ИВ РАН

Статьи

РОМАНИЗИРУЮЩАЯ БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА ИЗ МЕРОИТСКОГО ХРАМА АБУ ЭРТЕЙЛЫ (СУДАН): СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Куватова Валерия Зуфаровна

Вестник ИВ РАН '2019, №4, с.78-90

 
В настоящей работе исследуется батальная сцена, найденная в 2017 г. на стене в одном из помещений мероитского храма в Абу Эртейле (Республика Судан), исследуемого Российско- итальянской археологической экспедицией (Институт востоковедения РАН — IsMEO). Стиль композиции явно проистекает из традиций римского и романизирующего греческого искусства конца I в. до н. э. — II в. н. э. На основании важных иконографических деталей в работе предлагается интерпретация сюжета как битвы гладиаторов. Репрезентации таких битв со сходной фризовой композицией встречаются на памятниках Апеннинского полуострова и Восточного Средиземноморья. Изображение удлиненного прямоугольного щита-скутума, имеющего италийское происхождение, фактически исключает возможность мифологической интерпретации сцены. Вместе с тем ряд иконографических особенностей выделяет роспись Абу Эртейлы из ряда таких памятников. В первую очередь, удивляет крайний лаконизм в трактовке оружия, средств защиты и одежды гладиаторов. Тщательная визуализация снаряжения гладиаторов играла важную роль в силу специфического символизма гладиаторских боев. Небрежность в этом вопросе могла означать как отсутствие удобных моделей для копирования, так и отсутствие у заказчиков интереса к «классическому» римскому символизму сюжета. Складывается впечатление, что роспись Абу Эртейлы тяготеет к иконографическому типу, сформировавшемуся на эллинизированном Востоке. Если западная, римская трактовка сосредоточена на моменте ожидания победителем решения толпы о судьбе побежденного, восточная, напротив, тяготеет к изображению яростной битвы и тесного физического контакта сражающихся гладиаторов. Для римского мира гладиаторские игры символизировали римскую власть и порядок, что проявлялось через роль зрителей в решении судьбы побежденного. Эллинизированный Восток воспринимал их как одну из форм элитарных состязаний, реализации героического начала.

Календарь ИВ РАН

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Анонсы

20 мая 2024 года
Российская премьера документального фильма «Возвращение» телеканала «RT Arabic»
30 минутный документальный фильм «Возвращение» производства телеканала «RT Arabic», посвящён восьмидесятилетию установления дипломатических отношений между Россией и Египтом.
22 – 23 мая 2024 года
Деньги в Южной Азии: экономика, (гео)политика, социум, культура
Приглашаем на конференцию 22 – 23 мая 2024 г.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ