ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Исламоведы разъяснили смысл высказываний муфтия Чечни о Кунта-хаджи Кишиеве

6 января 2020 года

… Бессмертие шейха понимается не буквально

Высказывания об особых способностях Кунта-хаджи Кишиева в целом соответствуют исламскому вероучению и принципам ислама, полагает исламовед Дмитрий Микульский, главный научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук и профессор.

«Вообще, в исламе не существует единого центра, который был бы исключительным авторитетом. Исламская доктрина складывается из концепций, которые были разработаны различными учеными мусульманскими мужами. Согласно исламской доктрине, мусульманские святые или «друзья Божьи» обладают в силу своей праведной жизни и после смерти (способностью) по воле Божьей творить чудеса. Наверное, истинно утверждение о том, что Аллах поделился частью своего могущества с Кунта-хаджи», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Дмитрий Микульский.

Бессмертие Кишиева понимается не в буквальном смысле, разъяснил ученый. «Здесь имеется в виду, что Кишиев после своей физической смерти способен являться во снах к верующим людям и оказывать им помощь, творя чудеса по воле Божьей», - считает Микульский.

Исламовед при этом отметил, что о существовании общей позиции мусульманских духовных структур России на этот счет ему не известно. «В Чечне испокон веков вера в святых подвижников очень сильна, потому это высказывание соответствует тем представлениям и верованиям, которые распространены среди чеченского народа. Мне известно, что в Чечне было очень много святых, почитаются их гробницы. Кунта-хаджи - один из самых популярных, поэтому нет ничего удивительного в том, что глава Чечни является его адептом», - сказал Микульский, отметив, что Кишиев жил относительно недавно…

… Вера в бессмертие Кишиева близка к представлениям шиитов о «скрытом имаме»

Представление последователей Кунта-хаджи Кишиева о том, что он не умер, а скрылся, близко шиитскому представлению о «скрытом 12-м имаме», отметил старший научный сотрудник Института востоковедения, исламовед Михаил Рощин. «То, что он (Кунта-хаджи Кишиев) не умер, куда-то удалился, - это возможный вариант толкования. Что касается других суфийских течений - мне такой подход не известен, чтобы считали, что суфийский учитель ушел в укрытие», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

По словам ученого, если смотреть исторически, то иранский шиизм и суфизм — это достаточно близкие течения. «Потому что мы знаем, что суфизм как раз исторически складывался на территории современного Ирака, а тогда они находились под единым управлением, это были времена халифата. В шиизме есть такое представление - считается, что «скрытый имам» ушел. Так считают, например имамиты, что 12-й имам скрылся, не умер, просто исчез, потому живого имама нет. Здесь же это особенность не кадарийского тариката, а вирда Кунта-хаджи, у них такое представление», - описал ситуацию ситуацию Михаил Рощин.

Он отметил, что в суфийских традициях родословная любого святого начинается от пророка Мухаммада. «Для сторонников суфизма их цепочки передач начинаются от пророка Мухаммада. С точки зрения классического суфизма пророк, Мухаммад будет считаться основателем любой сильсиля (цепи преемственности — прим. «Кавказского узла»). Кунта-хаджи считается скрытым аулией (святым). В духовном мире такого рода представления, что живой шейх не нужен, поскольку есть шейх духовный, соответствуют суфизму», - сказал ученый.

Михаил Рощин также подтвердил отсутствие общей позиции религиозных лидеров мусульман России по трактовке ислама в версии последователей Кунта-хаджи Кишиева. «Общей позиции нет, по крайней мере, можно точно сказать, что чеченское ДУМ имеет свою позицию, которая, скорее всего, не будет соответствовать позиции московского ДУМ (под руководством) Гайнутдина», - рассказал Михаил Рощин.

Баталхаджинцы признают своего шейха умершим

Последователем учения Кунта-хаджи является Рамзан Кадыров и представители этого суфийского братства имеют большее влияние на религиозную сферу в Чечне, но и до того, во все времена, большинство чеченского населения являлись последователями именно этого направления в исламе, отметил Рощин. «Статистика показывает, что последователи Кунта-хаджи составляют большинство чеченского населения, это было и до Кадырова. Кадыров в этом случае является выразителем большинства. Можно сказать, что те, кто причисляет себя к кадарийскому тарикату, так или иначе восходят к Кунта-хаджи. Там были разные ученики, соответственно они вносили свои особенности, за счет этого сформировались некоторые другие вирды», - рассказал Михаил Рощин.

Он указал, что миссия Кишиева считается особой. «Он исчез, про остальных так никто не говорил, в этом плане есть разница. У баталхаджинцев есть особенность - они считают, что Батал-хаджи Белхороев был очень большой аулия [святой], самый высокий. С их точки зрения, он более значим, чем Кунта-хаджи, но факт его смерти они не отрицают», - добавил Рощин.

Борьба между разными суфийскими течениями имеет место в историческом разрезе, отмечает ученый. «Есть разные точки зрения. Наличие разных шейхов предполагается самой суфийской практикой, когда есть какие-то противоречия, и начинают говорить, что этот шейх — лжешейх, муташейх (от глагола ташайха — выдавать себя за шейха, фальшивый шейх). Такого рода борьба между разными суфийскими течениями имеет место. Но в зависимости от конкретики, например, для Дагестана многие шейхи, и самый известный Саид-эфенди Чиркейский, учили сразу по нескольким направлениям тариката. Они брали (элементы) у разных течений - и шизилийский, и нахши-бандийский тарикат, и такого рода вещи возможны. Этот вирд (кадирийский) преобладающий и в Ингушетии, хоть там и нет такого давления сверху», - заключил Михаил Рощин.

Микульский Дмитрий Валентинович, Рощин Михаил Юрьевич

Читать полностью первоисточник: «Кавказский узел»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5