ИВ РАН

Статьи

Что происходит в суданском Дарфуре?

Смирнова Галина Ивановна

 

Ключевые слова: Дарфур, Судан, вооруженные группировки, оппозиционные формирования, урегулирование конфликта.

В 2003 г., когда многолетняя война между суданским режимом и повстанцами на Юге страны приближалась к заключительной фазе, неожиданно резко обострился конфликт в западной провинции Дарфур. Против суданского правительства восстали сразу две наиболее крупные вооруженные группировки – Суданское освободительное движение/Суданская освободительная армия (СОД/СОА), или (СОД/А). возглавляемое Абдель Вахидом ан-Нуром, и Движение за справедливость и равноправие (ДСР), возглавляемой Халилем Ибрагимом.

Помимо этих основных группировок возникло и множество более мелких оппозиционных формирований. Во всех этих движениях не было единства во взглядах на основные цели борьбы, происходила постоянная конфронтация внутри руководства, движения находились на грани раскола. Для стабилизации обстановки в провинции международное сообщество в лице, прежде всего ООН, США, Африканского союза (АС), в течение последних лет оказывали постоянно растущее давление на Хартум, пытаясь организовать переговорный процесс между правительством Судана и политической оппозицией Дарфура. Наконец, 5 мая 2006 г. под эгидой АС и при поддержке ООН в Абудже было подписано мирное соглашение по Дарфуру. Однако соглашение подписал только лидер отколовшейся от СОД/Д фракции Мини Минави, а руководитель основного крыла СОД/А Абдель Вахид ан-Нур и лидер ДСР Халиль Ибрагим подписать документ отказались. Ряд дальнейших переговоров под эгидой АС и при поддержке ООН окончились неудачей.

Заключение всеобъемлющего мирного соглашения по Дарфуру было одним из требований пописанного между Севером и Югом Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС), поэтому правительство пошло на переговоры с вновь образованным Движением за свободу и справедливость (ДСС), с которым в июле 2011 г., после провозглашения независимости Южного Судана, был подписан Дохийский документ о мире в Дарфуре (ДДМД). Лидеры других группировок отказались сесть за стол переговоров, выдвинув ряд неприемлемых для суданского руководства требований. Попытки правительства провести переговоры с представителями группировок, не подписавших соглашение в Дохе в июле 2011 г., окончились безрезультатно.

В январе 2014 г. накануне президентских выборов президент Республики Судан О. аль-Башир предложил провести общенациональный диалог по урегулированию внутриполитической ситуации в стране. Все стороны, включая правительство РС, согласились с необходимостью разработки стратегии объединения всех разобщенных мирных процессов в стране. Однако почти все фракции СОД/А, ДСР, а также созданный в 2011 г. Суданский революционный фронт (СРФ) не поддержали эту идею и потребовали заключить новое соглашение вместо ДДМД.

Представители вооруженных и невооруженных дарфурских формирований начали контактировать друг с другом, и после нескольких встреч 8 августа 2014 г. в Париже лидеры некоторых повстанческих группировок подписали Парижскую декларацию об объединении суданской оппозиции, прежде всего с крупнейшей Национальной партией «Умма», на общей платформе. Это соглашение создало новый альянс, целью которого стало проведение «всеохватного переговорного процесса».

Ряд представителей Сил национального согласия, в которые вошли партия Народный конгресс, некоторые фракции ЮДП, компартия Судана, на встрече в Аддис-Абебе при посредничестве Имплементационной группы АС (High Level Implementation Panel – AUHIP) подписали с лидерами СНОД-Север и СРФ декларацию об объединении суданской оппозиции . В результате переговоров в составе представителей правящей партии Национальный конгресс, политической оппозиции и группы, подписавшей Парижскую декларацию. При содействии AUHIP 4 сентября 2014 г. было заключено соглашение о проведении первоначальных переговоров о прекращении боевых действий между правительством и вооруженными группами Дарфура, Голубого Нила и Южного Кордофана. Однако конкретных результатов с тех пор было достигнуто немного. Оппозиция с 2015 г. бойкотирует проведение национального диалога, надеясь организовать в стране «всенародное восстание», которое, по их мнению, привело бы к падению правящего режима. По этой причине правительство отказывалось выполнить усиливающиеся требования вооруженной повстанческой и политической оппозиции о проведении всеобъемлющего переговорного процесса.

После серии неудачных переговоров в 2016 г. AUHIP предложила «Дорожную карту», которую 8 августа подписали суданское правительство и несколько повстанческих групп, включая СНОД-Север. Однако другие оппозиционные силы не соглашались на подписание постоянного соглашения о прекращении боевых действий в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. Ситуация в этих районах оставалась напряженной.. 10 февраля 2016 г. СБ ООН принял резолюцию 2265 (2016) по конфликту в Дарфуре, отметив ухудшение ситуации и отсутствие прогресса в переговорном процессе. 13 января 2017 г. США объявили о частичном снятии санкций 1997 и 2007 гг. с Северного Судана в виду позитивных действий, предпринятых правительством аль-Башира, включая обещание прекратить боевые действия в некоторых конфликтных областях.

Конфликт в Дарфуре не затухает вследствие того, что некоторые вооруженные группировки активно подпитываются помощью извне: финансовыми средствами, оружием и т.п. На территории Дарфура китайская компания CNPС в 2003 г. отрыла богатые запасы нефти с потенциальной добычей в 500 тыс. барр. в день, т. е. почти столько же, сколько добывалось в едином Судане (528 тыс. б/д в 2009 г.). США поддерживают именно те группировки, которые выступают за полное отделение провинции Дарфур от Северного Судана. При участии ЭкксонМобил построен нефтепровод Чад-Камерун пропускной способностью 160 тыс. б/д., и при желании компания может построить дополнительную ветку от этого нефтепровода до месторождений в Дарфуре. Кроме того, позже здесь были обнаружены огромные запасы подземных вод, а в Северном Дарфуре крупное месторождение золота.

Со своей стороны, Китай после раздела страны также заинтересован в эксплуатации открытых с его помощью нефтяных месторождений в Дарфуре. До раздела страны на два государства Китай получал большую часть добываемой на юге Судана нефти. Таким образом, Дарфур стал ареной столкновения геополитических интересов двух крупнейших мировых держав в борьбе за ресурсы и, прежде всего, энергетические.

Правительство РС, лишившись большей части нефтяных доходов, крайне заинтересовано в освоении богатых природных ресурсов Дарфура. В связи с этим, оно никогда не согласится на отделение Дарфура и не пойдет на соглашение с теми оппозиционными группировками, которые требуют заключения соглашения, подобного ВМС. При этом в своей борьбе против правительственных войск они пользуются поддержкой государств, которые также заинтересованы в освоении этих ресурсов и в отделении Дарфура, - прежде всего США. Поэтому не удивительно, что руководство РС и лидеры некоторых наиболее влиятельных повстанческих группировок долгое время не могут договориться об окончательном мирном урегулировании и прекращении дарфурского конфликта. Между тем, нерешенность этого конфликта может привести к дальнейшему расколу этого некогда крупнейшего по территории африканского государства.

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ