ИВ РАН

Статьи

Навруз и теории международных отношений

Романов Алексей Сергеевич

Источник: Еженедельный журнал «Профиль»

 
Ученые и студенты, изучающие теорию международных отношений, знакомы с афоризмом «В международных отношениях не существует постоянных друзей и постоянных врагов; существуют только постоянные интересы». Автор этого суждения – американский политолог Ганс Моргентау, а взято оно из его книги «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир», опубликованной в 1948 году. В атмосфере начала существования биполярного мира и спустя всего несколько лет после окончания Второй мировой войны, превратившей в руины несколько стран мира, идеи Моргентау привлекли большое внимание и стали основой для формирования «школы реализма» в международных отношениях.

Но мир видел много взлетов и падений, и отношения между нациями развивались в различных измерениях, формировались новые модели партнерства и соперничества. Реалистский подход, считавшийся одной из важнейших научных теорий в период холодной войны, уже не мог объяснить новые тенденции в отношениях между правительствами и народами. Эти отношения формировались по новым законам. Создание Европейского союза и других региональных структур свидетельствовало о влиянии новых факторов в отношениях между странами. Пересмотру подверглось даже определение интересов – в качестве основы для их формирования, как изложил американский политолог Александр Вендт в своей конструктивистской теории в конце 1990-х, стали рассматривать личную и культурную самоидентификацию.

Таким образом, окончание холодной войны привело не к формированию однополярного мира и глобализации экономики, политики, культуры и общества, а к объединению политических игроков из разных регионов со схожей самоидентификацией. Для обеспечения своих интересов государства стремились создать наднациональные структуры, чтобы они могли действовать с более сильных позиций на международной арене. Связи стран на региональном уровне сформировали новую модель международных отношений. При этом важно, что самоидентификация как основа для определения общих интересов уходит корнями в культурную общность. На самом деле самоидентификацию можно рассматривать как конгломерат культурных особенностей общества и его отдельных элементов – индивидуумов.

Современный мир – это совокупность регионов, где связь между сообществами одной культуры считается основой для взаимодействия между правительствами и нациями. Новые технологии также обеспечили развитие этой новой модели. Неудивительно, что сейчас мы наблюдаем снижение значения такого ключевого элемента региональной политики, как граница, и даже традиционный термин «суверенитет» обрел новое прочтение в этом дивном новом мире. Изменению подверглась и концепция разделения мира на регионы. Регион больше не является фигурой, изображенной на географических картах. В современном мире регион представляет собой группу сообществ, объединившихся на основе общих культурных и идентификационных признаков, а также взаимодействующих друг с другом в экономических, политических, научных и других форматах с целью достижения общих интересов. Регион также может стать новым форматом для переоценки факторов, оказывающих влияние на общество.

В последние годы Иран, Афганистан, Таджикистан, Азербайджан, Индия, Ирак, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Турция, Туркмения и Узбекистан стремились зарегистрировать празднование Навруза в качестве нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В 2010-м в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН день весеннего равноденствия (первый день месяца фарвардин в Иране, хамаль – в Афганистане, 21 марта по григорианскому календарю) был назван Международным днём Навруза. Между тем список государств, чьи жители отмечают Навруз, намного длиннее и включает в себя страны от Албании в Восточной Европе до Китая и Монголии в Восточной Азии.

Хорошо видно разнообразие «культурного региона Навруза». Географически входящие в него страны относятся к Западной Азии, Кавказу, Восточной Европе, Средней и Южной Азии. Навруз празднуют последователи разных религий – от христианства, зороастризма и иудаизма до различных исламских течений. С этнической точки зрения культурный ареал Навруза включает в себя множество древних народностей, которые долгое время сосуществовали и вместе сформировали этот древний обычай. И, наконец, языковое разнообразие – еще одна характеристика «культурного региона Навруза». Наследники этой традиции не только обладают глубокими языковыми связями, обеспечивавшими общее понимание ценностей, но также сохранили великолепную культурную палитру в этом регионе, не отказываясь от родных языков и диалектов.

Культура Навруза, опираясь на такие понятия, как терпимость и доброта, а также распространяя такие ценности, как дружба, любовь и помощь ближнему, смогла объединить многие народы в современном мире. Универсальность культурных ценностей Навруза позволила этой концепции влиять на самоидентификацию на международном уровне и сформировать «новый культурный регион». Они также могут укрепить идеи гуманизма, основанные на традиционных ценностях и обычаях предков.

Древний обычай празднования Навруза должен найти отражение в классификаторах новых теорий международных отношений, в первую очередь в теориях регионального развития. Навруз сможет объединить многие народы на основе общих стратегий, направленных на удовлетворение потребностей в сфере экономики, политики и безопасности. Запуск «Диалога культурного региона Навруза» – это задача, выходящая за рамки сотрудничества на уровне политических лидеров, она требует объединения усилий и сотрудничества ученых и исследователей стран этого региона для формулирования на основе общих культурных ценностей новых определений, в том числе «национальные интересы», «национальная безопасность», «госуправление», «госграница», «дружественные и враждебные государства».

Мандана Тишеяр – председатель Иранской Научной ассоциации изучения проблем мира, член ученого совета кафедры региональных исследований Университета А. Табатабаи (г. Тегеран);

Алексей Романов – ведущий специалист Центра научно-аналитической информации ИВ РАН

Источник: Еженедельный журнал «Профиль»

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

18 апреля 2024 года
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы информационной безопасности и их решение в странах Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона»
На конференции предлагается рассмотреть проблемы обеспечения информационной безопасности в общественной, политической, экономической и пр. областях, а также механизмы решения этих проблем в странах Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона.
22 – 23 апреля 2024 года
Международная научная конференция «45 лет Исламской Республике Иран»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит конференцию, в которой принимают участие сотрудники Института востоковедения, представители научно-исследовательских центров и высших учебных заведений Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, а также Армении, Грузии, Узбекистана, ИРИ (в формате онлайн).

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ