. 2010, 30 марта - докладчки на XL НК ОГК, ИВ РАН, Москва (доклад: "Эротическая живопись и графика "весенних картин").

Награды, премии, дипломы:

  1. Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ АН СССР за монографию «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия» (1983);
  2. Первая премия на конкурсе на лучшие сборники статей ИВ АН СССР за участие в сборнике «Китайские социальные утопии» (1987);
  3. Первая премия на конкурсе индивидуальных монографий сотрудников ИВ РАН за монографию «Учение о символах и числах в китайской классической философии» (1993);
  4. Первая премия в конкурсе на лучшие публикации сотрудников ИВ РАН за монографию «Философия китайского неоконфуцианства» (2003);
  5. Почетные грамоты ИВ РАН (1998, 2008);
  6. Почетная грамота ИДВ РАН (2006);
  7. Госпремия за 2010 год (2011).

Публикации об авторе:

  1. Шаймухамбетова Г.Б. О состоянии, проблемах и перспективах изучения философской мысли зарубежного Востока // Вопросы философии. 1985, № 11. С. 16 – 17.
  2. Кобзев А.И. // Философы России XIX–XX столетий: (Биографии, идеи, труды). М., 1993. С. 87; то же. Изд. третье, переработанное и дополненное. М., 1999. С. 374.
  3. Лысенко В.Г. Компаративная философия в России // Вопросы философии. 1992, № 9. С. 150 – 152; то же // Сравнительная философия. М., 2000. С. 154 – 158; idem: Lysenko V.G. Comparative Philosophy in the Soviet Union // Philosophy East and West. Honolulu, 1992. V. XLII, № 2. P. 314 – 316.
  4. Кобзев А.И. // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 147 – 148.
  5. Кобзев А.И. // Милибанд С.Д. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов. М., 1995, Кн. 1, с. 561-562.
  6. Кобзев А.И. Kobzev, A.I. // Российское китаеведение. Russian Sinology. М. – Р., 1996. Р. 77 – 78.
  7. Философский мир Дао в ИДВ РАН // Проблемы Дальнего Востока. 2006, № 5. С. 8 – 13.

Публикации:

Монографии:

  1. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М.: Наука. 1983. - 353 с.
  2. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука.1994. – 432 с.
  3. Эрос за китайской стеной. СПб.- М.: Пионер-Астрель-АСТ. 2002.
  4. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература РАН. 2002. – 608 с.
  5. «Великое учение» и учения великих конфуцианцев. М.: ИВ РАН, Издательский дом «Экономическая газета», 2011. – 105 с.
  6. Драмы и фарсы российской китаистики. Москва, 2016. – 600 с.
  7. Каноны конфуцианства и школы имен : в 2 кн. Кн. 1. «Да-сюэ» : «Великое учение» святомудрых для школяров, ученых и владык, или Судьба конфуцианского канона в Китае, на Западе и в России. М.: Восточная литература, 2014. – 320 с.
  8. Традиционная наука в Китае : учеб. пособие. Том 1. Методологические науки : протологика, нумерология и математика. Кн. 1. Общие разделы. М.: МФТИ, 2014. – 211 с. (соавт.: В.Е. Еремеев)

Статьи:

  1. Гносеологические установки первых конфуцианцев // VII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.3. М. Наука. 1976, с. 626 – 633.
  2. Ван Янмин: гносеология и этика благосмыслия // VIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1977, с. 171 – 180.
  3. О термине Н.Я. Бичурина «религия ученых» и сущности конфуцианства // Н.Я.Бичурин и его вклад русское востоковедение. Ч.1. М. Наука. 1977, 103 – 115.
  4. Термин «у» и философия Ван Янмина // IX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.2. М. Наука. 1978, с. 3 – 13.
  5. О роли филологического анализа в историко-философском исследовании // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1978, № 5, с. 81 – 93.
  6. К проблеме знания и действия в традиционной китайской философии // X научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1979, с. 150 – 159.
  7. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 – 57.
  8. Ду Фу «Красавицы» (перевод с древнекит.) // Л.А.Никольская. «О стихотворении Ду Фу „Красавицы“». Вестник МГУ. Востоковедение. 1979, №1, с. 31 – 39.
  9. Троично-пятeричные текстологические структуры и понятие «сань-у» // XI научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1980, с. 76 – 92.
  10. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XI научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1980, № 4, с. 163 – 165.
  11. Проблема категорий традиционной китайской философии // Методологические проблемы историко-философского исследования. М. Наука. 1981, с. 2 – 5.
  12. Пять элементов и «магические» фигуры «И цзина» // XII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1981, с. 73 – 88.
  13. Синтез традиционных гносео-праксиологических идей в философии Ван Янмина // Общество и государство в Китае. М. Наука. 1981, с. 95 – 119.
  14. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XII научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1981, № 4, с. 170 – 172.
  15. Классификационная схема «пять элементов» — у син // XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.2. М.: Наука. 1982, с. 34 – 48.
  16. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае. М. Наука. 1982, с. 80 – 106.
  17. О категориях традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1982, № 1, с. 47 – 58.
  18. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ») // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М. Наука. 1982, с. 149 – 174.
  19. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XIII научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1982, № 4, с. 157 – 159.
  20. Нумерологическая методология классической китайской философии // XIV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1983, с. 33 – 50.
  21. О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 140 – 152.
  22. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 207 – 230.
  23. Основные подходы к изучению категорий китайской философии и культуры // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1983, № 3, с. 62 – 67, 86 – 92.
  24. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XIV научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1983, № 4, с. 140 – 143.
  25. Современный этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1983, № 6, с. 151 – 169.
  26. О противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1984, с. 189 – 191.
  27. Проблема обобщения в традиционной китайской философии // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1984, с. 74 – 84.
  28. Ван Янмин и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. Новосибирск. Наука. 1984, с. 89 – 101.
  29. Методология традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 4, с. 52 – 62.
  30. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XV научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 5, с. 129 – 131.
  31. Конференция «Проблема человека в истории философии (на стыке Запад — Восток)» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 6, с. 124 – 128.
  32. Неоконфуцианство в оценках современных китайских исследователей // РЖ. Общественные науки за рубежом. Китаеведение. М. ИНИОН АН СССР. 1984, № 5, с. 168 – 175.
  33. Категории дао, дэ, ци в традиционной китайской философии // XVI научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1985, с. 24 – 36.
  34. Хроникальные заметки: ИВ АН СССР. XVI научная конференция «Общество и государство в Китае» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1985, № 5, с. 124 – 128.
  35. Пространственно-числовые модели китайской нумерологии // XVII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1986, с. 29 – 45.
  36. Еще раз о противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // IV всесоюзная школа молодых востоковедов. Т.1. 1986, с. 146 – 147.
  37. Понятие личности и философии в лингво-культурном контексте Китая и Европы // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. Ч.2. М. ИФ АН. 1986, с. 93 – 98.
  38. «Великое учение» — конфуцианский катехизис // Историко-философских ежегодник. 1986. М. Наука. 1986, с. 227 – 251.
  39. «Великое учение» (перевод с древнекит.) // Историко-философских ежегодник. 1986. М. Наука. 1986.
  40. Генерализация в классической китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1986, с. 43 – 52.
  41. Московская «Сокровищница дао» // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1986, № 6, с. 162 – 170 (с Н.В.Морозовой, Е.А.Торчиновым).
  42. Методологические особенности классической китайской философии и категория «пять элементов» // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч.1. М. Наука. 1986, с. 57 – 76.
  43. Опыт китайско-русского философского словаря // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. Ч.2. М. Наука. 1986, с. 292 – 324 (с А.А. Макаровым).
  44. Современное состояние историко-философской науки в КНР // Общественные науки в КНР. М. Наука. 1986, с. 303 – 336.
  45. Формирование основ китайской философии // XVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1987, с. 24 – 32.
  46. Эллиптичность как фундаментальная характеристика философского и научного творчества в традиционном Китае // Научно-технический прогресс и творчество (I Всесоюзная научно-практическая конференция). М. Знание. 1987, с. 170 – 171.
  47. Методологическая специфика традиционной китайской философии // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М. Наука. 1987, с. 43 – 73.
  48. Политическая реальность и ее художественное отражение: к истории одной проблемы // Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ. М. ИФ АН СССР. 1987, с. 129 – 133.
  49. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии // Китайские социальные утопии. М. Наука. 1987, с. 58 – 103.
  50. Актуальные проблемы истории и теории традиционной китайской науки // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 5 – 39.
  51. Концепция Дж.Нидема и ее критика // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 40 – 58.
  52. Концепции китайских ученых // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 69 – 87 (с С.В.Зининым).
  53. Теоретические основы китайской медицины // Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. РС. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 182 – 193.
  54. Буддизм, конфуцианство и западные политэкономия и социология // Философские основания теорий международных отношений. СО. Вып. 1. М. ИНИОН АН СССР. 1987, с. 95 – 124.
  55. Общество, государство и человек в конфуцианстве (до XIX в.) // Философские основания теорий международных отношений. СО. Вып. 2. М. ИНИОН АН СССР. 1988, с. 19 – 46.
  56. Нумерология и классификационизм в Китае // XIX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1988, с. 18 – 27.
  57. Предисловие // Этика и ритуал в традиционном Китае. М. Наука. 1988, с. 3 – 16 (с Л.С.Васильевым).
  58. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М. Наука. 1988, с. 17 – 55.
  59. «Восток — Запад» в мировом историко-философском процессе // Философские науки. М. Высшая школа. 1988, № 7, с. 105 – 109.
  60. Древнекитайская культура в докладах и сообщениях на XVII научной конференции «Общество и государство в Китае» // Вестник древней истории. М. Наука. 1988, № 3, с. 206 – 208.
  61. Гексаграммная мантика в эпоху Чунь цю // XX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1989, с. 10 – 22.
  62. «Чжоу и» — китайская библия // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1989, № 3, с. 175 – 189.
  63. Победа синих чертей (о Ю.К.Щуцком) // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1989, с. 142 – 147, 153 – 156.
  64. Китай // История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М. Наука. 1989, с. 396 – 412.
  65. Конфуцiанський катехiзис // Всесвiт. Киiв. Радянський письменник. 1989, № 10, с. 57 – 60.
  66. «Велике вчення» // Всесвiт. Киiв. Радянський письменник. 1989, № 10 (Г. Хорошилов, М.Рябчук), с. 70 – 75.
  67. Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1989. (статьи)
  68. O pojmowaniu osobowości w kulturze chińskiej i europeiskiej (на польском языке) // Pismo literacko-artystyczne. Krakowskie Wydawnictwo Prasowe RSW «Prasa-Ksiaźka-Ruch». 1989, № 6, с. 30 – 45.
  69. Этимология нумерологического термина «сань у» и его связь с астрономией // XXI научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1990, с. 22 – 38.
  70. Из наследия русского философа Вл.Соловьева // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1990, № 2, с. 182 – 187 (с В.В.Сербиненко).
  71. Интеллигенция древняя и новая // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1990, № 2, с. 49 – 51.
  72. Величайший оракул Востока // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1990, № 4, с. 138 – 144, 158 – 159.
  73. Л.С.Васильев. Проблемы генезиса китайской мысли (рецензия) // Вопросы философии. М. Наука. 1990, № 8, с. 174 – 175.
  74. Коррида мнений по поводу корриды чувств // Видео-Асс. 1990, № 3, с. 64 – 66.
  75. И цзин — китайская классическая «Книга перемен» // Киев: УО Всесоюзной ассоциации китаеведов АН СССР. 1990.
  76. А.В.Рубин. Об истории и культуре Китая (введение, комментарий, библиография) // Восток. М. Наука. 1991, № 1, с. 122 – 139; № 2, с. 109 – 125.
  77. Понятийный аналог «тождества» в древнекитайской философии // XXII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1991, с. 41 – 50.
  78. Понятия противоречия и противоположности в китайской классической философии // XXIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. Наука. 1991, с. 65 – 81.
  79. «Канон перемен» — китайская библия // Наука и религия. М. Знание. 1991, № 2, с. 34 – 38.
  80. Канон перемен // Наука и религия. 1991, № 2, с. 38 – 41; № 3, с. 18 – 19; № 4, с. 26 – 28.
  81. Победа синих чертей (о Ю.К.Щуцком) // Наука и религия. М. Знание. 1991, № 4, с. 28 – 31.
  82. Духовные основы традиционной китайской культуры // «Науки о духе» в техническом вузе. М. МФТИ. 1992, с. 21 – 26.
  83. «Цветы сливы в золотой вазе» (перевод с древнекит., введение, примеч.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1992, № 7, с. 63 – 64 (с О.М. Городецкой, В.С. Манухиным, В.С.Таскиным).
  84. Китайский эрос: загадки и парадоксы // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1992, № 7, с. 61 – 63 (с О.М. Городецкой).
  85. Звонкоголосая чаровница, или Проблемы китайского эроса // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1992, № 4, с. 162 – 170.
  86. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве // Личность в традиционном Китае. М. Наука. 1992, с. 141 – 159.
  87. Интеллектуальная собственность в традиционной китайской культуре // XXIV научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.1. М. ИВ РАН. 1993, с. 39 – 44.
  88. Логическая рационализация в китайской классической философии // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М. Наука. 1993, с. 87 – 130.
  89. Парадоксы китайского эроса // Китайский эрос. Научно-худ. сб. М. Квадрат. 1993.
  90. Учитель Проникший-в-таинственную тьму // Китайский эрос. Научно-худ. сб. М. Квадрат. 1993.
  91. Ланьлиньский насмешник. Цзинь, Пин, Мэй или Цветы сливы в золотой вазе // Китайский эрос. Научно-худ. сб. М. Квадрат. 1993 (с В.С.Манухиным, В.С.Таскиным).
  92. Китай // История политических и правовых учений. XIX в. М. Наука. 1993, с. 359 – 373.
  93. Парадоксы китайского эроса // Китайский эрос. М. 1993.
  94. Парадоксы китайского эроса // Петербургское Востоковедение. Вып.3. СПб. Петербургское Востоковедение. 1993, с. 129 – 145.
  95. Словарь китайской философии и культуры. Конфуцианство // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1993, № 2, с. 128 – 132.
  96. Словарь китайской философии и культуры. Дао. Дэ. Ци // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1993, № 3, с. 157 – 164 (с. А.Г.Юркевичем).
  97. «Империя чувств» и парадоксы запредельной любви // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1993, № 3, с. 61 – 62.
  98. Тао Хунцзин. О пользе и вреде обладания женщиной (перевод с древнекит.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1993, № 11, с. 74 – 75.
  99. Р. Ван Гулик. Сексуальная жизнь в Древнем Китае (перевод с франц.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1993, № 5, с. 76 – 80; № 7, с. 77 – 80; № 9, с. 66 – 69; № 10, с. 78 – 80; 1994, №1, с. 75 – 80.
  100. R.T.Ames. Chinese Rationality: an Oxymoron? (введение) // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М. Наука. 1993, с. 178 – 205.
  101. В.А.Рубин. Китайский Дон Кихот: различные оценки образа Бо-и (введение) // Петербургское Востоковедение. Вып.3. СПб. Петербургское Востоковедение. 1993, с. 344 – 376.
  102. Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе (введение, перевод с древнекит., коммент.). Т.1 – 3. Иркутск. Улисс. 1994.
  103. «Цзинь, Пин, Мэй» — парадоксальная тайна китайской культуры (вводная статья к т.1) // Книжное обозрение. № 26. 1994, с. 18.
  104. Категория дэ: от магической силы к моральному императиву // XXV научная конференция «Общество и государство в Китае». М. ИВ РАН. 1994, с. 180 – 186.
  105. Словарь китайской философии и культуры (сюй, цзин) // Проблемы Дальнего Востока. М. Прогресс. 1994, № 6, с. 91 – 95 (с А.Г.Юркевичем).
  106. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М. Мысль. 1994. (статьи).
  107. Самая загадочная энциклопедия китайской жизни («Цзинь пин мэй») // XXVI научная конференция «Общество и государство в Китае». М. ИВ РАН. 1995, с. 314 – 322.
  108. Парадоксальная тайна китайской литературы // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1995, № 2, с. 69.
  109. Цветы Сливы в Золотой Вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. Фрагменты из книги (перевод с древнекит., примеч.) // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1995, № 2, с. 70 – 73.
  110. Образы древней эротофармакологии // Азия и Африка сегодня. М. Наука. 1996, № 11, с. 70 – 72.
  111. Восток и Запад в эпоху информационной революции // Информационные материалы. Сер.: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизма. Вып.1. II Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 22-24 мая 1996 г.) М.: ИДВ РАН. 1996, с. 33 – 37.
  112. Ю.К. Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1997. – Статьи: Китайская книга книг, Гадания по «Канону перемен», Краткая биография Ю.К.Щуцкого, Библиография работ Ю.К.Щуцкого и о нем, Ю.К.Щуцкий. Жизнеописание, примеч // Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1993. 1997 (с Н.И.Кондрадом).
  113. В.М.Алексеев. Замечания на книгу-диссертацию Ю.К.Щуцкого. «Китайская классическая «„Книга перемен“» (примеч.) // Ю.К. Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1997. 2-е изд., там же.
  114. Н.И.Конрад. Предисловие к первому изданию «Китайской классической „Книги перемен“» (примеч.) // Ю.К. Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен». М. Наука. 1997. 2-е изд., там же.
  115. Ван Янмин. Да сюэ вэнь (перевод с древнекит., коммент.) // М.Т.Степанянц. Восточная философия. М. Наука. 1997, с. 337 – 349.
  116. О соотношении категорий «дэ» и «благодать» // Информационные материалы. Сер.: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизма. Вып.2. III Всероссийская конференция «Китайская философия и современная цивилизация» (М., 27-28 мая 1996 г.) М. ИДВ РАН. 1997, с. 19 – 23.
  117. Китайская эротофармакология // XXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. 2. М. ИВ РАН. 1998, с. 445 – 458.
  118. Предисловие // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М. Наука. 1998, с. 6 – 11.
  119. Дэ и коррелятивные ей категории китайской классической философии // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М. Наука. 1998.
  120. Фэн Юлань и современная китайская философия // Восток. М. Наука. 1998, № 4, с. 182 – 188.
  121. Китайская философия как «детское» учение о попрании жизнью смерти // XXIX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.2. М.: ИВ РАН. 1999, с. 176-185.
  122. В.А.Рубин (предисл., примеч., био-библиогр.) // В.А.Рубин. Личность и власть в древнем Китае (избранные труды). М. Наука. 1999, с. 5 – 7, 315 – 373, 374 – 377.
  123. Традиция, Числа, Чудо, Тайна, Авторитет, Имидж, Война, Хаос, Оптимизм-писсимизм (9 статей) // Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах (Актуальный лексикон истории культуры) М. НЛО. 1999.
  124. Китайская логика и русская кабалистика // Восток. 2000, № 5, с. 189 – 195.
  125. Поэтические плоды запретного романа // Китайская любовная лирика. Стихи из запретного романа XVI в. «Цветы сливы в золотой вазе», или Цзинь, Пин, Мэй». СПб.-М. 2000, с. 5 – 12.
  126. Китайская классическая книга перемен (составл., статьи, био-библиограф., примеч.) // Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая книга перемен. Т.1, 2. СПб.-М. Нева – Олма-пресс. 2000.
  127. Смысл «Перемен» и «перемены» смысла // VI Всерос. конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. ИДВ РАН. 2000, с. 24 – 30.
  128. Ли Чжи: мятежная философия детского сердца // VII Всерос. конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. ИДВ РАН. 2001, с. 30 – 38.
  129. Происхождение и смысл «Великого предела» // XXXI научная конференция «общество и государство в Китае». М. Восточная литература РАН. 2001, с. 182 – 190.
  130. Новая философская энциклопедия. Т. 1 - 4. М. Мысль. 2000, 2001. (статьи).
  131. Генезис китайской философии и категории «философия» в традиционном Китае» // Восток. М. Наука. 2001, № 3, с. 19 – 32.
  132. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 220 – 243.
  133. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 200 – 219.
  134. Китайская традиция // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 383 – 428.
  135. Число и человек: древнекитайская концепция «семи утрат и восьми обретений» // Математика и практика; Математика и культура. № 2 (Сб. статей). М. Самообразование-Семигор. 2001, с. 107 – 113.
  136. «Весенняя монета» - эротонумерологическая загадка // XXXII научная конференция «общество и государство в Китае». М. Восточная литература РАН. 2002, с. 323 – 327.
  137. Большая Энциклопедия Кольера (Кругосвет). 2002. www.Krugoswet.ru. (статьи).
  138. Понимание мира как единства времени и пространства в традиционном Китае // Антропология культуры. Вып. I. М. ОГИ. 2002, с. 181 – 187.
  139. Конец света или начало истории // Советник Президента (информационно-аналитическое издание). М. Видео-Асс. 2002, № 2, с. 15.
  140. Лето в городе Вечной Весны // Советник Президента. М. 2002, № 9, с. 9.
  141. Обсуждение «на круглом столе» энциклопедического словаря «Этика» // «Вопросы философии». М. Наука. 2002, № 10, с. 5, 25 – 28.
  142. Искусство внутренних покоев // «Восточная коллекция». М. Пашков дом. 2003, № 1, с. 99 – 109.
  143. «Странное учение» Хуй Ши // VIII всерос. конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. ИДВ РАН. 2003.
  144. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М. Восточная литература РАН. 2003. – Статьи: Китайская книга книг, Гадания по «Канону перемен», Краткая биография Ю.К.Щуцкого, Библиография работ Ю.К.Щуцкого и о нем, Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен», Ю.К.Щуцкий. Жизнеописание, В.А.Алексеев. Замечания на книгу-диссертацию Ю.К.Щуцкого «Китайская классическая «Книга перемен» (примеч.), Н.И.Конрад. Предисловие к первому изданию «Китайской классической «Книги перемен» (примеч.).
  145. Китай // История этических учений. Разд. 1. М. Гардарики. 2003, с. 7 – 108.
  146. Духовные основы китайской цивилизации // Сборник трактатов, зачитанных китайскими и российскими учеными на конференции «Китай сегодня и завтра». Пекин. 2003, с. 236 – 250 (на китайском и русском языках).
  147. Философия за и перед Китайской стеной // Вторые историко-философские чтения Общества Зеньковского. Историко-философский ежегодник. 2003. М. Наука. 2004, с. 382 – 386.
  148. Духовные основы китайской цивилизации // XXXIV научная конференция «Общество и государство в Китае». М. Восточная литература РАН. 2004, с. 129 – 133.
  149. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М.Л.Титаренко. М. 2004, с. 550 – 557.
  150. «Да сюэ» («Великое учение») (введение, перевод, комментарии) // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). Л. Восточная литература. 2004, с. 73 – 122.
  151. О специфике китайской культуры // Человек и природа: история и современность. Социоестественная история. Вып. XXIV. Симферополь. Аян, Доля. 2004, с. 90 – 104.
  152. Рождение китайской философии как «детского» учения о попрании жизнью смерти // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М. Восточная литература. 2004, с. 80 – 85.
  153. Большая Российская Энциклопедия. Т. 1., Т. 2, М., 2004; Т.3, 2005. – Статьи: Китайская алхимия, Астрология в Китае, Бин цзя, Ван Би, Ван Чун, Ван Янмин.
  154. Китайская алхимия // ХХХV научная конференция «Общество и государство в Китае». М. 2005, с. 214 – 218.
  155. Китайская астрология // XXXVI научная конференция «Общество и государство в Китае». М. 2006, с. 168 – 176.
  156. Китайский и западный зодиак // X – XI Всероссийские конференции «Философия Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 23 – 24 ноября 2004, 23 – 24 мая 2005. Ч. 1. М., 2006б с. 39 – 45.
  157. Фэн Юлань и проблема классификации современной китайской философии // IV Всероссийская конференция «Философия Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 27 – 27 мая 1998. М., 1998, с. 26 – 31.
  158. О противостоянии Восток – Запад // История и современность. М., 2006, № 2, с. 188 - 202.
  159. Китайская астрология // XXXVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2006, с. 168 – 176.
  160. Китайский и западный зодиак // Х-ХI Всероссийские конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». Ч.1. М., 2006, с. 39 – 45.
  161. Понимание времени в китайской культуре // Человек и природа: из прошлого в будущее. М., 2006, с. 217 - 219.
  162. Диалог книжных цивилизаций // Россия - Китай. ХХI в., окт., 2006, с. 56 – 58.
  163. Чжу Си. Неоконфуцианство // Исторический лексикон. М., 2006, с. 663 – 666.
  164. 132 статьи // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 1. Философия, 2006.
  165. 67 статей // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия, 2007.
  166. «Цзинь пин мэй» // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. Философия. М.: Вост. лит., 2006 – . Т.3. Литература. Язык и письменность. 2008.
  167. «Цэ фу юань гуй» // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5-и тт. Философия. М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура, 2009.
  168. 3 статьи // Православная энциклопедия, Т. 13, 14 М. 2006-2007.
  169. Глобализация и summa sinologiae // XXXVII НК ОГК, М. 2007.
  170. Самоопределение китайской культуры и summa sinologiae // XII Всероссийские конференции "Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация". М. 2007, с. 114-122.
  171. 11 статей // Большая российская энциклопедия. Т. 7,8,9. М. 2007.
  172. 39 статей // Новая российская энциклопедия. Т. 3, ч. 2; 4, ч. 1,2; 5, ч. 1,2; 6, ч. 1. М. 2007-2008.
  173. Удивительная судьба «Первой удивительной книги» китайской литературы // Восток. № 2. 2008, с. 32-45.
  174. Добро и зло в китайской культуре // XXXVIII НК ОГК. М. 2008, с. 136-143.
  175. Китаистика как национальная наука // VI съезд востоковедов России. Тезисы. М. 2008, с. 47-49.
  176. Знание/разум и вера/благонадежность в китайской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М. 2008, с. 29-37.
  177. 在西方的周易/ Чжоу и /И цзин на Западе // Гоцзи и-сюэ ляньхэхуй ди эр цы хуйюань дахуй… (Второй съезд Международной ассоциации ицзинистики…) Пекин, 2008, с. 79–82.
  178. Душа и дух в китайской культуре // XIII-XIV Всероссийские конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. Ч. 1, 2008, с. 92–98.
  179. Мировая синология и китайская китаистика // XIII-XIV Всероссийские конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М. Ч. 1, 2008, с. 139–147.
  180. Лао-цзы и Будда – «совпадение двух в одном» или «раздвоение единого»? // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с. 221–225.
  181. Китайская текстология как строгая наука (к 80-летию со дня рождения В.С.Спирина) // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с. 472 – 476.
  182. Даосский темперамент и конфуцианский стиль // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с. 477 – 479.
  183. Китайская и западная синология // XXXIX НК ОГК. Москва. ИВ РАН, 2009, с.480–490.
  184. Статья: «Кан Ювэй» // БРЭ. Т. 13. М., 2009. С. 9-10.
  185. Статьи: «Китаистика» (в соавторстве с В.М. Солнцевым), «Китай. Философия», «Китайские религия и мифология древние» // БРЭ. Т. 14. М., 2009. С. 70-75; 144-146; 172-173.
  186. Статьи: «Лао-цзы и Будда – ‘совпадение двух в одном’ или ‘раздвоение единого’?»; «Китайская текстология как строгая наука (к 80-летию со дня рождения В.С.Спирина)» (в соавторстве с Р.Н. Деминым); «Даосский темперамент и конфуцианский стиль» (в соавторстве с М.Ю. Ульяновым); «Китайская и западная синология» // Материалы XXXIX НК ОГК. М.: ИВ РАН, 2009. С. 221 – 225 (0,4 а.л.); 472 – 476 (0,4 а.л.); 477 – 479 (0,3 а.л.); 480 – 490 (0,8 а. л.).
  187. Статьи: «Цэ фу юань гуй» (0,3 а. л.); «Специфика традиционной китайской науки»; «Нумерология»; «Астрология»; «География» (раздел); «Алхимия» (раздел); «Эротология»; «Российская китаистика»; «Изучение в России китайских наук, языков и образования» (раздел, в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Ван Цзи», «Го сюэ» (раздел), «Као гун цзи» (в соавторстве с С.В.Дмитриевым); «Комментарии»; «Ли цзи»; «Лю Синь» (раздел); «Мо цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым, А.М.Карапетьянцем, С.Ю.Рыковым); «Мэн Си» (раздел); «Нидэм»; «Сань у»; «Сань цзы цзин»; «Сань юань, эр ши ба сю» (в соавторстве с А.М.Карапетьянцем); ««Суань цзин ши шу»; «Суань шу шу» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сун Ин-син» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сун Цы» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сунь-цзы суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Су Сунн» (раздел); «Сюй Юэ» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Сяхоу Ян суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «У цао суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Хэ Чэн-тянь (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Хуанфу Ми (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цао Цао»(в соавторством с А.Г.Юркевичем); «Цзин Фан» (раздел); «Цзи сяо синь шу» (раздел); «Цзу Чун-чжи» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цзы», «Цзэн Го-фань», «Цзю чжан суань шу» (раздел); «Цзя Дань» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Цзян Тай-гун (раздел); «Цзя Сянь» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цинь Цзю-шао» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Цю Чан-чунь»; ««Цянь цзы вэнь»; «Чао Юань-фан» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжан Цзы-синь» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжан Цю-цзянь суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжан Цянь»; «Чжан Чжун-цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжоу би суань цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжугэ Лян» (раздел); «Чжу Сы-бэнь» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжу Цзай-юй» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжу Ши-цзе» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); Чжэн Хэ (раздел); «Чжэн Чэн-гун» (в соавторстве с А.Г.Юркевичем); «Чжэнь Луань» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Чжэнь цзю да чэн»; «Шуй цзин»; «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Юй Да-ю» (в соавторстве с А.Г.Юркевичем); «Юнь линь ши пу» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Юэ Фэй» (в соавторстве с А.Г.Юркевичем); «Ян Хуй» (в соавторстве с В.Е.Еремеевым); «Ян Юнь-сун» // Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование М.: «Восточная литература» РАН, 2009. С. 733-734 (0,3 а. л.); 18-27; 28-52; 96-101; 246-247; 340-344; 430-474; 653-654; 655-662 и др.
  188. Кобзев А.И. Библиографии к статьям: «Математика», «Астрономия», «Метеорология», «Календарь», «Механика», «Оптика», «Магнетизм», «Акустико-музыкальная теория», «География», «Геология и смежные науки», «Сейсмология», «Геомантия», «Химия», «Медицина», «Макробиотика», «Языкознание», «Экономическая мысль», «Военная мысль» и др. статьям. Общий объем публикаций А.И.Кобзева – 25 а.л.

Учебные и учебно-методические разработки:

  1. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиционной культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Вып. 19. М., 1990.
  2. Духовные основы традиционной китайской культуры // Сборник программ кафедры «История культуры». М., 1990.
  3. Духовные основы традиционной китайской культуры // «Науки о духе» в техническом вузе. Программы гуманитарных курсов МФТИ. М., 1992.
  4. История восточных классических философских систем. Китайская классическая философия // Программы для слушателей Республиканского центра гуманитарного образования при Гос комитете РФ по высшему образованию (научное направление – философия). М., 1993.

Статьи в каталоге ivran.ru

Книги автора в каталоге ИВ РАН

Новые видео

VIII Всероссийская конференция «История востоковедения: традиции и современность»
Исследование категорий и основных понятий китайской философии и культуры
Вручение бюста востоковеда, путешественника Петра Ивановича Кафарова
Россия-Китай. 200 лет российскому востоковедению: перспективы развития
 Китайская
Современная философия и вызовы современности
Тайны Китайской цивилизации.
Программа
Программа
Программа
Программа