ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Чвырь
Людмила Анатольевна

доктор исторических наук

Диссертационный совет Д 002.042.03 » член диссертационного совета

Институт востоковедения РАН » Отдел истории и культуры Древнего Востока » главный научный сотрудник

Научные интересы

Методика изучения архаических традиций в контексте современной культуры

Основные направления работы:

  1. История культуры и этнография народов Центральной Азии
  2. Традиционный ислам и архаические верования в Средней Азии и Восточном Туркестане (Синьцзяне)
  3. Этноархеологические проблемы истории Центральной Азии
  4. Древнее и традиционное народное искусство (методика и теория изучения)

Биография

Закончила истфак МГУ им. Ломоносова в 1967 г. Защитила кандидатскую диссертацию в 1972 г.; докторскую – в 1993 г. Родилась 13.11.1944 г. в г. Москве. Работает в Институте востоковедения РАН с 1972 г.


Член Ученого совета ИВ РАН; член экспертных советов РГНФ и РФФИ (с 1994 г. по настоящее время); член Экспертного совета ВАК по историческим наукам (1994-2010 гг.).

Список основных научных публикаций

Монографии

  1. Таджикские женские ювелирные украшения (141 с.). М., ГРВЛ, 1977.
  2. Обряды и верования уйгуров в XIX – XX в. (очерки народного ислама в Туркестане). (288 с.). М., ГРВЛ, 2006.
  3. Уйгуры Восточного Туркестана и соседние народы в конце XIX - начале XX в. (302 с.). М., ГРВЛ, 1990.

Прочие публикации

  1. Отражение возрастных градаций в таджикских украшениях – Советская этнография, №4, 1970, с.115-121.
  2. Ювелиры-ремесленники и местная художественная традиция – Советская этнография, №1, 1972.
  3. Семантика детских обрядов у таджиков – Тезисы докладов Всесоюзной этнографической сессии. Ереван, 1978.
  4. О роли древних аналогий в интерпретации явлений традиционной культуры (совместно с Е.В.Антоновой и Д.С.Раевским). – Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции по Древнему востоку. М., 1979.
  5. Опыт классификации ювелирных украшений – сб. Костюм народов Средней Азии. М., Наука, 1979, с.103-112.
  6. Исторические предания аштских таджиков – сб.Кавказ и Средняя Азия в древности и раннем средневековье. М., ГРВЛ, 1981, с.163-176.
  7. Украшения уйгуров в кон. XIX - XX в. – Тезисы докладов Всесоюзной этнографической сессии. Нальчик, 1982.
  8. Армянские и среднеазиатские ювелирные традиции – Тезисы докладов Международного симпозиума. Ереван, 1982.
  9. Опыт анализа одного современного обряда в свете древневосточных аналогий – сб. Средняя Азия и Кавказ, зарубежный восток. М., ГРВЛ, 1983, с.124-138.
  10. Весенние игры таджиков и индоиранская мифология (совместно с Е.В.Антоновой). – сб. Фольклор и этнография. М., Наука, 1983, с.22-41.
  11. О народном искусстве синьцзянских киргизов – Тезисы докладов конференции "Культура и искусство Киргизии", Л. Наука, 1983.
  12. Предварительные замечания о народном искусстве уйгуров – сб. Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Часть 2. М., 1983.
  13. Об изучении художественных ремесел уйгуров – сб.Восточный Туркестан и Средняя Азия в древности и раннем средневековье. М., ГРВЛ, 1984, с.165-179.
  14. Рецензия на книгу А.Янаты "Афганские ювелирные украшения" (на англ.яз.) (совместно с Б.А.Литвинским). – Советская этнография, №4, 1984.
  15. Три "чилля" у таджиков – сб. Этнография Таджикистана". Душанбе, Изд. Дониш, 1985, с.69-76.
  16. Сравнительный очерк уйгурских украшений – сб. Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур Востока. М., ГРВЛ, 198, с.211-250.
  17. Рецензия на книгу Ш.Тохтабаевой "Казахские украшения" – Бюллетень МАИКЦА, №13. М., Наука, 1987, с.128-129.
  18. Традиционная культура: содержание, понятие, этапы эволюции (совместно с Е.В.Антоновой и Д.С.Раевским). – сб. Культурное наследие народов Востока. М., ГРВЛ, 1987, с. 53-62.
  19. О соотношении этнографического и языкового членения уйгурского этноса – Тюркология-88 (тезисы докладов). Фрунзе, Илим, 1988, с.530-531.
  20. Чтения памяти С.Е.Малова – Бюллетень МАИКЦА, №14. М., Наука, 1988, с.89-91.
  21. Актуальная проблема традиционной этнографии Средней Азии – Тезисы конференции по этногенезу народов Средней Азии и Казахстана. М., 1988.
  22. Европейцы об уйгурах Восточного Туркестана – Бюллетень МАИКЦА, №15. М., Наука, 1988, с.85-99.
  23. Заметки об использовании данных этнографии для реконструкции археологического обряда (совместно с Н.Б.Леоновой). – Тезисы докладов конференции "Реконструкция древних верований". Л., 1990.
  24. Об историко-культурном районировании территорий, заселенных уйгурами (0,3 п.л.). – Маловские чтения. Алма-Ата, Илым, 1990, с.146-151.
  25. Обычай мужских собраний у уйгуров – Тезисы докладов Всесоюзной этнографической сессии. Алма-Ата, 1990.
  26. Рецензия на сб. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана.М., Наука, 1989, 255 с. – Бюллетень МАИКЦА, №17. М., Наука, 1990, с.186-189.
  27. Одна актуальная проблема этнографии народов Средней Азии – сб. Проблемы этногенеза и этнической истории Средней Азии и Казахстана". Вып.3. М., Наука, 1991, с.13-24.
  28. Судьба одного обряда – сб. Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., ГРВЛ, 1991, с.190-206.
  29. Заметки об этническом самосознании уйгуров – сб. Право и этнос. Материалы международного симпозиума. М., 1991.
  30. Современные результаты этнических процессов в Восточном Туркестане (совместно с А.М.Решетовым). - Колл. Монография «Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье (этнос, языки, культура)». М., ГРВЛ, 1992, с. 406-426.
  31. The Central Asia"s Tagiks: Self - Identification and Ethnic Identity – сб. States, Religion and Society in Central Asia (под ред.В.В.Наумкина). Ithaca Press Reading, 1993.
  32. Проблемы изучения истории и этнографии уйгуров – Известия АН Казахстана, сер. общ.наук, №6. Алма-Ата, 1993.
  33. Заметки об этническом самосознании уйгуров – Этнографическое обозрение, №3, 1994, с. 31-40.
  34. Этнокогнитологическое интервью как инструмент исследования проблемы этнической идентификации (совместно с О.А.Мурашко). – Этнокогнитология. Подходы к изучению этнической идентификации. Вып.1. Изд.Российского НИИ культурного и природного наследия, М., 1994, с. 37-53.
  35. Мусульманские ювелирные украшения Средней Азии (на англ.яз.) – Британская энциклопедия "The Dictionary of Art", Londоn, MacMillan publishers Limited, 1995.
  36. Таджикистан. Весна 1992 г.: комментарий этнографа к политическим событиям – Вестник Евразии, №1. М., 1995, с. 75-86.
  37. Локальные группы среднеазиатских таджиков (научная и народная точки зрения) – сб. Этнокогнитология. Вып.2. Изд. Российского НИИ культурного и природного наследия. М., 1996, с. 113-128.
  38. Заметки об этническом самосознании уйгуров (на англ.яз. – перепечатка из ЭО, 1994, №3). – сб. Anthropology and Archaeology of Eurasia. Vol. 34. N-Y, 1996.
  39. Проблема оседло-кочевнического диалога в древней Средней Азии (мнения археологов и комментарий этнографа) – Коллективная монография: «Азия. Диалог цивилизаций». СПб, Гиперион, 1996, с. 383-434.
  40. Древняя история и исследовательская позиция археолога – Тезисы конференции "Древность: историческое знание и специфика источника". М., 1996, с. 119-121.
  41. Семейная обрядность уйгуров-мусульман из Средней Азии (на англ.яз.). – Тезисы конференции в Иордании (март, 1996).
  42. Рецензия на монографию В.И.Бушкова и Д.В.Микульского "Гражданская война в Таджикистане" (1996) – Этнографическое обозрение. №5. 1997.
  43. О семейной обрядности уйгуров и других народов Туркестана – Тезисы международной конференции "Древние цивилизации. История и культура". М., 1998, с. 96-98.
  44. Об этнокультурной структуре Туркестана – Тезисы Конгресса антропологов и этнологов России. М., 1999.
  45. Статьи в детскую энциклопедию "Аванта+" – Страны и народы. М., "Аванта+". 1999.
  46. Этнонимы мнимые и истинные – Тезисы конференции ИВ РАН "Этноимы и этнокультурные процессы в древности (памяти Э.А.Грантовского)". М., 2000, с. 140-141.
  47. Культурные ареалы и этнонимы – ж. МИФ, №7. София, 2001, с. 309-323.
  48. Туркестанцы: уйгуры Синьцзяна и народы Средней Азии в этнокультурном отношении – сб. Древние цивилизации Евразии. М., ГРВЛ, 2001, с. 432-447.
  49. О структуре таджикского этноса – Расы и народы, №27. М., Наука, 2001, с. 9-21.
  50. Об изучении ислама в Центральной Азии – Этнографическое обозрение, №3. М., 2001.
  51. Этноконфессиональное сознание у народов Туркестана – Тезисы IV Конгресса этнологов и антропологов России. Нальчик, 2001.
  52. Рецензия на спецвыпуск журнала Inner Asia, 2000, vol. 2, №2 – Вестник Евразии, №2, М., 2001, с.144-151.
  53. Этноконфессиональное сознание у народов Туркестана (размышления, навеянные работами Л.И.Шерстовой и Ю.М.Кобищанова) – Вестник Евразии, №2, М., 2002, с. 136-147.
  54. Об изучении ислама у уйгуров – сб. Актуальные проблемы современного уйгуроведения. Алматы, 2002, с. 50-56.
  55. Рецензия на Среднеазиатский этнографический сборник. Вып.IV, М., 2001 – Этнографическое обозрение, №3, М., 2003.
  56. Тюрко-иранские соответствия в народной культуре оседлых туркестанцев – Тезисы конференции "Центральная Азия. Источники, история, культура. (К 80-летию Е.А.Давидович и Б.А.Литвинского)". М., 2003, с. 159-161.
  57. Традиционный народный ислам в Туркестане – Тезисы V Конгресса этнографов и антропологов России. Омск, 2003.
  58. Ислам у уйгуров Восточного Туркестана в XIX – XX в. - Вестник РГНФ, №3, М., 2003.
  59. Уйгуры и югуры – Материалы конференции "Мифология и религия в системе культуры этноса" (Российский этнографический музей). СПб., 2003.
  60. Folk Islam in Turkestan (Народный ислам в Туркестане: этнографические аспекты) – Бюллетень МАИКЦА, вып.24 (на англ.яз.). М., 2004, с. 32-50.
  61. О пользе различения народной и научной точек зрения – Этнографический источник. Материалы III Санкт-Петербургских этнографических чтений (РЭМ). СПб., 2004, с. 92-96.
  62. Шаманство и ислам у уйгуров Синьцзяна – Сб. Центральная Азия. Источники. История. Культура. М., ГРВЛ, 2005, с. 727-747.
  63. Ислам и домусульманские реликты в народной культуре Туркестана – Тезисы VI Конгресса этнографов и антропологов России. СПб., 2005.
  64. Заметки о культурном единстве оседлых туркестанцев – Среднеазиатский Этнографический сборник. Вып.V. М., Наука, 2006, с. 3-19.
  65. Уйгурская модель этнокультурных связей - Тезисы VII Международного Конгресса этнографов и антропологов России (г.Саранск). 2007, с. 439.
  66. Костюм как мыслеформа (с. 224-240). – Сб. Единая интонология. М., Изд. Независимой академии эстетики, 2009 (487 с.).
  67. Уйгурские этнокультурные связи XIX-XX вв.(опыт построения модели) – сб. Сибирь: вчера, сегодня, завтра. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2009, с.271-281.
  68. Этнографические заметки о проблеме миграций. – КСИА, вып. 223, М., 2009.
  69. Цветовая символика в культуре Туркестана (I-II тыс.н.э.) – Древность: историческое знание и специфика источника (материалы конф. Грантовского-Раевского), М., ИВ РАН, 2009, с. 123-124.
  70. Семь спящих отроков эфесских в исламе (о христианско-мусульманских параллелях в культе святых) – Центральная Азия и Южная Сибирь. Альманах 1. М., 2009 (310 с.) - (с. 219-243)
  71. Скромное величие открытий – в кн.: Певцов М.В. Путешествие по Китаю и Монголии, в Кашгарию и Куньлунь. М., Изд. ДРОФА, 2010 (878с.), с. 5-38.
  72. Коммуникативная функция традиционного костюма - Сб. Интеграция археологических и этнографических исследований, Часть 1. Казань – Омск, 2010 (467 с.), с. 444-448.
  73. О культурной преемственности в Центральной Азии 1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. (по данным погребальной обрядности). – Проблемы истории и культуры древнего Востока. Материалы международной конференции, посвященной памяти Г.М. Бонгард-Левина. М., ИВ РАН, 2010, с. 108-109.
  74. Статья на сайте ИВ РАН - 2011 - Уйгурские этнокультурные связи 19-20вв.(опыт построения модели) – (повтор : сб. Сибирь: вчера, сегодня, завтра, Новосибирск: изд. СО РАН, 2009, с. 271-281.
  75. Будущее народного искусства: вопросы без ответов - IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск, 2011, с. 359.
  76. «Страна тюрков» в жизни и творчестве Б. и Г. Кармышевых – сб. Этническая история и культура тюркских народов Евразии, Омск, 2011, с.24-26.
  77. Этнографические сюжеты в творчестве Б.А.Литвинского – Тезисы и материалы конф. «Древность: историческое знание и специфика источников. Памяти Грантовского-Раевского», М., 2011, с. 15-20.
  78. Туркестан: встречи и проводы – сб. Этикет народов Востока. М., Восточная литература, 2011 (479 с.), с. 292-318.
  79. Рецензия на коллективную монографию «Узбеки» (из серии «Народы и культуры»), М., 2012 – Вестник РГНФ, №4, с. 228-232.
  80. Снесарев и Басилов: религиозная традиция Средней Азии в отечественной этнографии – «Избранники духов. Избравшие духов». Сборник памяти В.Н.Басилова. М. Изд. ИЭА РАН, 2012, с. 24-30.
  81. Размышления о народном искусстве – Этнографическое обозрение, №3, М., 2013, с. 20-36.
  82. По поводу визуального фольклора... – Иранский мир II-I тыс. до н.э. (материалы конференции). М., ИВ РАН, 2013, с. 122-126.
  83. Археолого-этнографические исследования Б.А.Литвинского - Последний энциклопедист. К юбилею со дня рождения Б.А.Литвинского. М., ИВ РАН, 2013 (503 с.), с. 7-29.
  84. О научных жанрах и культурной преемственности (попытка эссе) - Текст. Контекст. Подтекст. Сборник в честь М.Н.Погребовой. М., ИВ РАН, 2013, (252 с.), с. 228-238.
  85. The Uyghur model of Ethnocultural Interaction in the 19-th – 20-th century – First International Conference on Uyghur Studies: History, Culture and Society. (September 25-27, 2014). The George Washington University Press, 2014, pp. 37-38.
  86. О христианско-мусульманских параллелях в культе святых (легенда о семи спящих отроках эфесских) – Востоковедческие исследования на постсоветском пространстве. Сборник статей памяти проф. С.П.Полякова. (316 с.) – Изд. Московского университета. М., 2014, с. 228-248.
  87. Устная традиция в письменном тексте (о книге воспоминаний Г.Ш.кызы Кармышевой) – Восток, 2015, №1, с.42 – 52.

Статьи в каталоге ivran.ru