Статьи
О божественности личности умершего в Текстах пирамид
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №5, с.96-102
Объем издания: С. 96–102
DOI: 10.31857/S086919080001852-4
На примере Текстов пирамид в статье рассматривается одно из важнейших древнеегипетских представлений о посмертной судьбе человека, связанной с его обóжением. С одной стороны, в этих текстах умерший воспринимается тождественным или уподобившимся Осирису (Осирис-имярек), Богу Творцу – Атуму (-Ра) и иным богам, как проявлениям единого божественного целого (царь – «полнота бога каждого»). С другой стороны, умерший не теряет свою собственную личность, именуясь Унасом, Тети, Пепи и т.д. В Текстах пирамид изначальная предвечность личности умершего царя является одним из залогов чаемого им бессмертия. Понятие о непротиворечивом сочетании божественной и человеческой природ в умершем человеке, при сохранении его личностных качеств, впервые нашедшее отражение в Текстах пирамид, позволяет провести аналогию с христианским представлением об обожении (теозисе) человека, который вполне сохраняет при этом свою уникальную личность.
Ключевые слова: Древний Египет, Тексты пирамид, обожение, Гор, Осирис, Атум (-Ра).
Календарь ИВ РАН
Март 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |