Статьи

«Ломоносов» из Татарстана: православный священник с татарской фамилией, изучающий Китай

 
Мало кто знает, но на земле нынешнего Татарстана, в Старошешминске Чистопольского уезда Казанской губернии, в 1817 году родился свой собственный «Ломоносов» – архимандрит Палладий, в миру Петр Иванович Кафаров. Он был священнослужителем, географом, ученым и дипломатом.

Кандидат исторических наук Института Востоковедения РАН Андрей Куликов посвятил ему научную монографию, под названием «Палладиум российского китаеведения: жизнь и труды архимандрита П.И. Кафарова». И вместе с председателем Комиссии по межэтническим и межконфессиональным отношениям Общественной Палаты РТ Олегом Агаповым рассказал о том, как опыт Палладия может быть использован в современных реалиях для сохранения мира и дружеских отношений.

Архимандрит Палладий был участником 12-й, а также начальником 13-й и 15-й Российских православных миссий в Пекине. Он окончил Чистопольское духовное училище, Казанскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую не успел завершить, так как принял постриг в монахи и был отправлен в миссию, перед которой прошел обучение языку.

Во время участия в миссиях Палладий занимался изучением и переводом текстов, преуспел в изучении религий, распространенных на территории Китая. Все это время он выполнял и дипломатические функции: на тот момент в Поднебесной не было дипломатической миссии, из-за чего эта обязанность ложилась на священнослужителей.

Во время путешествий по востоку он составлял подробные географические заметки, а путь, преодоленный им, на тот момент очень интересовал географов.

– Андрей Михайлович, почему именно архимандрит Палладий?

– Если говорить о такой персоне, как архимандрит Палладий, то это – уникальная персона. Уникальная она и в наше время, а в то время была еще более уникальна. Киплинг сказал: «Восток и запад не встретятся никогда», но были люди, которые в себе воплощали и восточное и западное и при этом как-то могли их примерить. В наше время Китай представляет что-то загадочное, восточное, непонятное, а в 19 веке это была еще более далекая страна, и, соответственно, людей из Российской Империи, которые пребывали в Китай, было очень мало, Палладий был одним из них.

Но он был не каким-то заезжим гостем и тем более человеком, который там появился и не оставил никаких следов. Он был настоящим ученым, причем ученым-самоучкой, который родился в провинции и, следуя, по различным образовательным ступеням, поступил в состав пекинской духовной миссии, оказался в Китае и сделал себе имя величайшего синолога, величайшего китаиста 19 столетия, как потом писали о нем его коллеги из века 20-го.

Человек, который знал помимо русского языка – китайский язык в совершенстве, знал латынь, знал французский язык, по-немецки мог читать, вероятно еще владел монгольским и итальянским. Персона абсолютно уникальная и, как это не парадоксально, забытая у себя дома. Что этому послужило? Палладий прожил 61 год и 30 из них – за границей. В России его знали только специалисты, представители духовенства, высшего священничества и дипломаты. Простые люди о нем не знали. Потом лихолетье революционных лет, и так как он был монахом, это послужило тому, что его персона была забыта.

– Как ему удавалось совмещать в себе несколько разных родов деятельности? В чем его секрет?

– Его секрет в том, что он никуда не спешил и везде успевал. Если говорить о дипломатии – то это был приказ, или наказ из МИДа, азиатского департамента, и Палладий покорно выполнял свои служебные функции, никогда не спорил с начальством, всегда был осторожен, тактичен, ни с кем никогда не вступал в конфликты. В общем, был сыном своего отечества, в самом лучшем смысле.

Если говорить о науке – я предполагаю, потому что не так у нас много было его личных записок, потому что Палладий не вел дневниковых записей личного характера, я думаю, что изначально это тоже была служебная необходимость, но потом она развилась в нечто большое. И как о нем писали – он действительно больших способностей к тому, чтобы стать ученым. Может быть, как писали, он не столь решительный человек, но как ученому ему прочили большое будущее. Он просто шел этой стезей и как-то так получалось, что ему удавалось открывать целые направления, новые для того времени…

Источник: «События»

Календарь ИВ РАН

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3

Анонсы

25 – 27 февраля 2019 года
Международная научно-образовательная конференция «Казембековские чтения»
25–27 февраля 2019 г. в Республике Дагестан(Российская Федерация) состоится международная научно-образовательная конференция «Казембековские чтения», посвященная творческому наследию крупнейшего тюрколога, ираниста, арабиста и исламоведа ХIХ в., Мирзы Мухаммед-Али Казем-Бека, оставившего неизгладимый след в истории российского и мирового востоковедения.
26 – 27 февраля 2019 года
Первый евразийский конгресс по иранистике
переносится на 26 – 27 февраля 2019 года (ранее планировавшиеся даты 13-14 сентября 2018 года).
11 марта 2019 года
"Страны Юго-Восточной Азии: прошлое и настоящее (политика, экономика, культура)"
Уважаемые коллеги! Конференция в ИСАА переносится на 11 марта! Темы выступлений принимаются до 30 января 2019 г.
25 марта 2019 года
Международная научно-практическая конференция: «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей»
25 марта 2019 г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 24, гостиница «Президент-Отель»
24 – 26 апреля 2019 года
XLIX научная конференция «Общество и государство в Китае»
Приглашаем к участию!

Новые статьи

Кто препятствует установлению мира в Сирии
В Идлибе идет принудительная мобилизация для восполнения боевого потенциала джихадистов
Как Идлиб стал центром терроризма
Радикалам удалось сформировать "Правительство спасения"
Судьба Косово в руках Белграда
Сербы края просят встречи с президентом РФ во время его предстоящего визита на Балканы

ИВ РАН в СМИ