Статьи
Солхатская иудаика в XIII–XIV вв.
Крамаровский Марк ГригорьевичВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №5, с.6-24
Объем издания: С. 6–24
Из анализа первого инструментального плана городища средневекового Солхата 1783 г. следует, что раббаниты и караимы в XIII–XIV вв. проживали соседскими землячествами, окруженными застройкой исламской общины города. Есть основание полагать, что ядро иудаистской общины сложилось в догородской период (т.е. за несколько десятилетий до 1260-х гг.). С точки зрения городской структуры, население еврейских кварталов составляли единую общину. Языком ритуала и эпитафий для всех членов общины оставался иврит; языком бытового общения стали диалекты тюркского. В надписях на прикладных печатях использовался иврит; на одной из находок встречена иудаико-арабская билингва. Солхатская синагога по материалам монетных находок из слоев раскопок может быть предварительно датирована 1260–1280-ми гг. Ее площадь ок. 214 кв. м. Стены выложены в технике панцирной кладки на известковом растворе; пол – из плоского камня. Сакральная (южная) стена сохранила следы алтарной ниши (гехал). Возможно, алтарная ниша была украшена мраморной мозаикой. План синагоги, предположительно, близок к трехнефной базилике с каменной аркадой. Расчетная величина одного прихода, исходя из площади молельного зала, ок. 1070-1100 человек (из расчета 5–6 членов семьи). Гипотеза о существовании двух паритетных приходах – караимском и раббанитском – предполагает удвоение этого числа. Это означает, что общая численность общины составляла 23–25% населения города в 8–9 тыс. человек
Ключевые слова: Крым, Солхат, раббаниты, караимы, иудаистская община, синагога, археология.
Календарь ИВ РАН
Март 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |