ИВ РАН

Новости ИВ РАН

22 ноября 2023 года

Доклад О.И. Зубовой и А.А. Петровой «Понятие ‘Амент’ (Запад) в египетских заупокойных представлениях Древнего и Среднего царства (25-20 вв. до н.э.)»

Доклад О.И. Зубовой и А.А. Петровой «Понятие ‘Амент’ (Запад) в египетских заупокойных представлениях Древнего и Среднего царства (25-20 вв. до н.э.)» Доклад О.И. Зубовой и А.А. Петровой «Понятие ‘Амент’ (Запад) в египетских заупокойных представлениях Древнего и Среднего царства (25-20 вв. до н.э.)»

 
22.11.2023 в Отделе памятников письменности народов Востока О.И. Зубова и А.А. Петрова представили совместный доклад, посвященный развитию представлений о Западе (Ином мире) в древнеегипетских вельможеских гробницах Древнего Царства, Текстах пирамид и Текстах Саркофагов.

Как рассказали авторы доклада, представления о «Западе» как Ином мире, как земле, в которую отправляются умершие, восходят к доисторическим временам (уже в 6 тыс. до н.э. умерших погребали, уложив на левый бок и повернув лицом к западу). В историческое время – в эпоху Древнего царства – это слово появляется в текстах, которые писались на стенах вельможеских гробниц: в прошениях т.н. «жертвенных формул», важнейшими из которых являются прошение о «погребении в западной пустыне» и прошение о «хождении» умершего «по прекрасным дорогам Запада, по которым ходят чтимые». Кроме того, именно Запад нередко упоминается в качестве места назначения в подписях к изображениям кораблей, снаряженных в дальнее плавание, которые также встречаются в гробницах V и VI династий.

Представления о «Западе» в заупокойных текстах гробниц царей и их подданных Древнего и Среднего царства содержат ряд общих символов, что говорит о едином источнике происхождения этих символов в доистории. Это, прежде всего, понятия о «Прекрасном Западе» как божественной Матери, утробе, принимающей в себя умерших и рождающих их в Иной мир; а также о странствии умерших вместе с Солнцем (Ра) на Запад, чтобы затем родиться на Востоке. В Текстах саркофагов символизм понятия «Запад» раскрывается многогранней и ярче, чем в Текстах пирамид, ориентированных больше на небесное пребывание царя в восточной области горизонта. Отчасти Тексты саркофагов продолжают традиции надписей частных гробниц Древнего царства, акцентируя  особое внимание на фразе о «хождении» умершего «по прекрасным дорогам Запада». Но теперь «Запад» не только связывается с топографией некрополя, но и представляется местом преображения умершего в божественное всесильное существо. В то же время «Запад» в этих текстах – область, где вершится суд богов над умершими за их прижизненные поступки.

Курсы восточных языков ИВ РАН