Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации
Что готовит конституционная реформа в Турции (статья к.полит.н. Ильшата Саетова, научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН)
2 февраля 2017 года
В Турции готовится самая серьезная политическая реформа со времен провозглашения республики. Великое национальное собрание Турции в конце января одобрило законопроект конституционных реформ, который в течение ближайших месяцев будет вынесен на референдум. Ожидается, что дату референдума турецкий ЦИК объявит на этой неделе. Главная цель реформы — превращение парламентской республики в суперпрезидентскую. Де-факто Турция уже управляется президентом Реджепом Эрдоганом с момента его избрания на эту должность в августе 2014 г. (до этого он c 2003 г. был первым лицом в статусе премьер-министра). Референдум проводится для легитимации существующего положения, при котором все механизмы принятия решений, причем во всех ветвях власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной, завязаны на новый дворец президента. В администрации Р. Эрдогана существуют параллельные структуры, которые контролируют правительство, парламент и судей с силовиками. Ни одно важное решение в любой сфере не принимается без согласования с президентским аппаратом. После реформы официальные полномочия турецкого президента будут во многом совпадать с его реальным влиянием на все ветви власти. А Р. Эрдоган нивелирует — пусть и весьма гипотетическую — возможность правительства взбунтоваться против президента, который сейчас по закону обладает очень ограниченным набором полномочий. Согласно пакету реформ, турецкий парламент добровольно урезает себе полномочия и увеличивает свою численность с 550 до 600 депутатов. Собрание будут выбирать на пять лет, как и президента, причем будет единый день голосования. Это очень удобно для ведения кампании партийного президента. Возрастной ценз снижен с 25 до 18 лет; те, кто не прошел военную службу, не смогут стать кандидатами в депутаты. Основными функциями парламента станут законотворчество, изменение и отмена законов, принятие бюджета, решения по поводу денежного обращения и объявления войны, ратификация международных договоров, объявление амнистий. Большинством в три пятых всего состава парламент может также назначить себе досрочные выборы, если это решение одобрит президент. Ему тоже придется переизбираться, зато бонусом за внеплановые выборы станет возможность избираться еще раз — перевыборы считаться не будут…
Читать полностью первоисточник: «Ислам сегодня»
Все новости ИВ РАН в СМИ >>