Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации
Как Россия и Иран будут строить Решт-Астара?
23 мая 2023 года
В Москве рассказали подробности готовящегося строительства участка Решт-Астара. После завершения этой железной дороги МТК Север-Юг будет полностью готов к использованию.
Детали строительства участка железнодорожной дороги Решт-Астара, с созданием которого будет завершен и готов к эксплуатации МТК Север-Юг, рассказал глава Минтранса России Виталий Савельев.
Министр уточнил, что работы РФ и ИРИ будут вести в целом совместно, однако некоторые моменты будут все же разделяться.
«Строительные материалы, которые явно существенно дешевле в Иране, например, цемент, песок гравий, будет браться с территории Ирана. Более сложные изделия, основная составляющая объема финансирования - пойдет российским компаниям. Это рельсы, железобетонные изделия, вагоны, локомотивы, оборудование автоматики, сигнализации и т. д.», — Виталий Савельев
По его словам, идет активный поиск компаний, готовых участвовать в реализации проекта.
Колея участка Решт-Астара
Глава Минтранса также рассказал и о том, какой будет колея на участке. По словам Савельева, было решено сделать ее совмещенной.
«Мы начинаем с колеи 1435, но мы будем строить совмещенную колею, которая позволит при необходимости расширения объема перевозки положить еще один рельс (для 1520 - ред.)», — Виталий Савельев
Генконтракт
Министр прокомментировал и связанную с документами сторону строительства. Генконтракт между Москвой и Тегераном, отметил он, планируется подготовить в ближайшие несколько месяцев.
Савельев подчеркнул, что основные моменты уже согласованы - это было сделано во время визита в Иран. Затем последует обмен письма и информацией о компаниях-участницах проекта с обеих сторон.
Глава ведомства добавил, что средства на строительство уже выделены. Поэтому стороны активно готовятся к его реализации.
Почему дорогу в Иране строит Россия?
Заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» выразила уверенность в том, что именно участие России позволит гарантированно завершить строительство участка Решт-Астара проекта «Север-Юг».
«Если Россия выполнит обещанное, то дорога, конечно, будет. Участок Решт-Астара очень сложный с географической точки зрения. Потому его так долго не могла достроить иранская сторона, что это технологически тяжело, а не потому только, что не хватало финансирования. Если наши компании готовы предоставить необходимые технологии, то они внесут огромный вклад в завершение магистрали «Север-Юг», - сказала она.
«Конечно, и нам, и Ирану Международный транспортный коридор «Север-Юг» необходим. Он очень много лет не мог состыковаться из-за этого небольшого участка Решт-Астара. Все-таки западное побережье Каспийского моря имеет большее значение для функционирования МТК, и построенный маршрут будет способствовать увеличению грузооборота», - добавила Нина Мамедова.
Россия будет обслуживать «Север-Юг» в Иране
Экономист обратила внимание, что одним строительством дороги участие российских компаний в запуске «Север-Юга» на территории Ирана не закончится. «Завершение Международного транспортного коридора как единого транспортного комплекса создаст основу для долгосрочного сотрудничества. Для Ирана, даже в случае улучшений его отношений с Западом вплоть до отмены санкций, «Север-Юг» будет создавать стратегический интерес в поддержании постоянного грузопотока через Россию и Азербайджан», - отметила она.
«Это будет выгодно и нам, и Азербайджану, и Ирану. Тем более что МТК даст возможность Ирану использовать этот путь для торговли с западными странами. Он же по первоначальному проекту предположительно доходил не только до Санкт-Петербурга, но и до Финляндии. «Север-Юг» позволит подключить к глобальным грузопотокам грузы из Северной Европы», - заключила Нина Мамедова.
Мамедова Нина МихайловнаЧитать полностью первоисточник: «Вестник Кавказа»
Все новости ИВ РАН в СМИ >>