ИВ РАН

Новости ИВ РАН

28 апреля 2023 года

Сотрудники Центра исламских рукописей ИВ РАН приняли участие в работе XXXII Международного Конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки

Сотрудники Центра исламских рукописей ИВ РАН приняли участие в работе XXXII Международного Конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Сотрудники Центра исламских рукописей ИВ РАН приняли участие в работе XXXII Международного Конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки

 
Сотрудники Центра исламских рукописей ИВ РАН Т.А. Аникеева, И.В. Зайцев и Ш.Ш. Шихалиев приняли участие в работе XXXII Международного Конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, который проходил 26-28 апреля 2023 г. на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Конгресс по ИИСАА приурочен к грядущему 300-летию СПбГУ, что позволяет подвести итоги многолетнего изучения Азии и Африки, а также наметить новые направления исследований.

На заседании Секции I «Книга в истории и культуре Востока» 26 апреля прозвучали доклады Т.А. Аникеевой и И.В. Зайцева.

Доклад Т.А. Аникеевой «Коллекция С. Бауатдинова в составе рукописного фонда Каракалпакского Института гуманитарных наук ОАН РУз в Нукусе (Узбекистан) был посвящен коллекции рукописей, литографий и печатных книг, поступившая на хранение в рукописный фонд Института гуманитарных наук (Нукус) от С. Бауатдинова несколько лет назад и  включающей в  себя примерно 150 единиц; описанию, атрибуции и каталогизации эти рукописи прежде не подвергались. Среди этих рукописей — произведения по фикху, трактаты по грамматике арабского языка, истории, дастаны и др. — на арабском и тюркском языках. В хронологическом отношении коллекция охватывает XIX - первую половину XX вв.

И.В. Зайцев в докладе «Рукопись арабского сочинения шейха Ахмада ал-Маккари в собрании Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника» рассказал о недавно обнаруженной в фондах этого музея арабской рукописи «Высочайшая победа в восхвалении благородных башмаков [Пророка]». Автор этого текста — шейх Шихаб ад-Дин Абу л-‘Аббас Ахмад б. Мухаммад б. Ахмад б. Йахйа ал-Маккари ал-Магриби ал-Тлимсани (ум. в 1041/1631 г.). Астраханская рукопись выполнена 3 рамазана 1033/ 18 июня 1624 г. самим автором в Медине. Эта рукопись интересна не только тем, что дает нам представление о путях распространения магрибинской письменной продукции по всему исламскому миру и его отдаленным уголкам – в нее оказалось вложенным письмо на тюрки, адресованное «эмиру эмиров и султану везиров» ас-Саййиду ал-Джалилу Дикшах-бику(?) с упоминанием некоего Каспулата-эфенди, который назван «подателем этой бумаги». По мнению И.В. Зайцева, речь идет о Каспулате Муцаловиче Черкасском (Каспулат-мурза) (ум. 1681).

В четверг, 27 апреля 2023 г., в рамках работы Секции XVIII «Источниковедение и историография ислама в России» с совместным докладом «Открыли ли улемы России “врата иджтихада” в историографии ислама? (малоизученный аспект мусульманского реформаторства в Дагестане ХХ в.)» выступили В.О. Бобровников и Ш.Ш. Шихалиев. Авторы доклада, сравнивая исторические сочинения об исламизации Дагестана и его модернизации в Российской империи и СССР ‘Али ал-Гумуки (Каяева, 1878–1943) и его современника Джамал ад-дина ал-Гарабудаги (из с. Карабудахкент, 1858–1947), пытались выяснить, что реформаторы-джадиды понимали под «историей», ее исламской составляющей как науки категории наклийат; какое место они отводили в ней религии, народам и известным историческим личностям; установить, чем концептуальный язык их работ отличался от сочинений мусульманских хронистов; что можно сказать об историческом дискурсе джадидов и, наконец, что можно сказать про исторический контекст превращения мусульманских хроник об исламизации в раннюю национализирующуюся историографию, рассчитанную во многом на читающую мусульманскую элиту, прежде всего улемов, которых объединяло знание арабского и тюркских (прежде всего староосманского) языков?

Курсы восточных языков ИВ РАН