Статьи сотрудников ИВ РАН
Устная традиция в письменном тексте (о книге воспоминаний Г.Ш. кызы Кармышевой)
Чвырь Людмила АнатольевнаВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №1, с.42-52
Объем издания: С. 42–52
Воспоминания – разновидность исторической памяти, которая, как известно, выборочно сохраняет и тем самым преобразует историческую действительность. Феномен исторической памяти давно изучают гуманитарии (особенно интенсивно -- с середины ХХ в.), что отражено в многочисленных публикациях, включая уже и некоторые обобщающие труды [Мельникова, 2001; Историческая память..., 2003; Савельева, Полетаев, 2003–2006; Ассман, 2004; Феномен прошлого, 2005; Рикёр, 2004 и др.]). Важными вехами на пути исследования свойств человеческой памяти стали выявление разнообразного видения прошлого у разных народов и связь этого факта с двумя основны-ми историческими типами мышления, условно названными мифоло-гическим (или “мифопоэтическим”, “архаичным”, “образным”, поз-же – “фольклорным”, “традиционным”) и историческим (или “научно-логическим”, “современным”) [Леви-Строс, 1994; Лурия, 1974 и др.].
Известно, что с возникновением и распространением письмен-ности в пределах первых древнейших государств начала разви-ваться новая, “письменная” культура, а предшествовавшая ей “бесписьменная”, т.е. устная культурная традиция (с соответствующим мифологическим мышлением), постепенно отходила на второй план. Однако она не была вытеснена совсем, и в последующие тысячелетия обе традиции сосуществовали, так что важнейшей исследовательской задачей стало изучение их реального соотношения в разные периоды и в разных странах. Например, историки, литературоведы, лингвисты, изучая письменные памятники, непременно отмечали роль устного творчества в формировании письменной традиции у народов древнего Востока и средневековой Европы (см., например, [Фрейденберг, 1936; Рифтин 1970; Рифтин, 1979; Стеблин-Каменский, 1984; Прозоров, 1980; Гуревич, 1990; Вейнберг, 1993; Гринцер, 2008; Фильштинский, 2010 и др.]). Аналогичные тексты нового и новейшего времени, осо-бенно относящиеся к XIX–XX вв., тщательно собирали и исследова-ли фольклористы, историки культуры, этнографы [Пропп, 1946; Адрианова-Перетц, 1974; Азбелев, 1982; Панченко, 1984; Пан-ченко, 2002; Никитина, 1993; Путилов,1994; Егоров 2000; Чистов, 2005; Варламов, 2006; Слово устное и слово книжное, 2009; Меле-тинский, Неклюдов, Новик, 2010; Неклюдов, 2013 и др.]. И все же в целом проблема соотношения устной и письменной традиции на каждом этапе их сосуществования описана недостаточно, особенно в последние десятилетия.
Ключевые слова: устная культурная традиция, мифологическое мышление, историческое мышление, мемуары, Галия Шахмухаммад кызы Кармышева, life-story.
Календарь ИВ РАН
Октябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |