ИВ РАН

Статьи

Новые статьи

К ЧИТАТЕЛЯМ, или О взаимосвязи религиозной политики и религии

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.10-25

Сарабьев Алексей Викторович

DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-10-25

Вопросы религиозной политики и ее неоднозначной связи с вопросами внутренней жизни религиозных общин стали центральной темой нынешнего выпуска. То, как политические амбиции государств или официальных структур вторгаются в повседневную жизнь верующих, обычно вызывает негативные оценки. Тем не менее, это вторжение – такая же объективная данность, как и сложные взаимоотношения между разными конфессиональными группами, которые существуют от начала, искони. Собственно, регуляция социальных отношений, в том числе межконфессиональных, является в идеале той обязанностью государства, которая отображается во многих фактах его «вмешательства» в религиозную жизнь, и которая реализуется в том, что называют религиозной политикой.


Кризис в отношениях между Константинопольским и Московским патриархатами в контексте мировой политики XX–XXI веков

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.26-66

Яковлев Александр Иванович

DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4–26–66

В статье рассмотрены основные конфессиональные и политические аспекты конфликта между Константинопольским и Московским патриархатами, обострившегося в 2018–2019 гг. в связи с предоставлением Константинополем автокефалии Украинской Православной церкви. Обращено внимание на возрастание религиозного (цивилизационного) фактора в мировой политике и его использование в современных международных отношениях. Названы исторические предпосылки данного конфликта, такие как проблема церковной автокефалии и формирование национальных церквей, смена миропорядка в начале и в конце ХХ в. Особое внимание обращено на притязания Константинопольского патриархата в православном мире, его настойчивые попытки в ХХ в. утвердить свое главенство по отношению ко всем иным древним и новым Церквам. Немалую роль в такой политике сыграли личности глав Константинопольского патриархата в ХХ в. Показаны истоки конфликтов между Константинополем и Москвой, в частности, по украинскому вопросу, и шаги обеих сторон во второй половине ХХ в. к нормализации отношений. Обращено внимание на связь Критского собора нескольких православных Церквей в 2016 г. и последующее решение Константинополя об автокефалии Украинской церкви. Показан смысл использования церковных проблем Великобританией в XIX в., и США в XX и XXI в. в их политике сдерживания и ослабления России. Тем самым кризис в отношениях между двумя частями Вселенской Церкви имеет не только чисто церковное (экклезиологическое) значение, но и стал частью процесса трансформации мировой системы международных отношений в XXI в.


Российское влияние на ближневосточные церковные дела: 120 лет тому назад

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.67-95

Сарабьев Алексей Викторович

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–67–95

золотым временем» в истории внешней политики нашей страны в отношении российского влияния на церковные дела Ближневосточного региона. Автор выделяет основные узловые моменты, позволяющие так характеризовать тот период. Явные успехи зарубежной религиозной политики проявлялись, в частности, в сфере лоббирования кандидатур церковных иерархов на православном Антиохийском престоле и даже на Константинопольском. Важной вехой религиозной политики Российской империи за рубежом стал успех в избрании весной 1899 г. на Антиохийский патриарший престол первого патриарха-араба Мелетия II Думани. Вскоре «русофильская» партия победила на выборах Константинопольского патриарха, когда в мае 1901 г. на престол во второй раз взошел известный якобы своими пророссийскими взглядами Иоаким III. Последовал многолетний остракизм медленно набиравшей силу арабской церковной иерархии Антиохийского престола со стороны греческих по своему составу иерархияй Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархатов. Все же на первом плане российского влияния оставалась образовательная деятельность ИППО, которая ослабнет лишь к началу I Мировой войны.
Нехватка церковных кадров для арабской иерархии епископских кафедр Антиохийской Церкви и участие России в их подготовке, болезненный вопрос конфессиональных переходов в разных районах региона, связь церковных дел с международной политической конкуренцией на Ближнем Востоке рассматриваются автором на основе архивных документов. Российские дипломаты внимательно следили за межконфессиональными отношениями в регионе, особенно за проблемами, связанными с православной общиной, видимо, считая ее отчасти зоной своей ответственности. Это было обусловлено, кроме прочего, соперничеством зарубежных миссий «за души» на ближневосточных территориях. Перипетии межрелигиозных отношений и отчетливый конфессиональный протекционизм французских, британских, итальянских, германских и других западных дипломатов также отражены в донесениях российских консулов, достойно отстаивавших в этой конкурентной борьбе интересы Российской империи на Ближнем Востоке в последние годы XIX – начале ХХ в. Обращение к теме зарубежной религиозной политики в историческом измерении дает богатый материал для анализа как положительных следствий такого влияния, так и политических просчетов на этом пути. Оно также проливает свет на многие современные вопросы межцерковного взаимодействия.


«Исламская» дипломатия России: Организация исламского сотрудничества

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.96-126

Косач Григорий Григорьевич

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–96–126

В статье рассматривается одно из направлений современной российской внешней политики – возникшая в начале XXI столетия линия на установление и развитие отношений с объединяющей в своих рядах страны мусульманского мира Организацией исламского сотрудничества – ОИС (до 2011 г. – Организация Исламская конференция). Обращаясь к причинам этой политической линии Москвы, автор отмечает заинтересованность российского руководства в активизации контактов с арабскими государствами Залива, прежде всего, с Саудовской Аравией. Она определялась, с одной стороны, экономическими соображениями, с другой же – положением в «мусульманских» регионах Российской Федерации (в частности, на Северном Кавказе). Развитие религиозного активизма и ставшие реальностью второй половины 1990-х гг. военные действия на территории Чечни предопределили взгляд Москвы на ОИС как на инструмент смягчения внутреннего «мусульманского» вызова.Установления отношений Москвы с ОИС (созданной и финансируемой Саудовской Аравией) требовало развития отношений с Эр-Риядом. Эволюция этих отношений, характеризуемая автором как «конфликтное взаимодействие», определяла российский курс в отношении ОИС в первые годы нового века. Саудовский фактор (и его оценка Москвой), становился определяющим для российской «исламской» дипломатии и после официального присоединения в 2005 г. России к ОИС в качестве страны-наблюдателя.Колебания в отношениях с Эр-Риядом определяли, в свою очередь, российские подходы к отношениям с ОИС, варьировавшиеся между фактическим замораживанием связей и обозначившейся позитивной прагматикой в контактах с этой организацией после визита в 2017 г. короля Сальмана бен Абдель Азиза в российскую столицу.


Борьба за истинную веру: религиозная революция в Черной Африке

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.127-161

Следзевский Игорь Васильевич

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–127–161

Статья посвящена изменениям в условиях и характере культурно-религиозного развития Африки южнее Сахары в ХХ– ХХI вв.: перемещение в этот регион демографических центров основных мировых религий – христианства и ислама, повышение уровня религиозности африканцев, существенный прирост христиан в конфессиональной структуре населения, раздел к началу ХХI в. конфессионального пространства региона между христианством и исламом. В качестве результирующего фактора этих изменений, способного объяснить, как сопровождающая их религиозная конкуренция (борьба за «истинную веру») может повлиять на перспективы политического и культурно-цивилизационного развития Африки и ее место в мире, выделяется религиозное самоопределение человека, группы, народа. Предмет исследования – роль христианства и ислама в самоопределении народов Черной Африки на современном этапе мирового религиозного возрождения, подъема религиозного национализма, отрицания вестернизации не-западных обществ как универсальной и сугубо светской модели общественной модернизации. Цель работы состоит в постановке проблемы новых возможностей религиозного самоопределения Черной Африки, которые открываются перед ее населением в условиях изменения конфессионального пространства региона и глобального подъема движений за религиозное возрождение (исламский фундаментализм, «Южное христианство») как движений антисекулярных, антизападных. Задачи исследования включают в себя постановку нескольких вопросов ключевых для понимания новых возможностей религиозного самоопределения африканских народов: 1) формирование глобального пространства культурно-религиозного самоопределения человека, группы, общества; 2) исторический опыт религиозного самоопределения народов Субсахарской Африки и новые факторы религиозного выбора и борьбы за веру – религиозная мобилизация населения; 3) развитие африканской религиозной самоидентификации человека, группы, общности. На основе разработки этой проблематики сделаны выводы о происходящем религиозном повороте в культурно-цивилизационном развитии региона – быстром распространении ценностей религиозного спасения и переустройства мира на основе истинной религиозной веры, о возникающей в этом ситуации угрозе крупных религиозных конфликтов, прежде всего исламо-христианских.


Миротворчество в Израиле: на пути к открытому обществу в условиях устойчивой демократии

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.162-183

Филип Стюарт

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–162–183

(Перевод с англ. статьи “Peace-BuildinginIsrael: TowardsanOpenSocietyin a SustainableDemocracy”, написанной специально для издания «Религия и общество на Востоке».)

В статье рассматриваются возможности и проблемы, с которыми сталкивается Форум гражданского согласия (CAF), основанный в Израиле в 2002 г. как одна из площадок по обсуждению пути демократического развития страны. Автор является неформальным партнером и советником директора CAF в течение последних восьми лет. Форум ведет ряд проектов, в том числе работает с Кнессетом и собирает десятки постоянных арабско-еврейских групп, использующих метод совещательного диалога. Уточненная формулировка целей CAF – это «общество для всех в условиях устойчивой демократии». CAF понимает демократию как систему управления, в которой власть исходит из способности граждан принимать на себя решение общих проблем, начиная с собственных общин, и таким образом работать над формированием общегражданского будущего. Общество для всех и устойчивая демократия являются взаимозависимыми элементами.


Влияние паломнических поездок на региональную политику Ирана и его отношения с обновленным Ираком

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.184-229

Нафисе Ва‘эз

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–184–229

Исследуется влияние паломнических поездок иранских шиитов в Ирак на региональную политику Ирана, а также на взаимоотношения Ирана с обновленным Ираком.Автор применяет элементы описательно-аналитического метода, а также синтеза теории критериев лидерства Флемеса, теории функционального императива к сотрудничеству Митрании конструктивистской теории воздействия социальных норм на политическое поведение акторов. Исследовательская гипотеза состоит в том, что в силу влияния на политику Ирана шиитской идентичности значительной части населения региона паломнические поездки породили императив к сотрудничеству между двумя странами: укрепив ирано-иракские отношения, они создадут предпосылки для реализации политики исламского объединения на Ближнем Востоке на базе опыта глубокого взаимодействия с Ираком. Этот опыт свидетельствует, что важнейшие функции паломнических поездок для региональной политики ИРИ и ирано-иракских отношений сводятся к следующему: созданию базиса для исламскойконвергенции, переосмыслению понятия «исламская идентичность» и использованиюкосмополитической функции духовного путешествия, превращению границ войны в границы мира, отказуИрана от возрождения прежних политических разногласий и опоре на политику мягкой силы в обновленном Ираке, влиянию духовности паломников на распространение идеи ненасилия и установления мира в регионе, участию в восстановлении Ирака с акцентом на воссоздание гробниц шиитских имамов в Багдаде, Наджафе и Кербеле. Политика Ирана в отношении Ирака формализуется с помощью конструктивистского анализа на основе приоритета нормы над интересами.


Мусульманский радикализм и терроризм в современной Индонезии

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.230-254

Другов Алексей Юрьевич

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–230–254

На материалах индонезийской печати и работ индонезийских авторов, показано, что религиозный радикализм и терроризм как крайняя форма его проявления порождаются по преимуществу социально-экономическими факторами. Главные из них – социальное неравенство и неравномерность развития регионов. Свою роль играют внешние факторы. Мусульманский экстремизм является, в частности, реакцией на угрозу однополярного мира, проистекающую из политики США. Рассматриваются как политические, так и силовые меры, принимаемые нынешним правительством Индонезии для борьбы против радикализма и терроризма.


Агентурная записка 1920 года о положении в Турции (Публикация архивного документа, предисловие и комментарии Алексея САРАБЬЕВА)

Религия и общество на Востоке '2020, №4, с.255-283

Сарабьев Алексей Викторович

DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–255–283

Смысловым ядром работы выступает публикация небольшого секретного агентурного донесения из Стамбула от сентября 1920 г. По своей структуре материал представляет собой развернутый комментарий к публикуемому архивному документу с кратким авторским предисловием. Документ содержит описание встречи и передачу беседы американского военного представителя с главой Османского правительства в Стамбуле в тяжелый для жителей Малой Азии период двоевластия и масштабной иностранной интервенции. В комментариях дается абрис и некоторые детали исторического фона событий того времени, в которые косвенно была вовлечена также раздираемая гражданской войной и интервенцией Россия. Подчеркивается нараставшее влияние Соединенных Штатов в военно-политических конфликтах в регионах Черного и Средиземного морей. Основным акцентом комментариев стал религиозный аргумент в обосновании военной активности и политической конкуренции мировых держав в Малой Азии. Религиозно-конфессиональный аспект социальной нестабильности также выделяется как существенный, хотя и подчиненный преимущественно явлениям, выступающим в качестве ведущих факторов гражданского противостояния на малоазийских территориях бывшей Османской империи, – национально-политического, регионально-экономического (борьбы за концессии), а также войнам османов с «христианскими» державами и последовавшим прямым военным интервенциям.


1 

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ