ИВ РАН

Семинары

Семинар «Текстология и источниковедение Востока»

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Семинар «Литературный контекст. Актуальные проблемы современного литературоведения»

Организатор: Отдел литератур народов Азии


Семинар «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий»

Организатор: Отдел истории и культуры Древнего Востока


Семинар центра японских исследований

Организатор: Центр японских исследований


Семинар «Тайвань: от прошлого к современности»

Организатор: Межотдельский Центр тайваньских исследований, Отдел Китая


Семинар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Организатор: Лаборатория «Религия и общество на Востоке»


Семинар «Дискуссионные проблемы истории Востока»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар о путешествиях «Место встречи – Восток»

Организатор: Отдел истории Востока


Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Организатор: Отдел искусства и материальной культуры


Семинар «Кавказ в прошлом и настоящем (общество, политика, экономика и культура)»

Организатор: Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья


Семинар «Проблемы общей и востоковедной лингвистики»

Организатор: Отдел языков народов Азии и Африки


Семинар по восточной нумизматике

Организатор: Отдел памятников письменности народов Востока


Лекторий «Мир Востока»


Другие семинары


21 февраля 2018 года

Cеминар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

Cеминар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока» Cеминар «К основам методологии изучения традиционных общин Востока»

 
на котором состоялось выступление Леонида Борисовича Алаева на тему критики некоторых подходов к изучению общины

Автор трактует сельскую общину как институт классового общества, которая не зафиксирована для Древнего мира, и в классовом обществе не разлагается, а живет соответственно нуждам этого общества.

Взаимопомощь, имущественное неравенство, торговые отношения являются неотъемлемыми чертами сельской общины, они не ведут к ее разложению, а напротив, сплачивают. Стереотипные представления, например, о русской, индийской и германской сельских общинах основаны в основном на неверных посылках - концептуальных и хронологических - и, соответственно, ведут к неверным выводам. В частности, мифологизированное представление об извечности русской общины и о свойственной русскому менталитету особой "общинности", не соответствует данным исторических источников; относительная автономия общин имела место лишь в дозволенных помещиком рамках, а не представимая в наше время личная крепостная зависимость крестьян исключала их взаимоотношения как свободных общинников.

В докладе автор затронул также аспект соотношения и взаимодействие рода (племени) и территориальной общины.

Оживленная дискуссия по теме доклада содержала отсылки к историческим моделям отношений, напоминающих общинные, в средневековом арабском и китайском обществах.