ИВ РАН

Новости ИВ РАН

Дистанционное электронное голосование-2021 в ГД РФ

28 августа 2021 года

Двенадцатый международный конгресс исследователей Азии — ICAS 12 в Киото

Двенадцатый международный конгресс исследователей Азии — ICAS 12 в Киото Двенадцатый международный конгресс исследователей Азии — ICAS 12 в Киото

 
С 24 по 28 августа 2021 года проходили заседания Двенадцатого Международного конгресса исследователей Азии — ICAS 12 (The 12th International Convention of Asia Scholars). Этот конгресс назывался «Формируя глобальную культуру», его организует раз в два года лейденский институт IIAS (International Institute of Asian Studies).

В этом году конгресс, проходивший совместно с Университетом Киото Сейка (SEIKA), полностью заседал онлайн, что позволило организаторам собрать ученых из 65 стран мира.

 

По традиции ICAS, собирающий более тысячи востоковедов, проводил заседания в широчайшем спектре тем от политики, религиоведения, философии международных отношений, лингвистики и литературоведения, истории и экономики до исследований искусства, медиа, гендерных исследований,  вопросов исторической памяти, урбанизации и образования.

 

В этом году Институт востоковедения РАН представлял единственный доклад руководителя Отдела истории Востока ИВ РАН Д.В.Дубровской «Diaries of Vasily Vereshchagin and his Japanese Series of Prints».

 

В докладе Д.В. Дубровской на II международном востоковедном съезде в Киото рассматривались личные дневники Василия Верещагина (1842–1904) — всемирно известного лидера российских художников-“ориенталистов”. Он был не не только живописцем и графиком, но и заядлым путешественником и визуальным журналистом Востока, и освещал в путевых дневниках впечатления от посещения многих регионов Центральной Азии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока. 

Последней поездкой художника было путешествие в Японию, совпавшее по времени с Русско-японской войной 1904 г., во время которой он погиб при взрыве боевого корабля “Петропавловск”. 

Тем не менее прославленный блестящими и антропологически точными изображениями людей, городов, поселений и сражений, Верещагин по-прежнему недооценен как автор весьма метких наблюдений, найденных в его путевых дневниках и письмах. Заметки Верещагина о Японии, о повседневной жизни Токио и Киото, о его любви к японскому ландшафту, его интерес к буддийским и синтоистский культам и своеобразные отстраненные описания местных жителей и их обычаев до сих пор не изучались востоковедами столь глубоко и подробно, как они того заслуживают, хотя и являются бесценным источником не только для антропологического и этнологического, но и для историко-психологического полей научных исследований. 

Д.В. Дубровская проиллюстрировала свой доклад репродукциями картин и эскизов, принадлежащих японскому корпусу работ В.В. Верещагина. Затем она продемонстрировала, как визуальная информация, получалась художником в процессе наблюдения и обрабатывалась живописцем через ее вербализацию. Д. Дубровская сделала предположение о причинах создания Верещагиным нового стиля, похожего на французский импрессионизм, возможно, разработанного под влиянием японской гравюры.



Большинство докладов на конгрессе сопровождались предварительно записанными презентациями.

Программа и мероприятия прошедшего конгресса