ИВ РАН

Новости науки

11 апреля 2018 года

ПНЮА-воркшоп-2018 (11.04) «Персонификация подчинения, или Слуга и хозяин: от любви до ненависти»

ПНЮА-воркшоп-2018 (11.04) «Персонификация подчинения, или Слуга и хозяин: от любви до ненависти» ПНЮА-воркшоп-2018 (11.04) «Персонификация подчинения, или Слуга и хозяин: от любви до ненависти»

 
провела 11 апреля 2018 года Междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии» Института востоковедения РАН (МПГ ПНЮА ИВ РАН)

Междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии» Института востоковедения РАН (МПГ ПНЮА ИВ РАН) завершила проведение цикла из 7 конференций (2011–2017), опубликовала 4 монографических тома («Портрет и скульптура», «Движение и пространство», «Территория и принадлежность» и «Хула и хвала») и работает над запланированными 3 томами («Стыд и гордость», «Вещь и польза» и «Слуга и хозяин»)[1]. Параллельно — в рамках однодневных воркшопов[2] — мы продолжаем изучать потенциал теоретико-методологических «поворотов», сформированных современными гуманитарными, общественными и естественными науками и уже в той или иной степени испробованных в различных форматах МПГ ПНЮА, и формулировать проективные подходы для фундаментальных исследований в расширяющемся пространстве актуальной и трансформативной гуманистики.

ПНЮА2-й воркшоп был нацелен на более детальное рассмотрение вопросов, поставленных (или не поставленных) на прошедшей 11–12 октября 2017 г. 7-й конференции МПГ ПНЮА (ПНЮА-7) «Слуга и хозяин».  Эта древняя, как мир, и вновь ставшая животрепещущей в реалиях XXI в. тема под небом Южной Азии исследована несоразмерно своему огромному масштабу и значению, хотя все великие и малые свершения в этой части мирового пространства – от победоносных маршей до удачной торговой сделки, от блеска императорского дворца до свежести одеяния вероучителя – неосуществимы и недостижимы без повседневной работы, выполняемой «молчаливым большинством» (или в современных оценках – третьей по величине рабочей силой). 

За пределами Южной Азии, в особенности в европейском контексте, тема подневольного труда имеет внушительную историографию и начиная с 1960-х годов рассматривается преимущественно в дисциплинарных рамках Labour History / Labour Theory / Глобальной истории труда и в терминах servitude, slavery, working class и working relations. В диаде «Слуга и хозяин», однако, именно домашние слуги представляют собой наиболее затененную в исторической ретроспективе, преимущественно «невидимую» и «неслышимую» в традиционных обществах группу, которая тем не менее в различных ситуациях периодически проявляет свой скрытый потенциал (подобно служанке Мантхаре из «Рамаяны», развернувшей сюжет эпоса в нужном направлении, или бутанским рабам, «отпущенным на волю» законодательными актами 1958 г.).  Эта  группа становится более заметной  благодаря нарративам европейских путешественников; превращается в постоянный объект регулирования сначала в колониальном обществе и – в разных вариантах – в независимых Индии, Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке, Бутане и Мальдивах. В современных реалиях домашняя прислуга (domestics, household servants) начинает говорить своим голосом и осознавать себя субъектом действия.

С учетом глубоких лакун в наших представлениях мы предлагаем в первую очередь поразмышлять об обеспеченности темы вербальными и визуальными источниками, прежде всего на вернакулярах (незнание которых, как ни парадоксально, является главным тормозом в современных исследованиях Южной Азии в России).  Мы также хотим обсудить методы и способы извлечения, верификации и интерпретации информации об исполнителях господской воли из «текстов» (к каким бы жанрам они ни относились), преимущественно созданных / создаваемых хозяевами и им же посвященных. Мы считаем существенным постепенное заполнение фактологических пробелов сведениями о составе домашне-хозяйственных профессий, характерных для различных обществ и эпох под небом Южной Азии, круге обязанностей домашней прислуги, структуре и принципах функционирования разных по уровню и масштабу хозяйств, как и определением того, что (не) является «хозяйством» (household) и даже «домом». Первые шаги в освоении этой темы подразумевают накопление и систематизацию информации, что в дальнейшем определит новые ракурсы.

Один из этих ракурсов, в значительной степени проигнорированным Labour History в ее различных модификациях, как раз станет фокусом анонсируемого воркшопа, на котором будут представлены образцы аффективных связей между слугами и хозяевами в пространстве дома/хозяйства/частной жизни.  Заострение внимания на аспектах эмоциональных взаимоотношений между хозяевами и прислугой позволяет применить аналитические методы и инструменты в рамках «аффективного поворота», положенного в основу конференции ПНЮА-5 («Стыд и гордость», 2015 г.), к материалам, обсуждавшимся на конференции ПНЮА-7 («Слуга и хозяин», 2017 г.). Мы предлагаем  включить в круг возможных для размышления вопросов такие, как: эмоционально нейтральные/уязвимые «специальности» домашних слуг в зависимости от уровня возложенной на них ответственности, сложности, важности, частотности исполнения обязанностей, приближенности к хозяину и т.д.; факторы (возрастные, гендерные, социальные, конфессиональные, этнические, кастовые и т.д.), определяющие характер и накал эмоциональных контактов между участниками векторной пары; наличие особых, специфических или доминирующих аффективных связей внутри нее; нормы и способы регламентации эмоционального поведения, выражения и артикуляции чувств и т.д.

Восприятие и интерпретация «языка» эмоций, вследствие давления  этнокультурных «акцентов», «грамматик» и «инвентарей», представляют собой трудную задачу, которая в данном случае осложняется уже отмеченной «немотой» слуг. Для расширения поля дискуссии и поиска новых подходов и методологий в процессе решения поставленных задач мы намереваемся нарушать границы Южной Азии приглашением к участию в воркшопах специалистов, чьи профессиональные интересы локализуются в разных географических регионах и эпохах. Дополнительный материал для размышлений можно почерпнуть из рекомендаций, размещенных в Меморандуме ПНЮА-5 и Меморандуме ПНЮА-7.

В воркшопе с сообщениями выступили:

  • С.Е. Сидорова, ЦИИ ИВ РАН, «Эмоциональный шантаж: ревность и мстительность в английских детских в Индии».
  • О.И. Тогоева, Центр истории частной жизни и повседневности ИВИ РАН, «Служанка, ее хозяин и его серебряные ложечки: к проблеме доверия и предательства в средневековой Франции»
  • Е.Ю. Ванина, ЦИИ ИВ РАН, «Неуравновешенный раджа и застреленный слуга: бхаратпурская трагедия 1900 г.»
  • А.Ю. Серегина, Центр гендерной истории, ИВИ, «Повар и его знатные патроны в Англии XVII в.»
  • И.П. Глушкова, ЦИИ ИВ РАН, «Эмоциональный треугольник (Дзани, Намдев и Витхоба), или Кто кому слуга/хозяин? Case-study из Махараштры». Источник воодушевления: Domestics Servants in Colonial South Asia (Nitin Sinha and Nitin Varma). Case-study из практики Европейского исследовательского совета.

Воркшоп (модератор С.Е. Сидорова) состоялся 11 апреля 2018 года по адресу:

ул. Рождественка, 12, ком. 222. Начало в 11.00.


[1] Подробнее о проекте МПГ ПНЮА см. на сайте https://www.ivran.ru/pnua. Материалы конференций (меморандумы, тезисы, программы и отчеты) представлены на сайте в колонке справа, опубликованные тома – слева. Здесь же – Меморандум 1-го воркшопа (14.03.2018).

[2] Почему «воркшоп»? Можно сказать «мастерская», где мы намерены коллективно «мастерить» если не ответы на конкретные вопросы, то «заготовки» к ним, и стимулировать друг друга индивидуальным профессиональным опытом.


ПНЮА-воркшоп-2018 (11.04) Меморандум

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.