Сотрудники Института Востоковедения РАН

Железнова
Наталья Анатольевна

кандидат философских наук

Отдел истории и культуры Древнего Востока

старший научный сотрудник
 

Образование:

Московский государственный университет им. Ломоносова, философский факультет, 1996.
Кандидат философских наук (кафедра истории зарубежной философии МГУ, 1999).

Преподавание:

Доцент кафедры Южной и Восточной Азии Института восточных культур и античности РГГУ.

Лекционные курсы и семинарские занятия:

• Неортодоксальные школы индийской философии (МГУ),
• Буддийская философия (МГУ),
• История восточной философии (МГУ),
• Индийская философия (РГГУ),
• Джайнизм как религиозная система (РГГУ).

Научные интересы:

• джайнизм,
• история индийской философии


в 2010 г. за переводы на русский язык произведений Кундакунды и вклад в изучение джайнизма она была награждена наградой "Кундакунда пурускар" (индийская дигамбарская награда, которая была учреждена в Кундакунда Бхарати), награду вручила лично Соня Ганди.

Монографии:

  1. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. Серия «История восточной философии».
  2. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры : историко-философские очерки / Н.А. Железнова ; Ин-т востоковедения РАН — М. : Вост. лит., 2012. — 431 с. — (История восточной философии; осн. в 1993 г.). — ISBN 978-5-02-036516-2
  3. Сарвартхасиддхи / Пуджьяпада ; вступит. ст., пер. с санскрита, прил. Н.А. Железновой; Ин-т востоковедения РАН. — М.: Наука — Вост. лит., 2015. — (Памятники письменности Востока. CXLIII / редкол.: А.Б. Куделин (пред.) и др.). — 390 c.— ISBN 978-5-02-036588-9.

Статьи:

  1. Введение в этическую проблематику Ачаранга-сутры. Книга вторая. Часть третья. Лекция, называемая Пункты - Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - М., 1994. - № 4. С. 43 - 58.
  2. Представления о Пути Освобождения в джайнской традиции - Древние культуры Восточной и Южной Азии. Сборник статей под ред. В.В. Иванова. - М. Издательство МГУ, 1999. - С. 77- 92.
  3. «Правачана-сара» Кундакунды. Введение, перевод с санскрита и комм. Железновой Н.А.// “Вопросы философии” М., 2000, № 9. С.127 - 150.
  4. Кундакунда. “Панчастикая-сара” Введение, перевод с санскрита и комм. Железновой Н.А.// История философии. М., ИФАН, 2000, № 7. С. 175 - 200.
  5. «Правачана-сара» Кундакунды как первый компендиум по философии в дигамбарской традиции джайнизма// Древность: Историческое знание и специфика источника. Материалы конференции, посвященной памяти Э. А. Грантовского. Москва, Когелет 2000 г., С. 59 - 63.
  6. Амритачандра Сури. Пурушартха-сиддхьюпая. («Средство достижения цели души»). Введение, перевод с санскрита и комм. Железновой Н.А.// История философии. М., ИФАН, 2004.
  7. Corpus Cundacundae: проблема датировки.// Индия – Тибет. Текст и вокруг текста. Отв. ред. В.В. Вертоградова.«Восточная литература». М., 2005 – 1 а.л.
  8. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. Издательство «Восточная литература», М., 2005 – 22 а.л.
  9. «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати – «Историко-философский ежегодник» под ред. М.А. Солоповой. М., 2006. – 1 а.л.
  10. Расколы в истории джайнизма: к постановке проблемы // Сборник статей «Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология» сост. В.К. Шохин. Риф ИФ РАН. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2008. С. 187-212 (1 п.л.).
  11. 20 статей по индийской философии (5 п.л.) // Индийская философия. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2008.
  12. Железнова Н.А. Глобализация: индийский ответ на мировой вызов // Вопросы философии. № 7. 2009. С.54-67. (1,3 а. л.).
  13. Статья по джайнизму на Интернет-сайте - http://www.synologia.ru/a/Джайнизм. (Объем - 0,8 а. л.).
  14. “Jain Studies in Russia” // A Quarterly Research Journal for Jainology and Prakrit Languages. V.S.M. Delhi, vol. 4 October-December 2009. (P. 91-94) – 0,5 а.л.
  15. «Ортодоксия и ортопраксия: различия между дигамбарской и шветамбарской ветвями джайнизма» // «Религиоведческие исследования» – Researches in Religious Studies. 2010.№ 3-4. Изд. Воробьев А.В. (С.52-66) – 1 .а.л.
  16. Буддизм в Тибете // Энциклопедия «Философия буддизма». Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Изд.фирма «Восточная литература», 2011. С.105-117 – 1 а.л.
  17. Джайнский мистицизм и учение о трех атманах в Corpus Cundacundae // Индия – Тибет: текст и феномены культуры. Отв. ред В.В. Вертоградова. «Языки славянской культуры. М., 2012. С. 82-93.
  18. Представление о медитации в джайнской традиции// Researches in Religious Studies: 2012. No. 1-2 (7-8). M., 2013. С. 84-91.
  19. Джайны в Тамилнаде: чужие среди своих, свои среди чужих. Москва: РГГУ. // Сборник статей в честь 75-летия А.М. Дубянского Tamil tanta paricu. Orientalia at Calssica. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск LXIII. М., 2016. С.270-284
  20. Локусы сакральности: представление о пространстве в джайнской традиции. // Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств. Рук. проекта И.П. Глушкова; отв. ред. А.В. Бочковская. Москва: Наука – Восточная литература, 2016. С.323-341.

Железнова Наталья Анатольевна
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 54

Цитирований в РИНЦ: 95

Индекс Хирша: 3