ИВ РАН

Анонсы ИВ РАН

9 ноября 2022 года

Заседание семинара «Кавказ в прошлом и настоящем», тема: «Коллективная память и памятники исламизации: арабы-исламизаторы на Северном Кавказе»

 
Совместное заседание семинара пройдет в ноябре 2022 г. по адресу ул. Рождественка, д. 12, ауд. 222 Точная дата будет объявлена ближе к ноябрю. Докладчики: В.О. Бобровников, профессор ВШЭ, зав. Центром ИВ РАН; И.А. Чмилевская, лаборант-исследователь ИВ РАН. Начало в 16:00.

Доклад основан на полевых материалах, собранных во время длительных экспедиций Южный Дагестан летом и ранней осенью 2021 и 2022 гг. Тех шейхов, чьи могилы или места памяти, почитаются как святые места (пир, зийарат) можно разделить на четыре группы: это арабы-исламизаторы, мусульманские ученые-‘алимы, суфии и отдельные юродивые, как мужчины, так и женщины. Если первые три типа неплохо изучены, то последний еще требует исследования. Не вполне понятно, какую роль в нарративах о ставших аулийа’ юродивых играет исламское (и книжное вообще) знание, которого они были лишены до смерти, как в этих нарративах представлены отношения святых с властями (государством, улемами и суфиями), есть ли отличия в чудесах-карамат, совершаемых юродивыми-аулийа’, в чем особенности материальной религиозности их культа. В кейсе наиболее популярного из святых-аулийа’ Южного Дагестана юродивого Вагуф Буба (ум. 1972) из лезгинского селения Луткун, похороненного рядом со средневековым пиром арабских исламизаторов Гаджи и Муссы, сплетаются несколько нарративов. Во-первых, это советское и исламское. Во-вторых, интересно рассмотреть, как юродивый интегрируется в суфийские сети и нарративы. Наконец, важно понять, как в рассказах о чудесах Вагуф Буба воплощается постсоветское настоящее, что меняется в его агиографии от рассказчика к рассказчику, какие религиозные практики связаны с его святым местом.

Курсы восточных языков ИВ РАН

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5