Статьи
Эффект «обратной связи» в современной культуре догонов (Мали)
Куценков Петр Анатольевич, Гиндо БокариВестник ИВ РАН '2022, №1, с.158-170
DOI: 10.31696/2618- 7302-2022-1-158-170
Feedback — феномен «обратной связи», многократно описанный для устной традиции: еще в 1982 г. немецкий этнолог Д. Хэниге отметил, что исследователи африканских традиционных культур все чаще и чаще встречаются с практикой, когда им пересказывают результаты полевых материалов их предшественников. Во всех подобных случаях информанты воспроизводили труды антропологов, но аутентичность зафиксированных в них традиций в целом не вызывает сомнений. С догонами дело обстоит иначе. Пример этого народа показывает, что феномен фидбэка может не только осложнять работу антропологов, но и способствовать росту этнического и национального самосознания. Мифы, заимствованные из антропологической литературы, начали проникать в деревенский фольклор с развитием туризма в 1990-х — 2000-х гг. При этом целенаправленное насаждение единой мифологии «по Гриолю» начало играть очень важную роль в развитии этнического и национального самосознания. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит фестивалям Огобанья. Таким образом, на примере догонов можно видеть своеобразный вариант формирования «вторичной» мифологии, основанной на феномене обратной связи. Насаждению этой идеологии пока что противостоят локальные предания и местный фольклор, сильно отличающиеся от внедряемого интеллектуалами «догонского миража», а также местные обычаи и ритуалы, подчас имеющие между собой мало общего. Лингвистическое и культурное разнообразие этно-социального организма догонов пока еще противостоит напору этих мифов, однако, возможно, недалек тот день, когда не только в Сангха, но и в Семари и Тинтан приезжим будут рассказывать о Номмо, Сириусе (sigu tolo или pô tolo), а мифология догонов действительно превратится в стройную, но искусственную систему.
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |