ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Асадуллин
Фарид Абдуллович

кандидат филологических наук

Институт востоковедения РАН » Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья » ведущий научный сотрудник

Научные интересы

Исламоведение в России и на мусульманском Востоке XIX-XXI вв.; история и традиции мусульман на территории Москвы и Московской области

Биография

В 1978 окончил восточный факультет ЛГУ, аспирантуру в 1983 г. Работал переводчиком в Йемене, Ливии и других арабских странах. Стажировался в богословском университете "Аль-Азхар" в Каире. Родился 3 февраля 1955 г. в г. Казани. Сотрудник ИВ РАН с 1984 г. В 1992—1993 — автор и ведущий исламского блока религиозно-просветительской программы "Ныне" на Центральном телевидении; в 1994—1995 — слушатель Дипломатической академии МИД РФ; в составе правительственных делегаций РФ принимал участие в межгосударственных переговорах с высшим руководством Ирана, Афганистана, Пакистана, Египта, Сирии и Ливана.

Преподавание

Курс "Основы исламской догматики, этики и культуры". Факультет права, Высшая школа экономики.

Курс «Хадисоведение» Центр арабистики и исламоведения ИСАА МГУ им М.В.Ломоносова


Лауреат премии С.Ф. Ольденбурга (2009)

Заслуженный деятель культуры Республики Татарстан (2005)

Член Общественной палаты РФ (2010-2011)

Автор около 100 научных публикаций по проблемам развития арабской культуры, истории ислама и мусульманского вероучения

Автор статей в «Православной энциклопедии»

Дополнительно об авторе

Кто есть кто в татарской общине Москвы. М.2001.

Знаменитые универсанты. Многонациональный мир Петербургского университета. СПб.2010.

Награды

Медаль «В память 850-летия Москвы» (Указ Президента РФ от 26.02.1997 г.)

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (Указ Президента РФ от 23.09.2005 г. за №1117)

Благодарность Мэра Москвы Ю.М.Лужкова ( Распоряжение Мэра от 31.01.2005 г. за №16-РМ)

Список основных научных публикаций

Книги и монографии

  1. Очерк истории ливийской литературы XIX-XX вв. – М.: Наука,1993 ( 10 п.л.).
  2. История Ливии в новое и новейшее время. – М.: Наука, 1993 ( в соавторстве, 12 п.л.).
  3. Литература Туниса (История национальных литератур Магриба). – М.: Наука Издательская фирма "Восточная литература", 1993 (в соавторстве)
  4. Москва мусульманская: история и современность. – М.: «Умма», 2004 (16 п.л.).
  5. Главная мечеть России. - М., 2005 (1 п.л.)
  6. Москва мусульманская - Эр-Рияд, Центр исламских исследований имени короля Фейсала, 2006 (на арабском языке, 16 п.л.).
  7. Ислам в Москве – М.: Логос, 2007 (8 п.л.).
  8. Многонациональный мир Москвы: от города к мегаполису – М., МОФ «Диалог цивилизаций», 2015 (10 п.л.)
  9. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность – М.: ИВ РАН, 2015 (14 п.л.)
  10. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999 (4 п.л.).
  11. От Кучки до Гайнутдина: мусульманский мир Москвы // Кучково поле, М. 2022, с. 288 ( 18 п.л.)
  12. Восток в историческом наследии Москвы (XII- нач. XX в.). Памятники культуры, искусства и литературы // М.: Кучково поле, 2023. 192 с.(24 п.л.)

Статьи и доклады

  1. Ливийская Джамахирия: о некоторых аспектах социально-культурной жизни страны в 80-е годы // Народы Азии и Африки. 1989.№3.
  2. В наше время джихад невозможен // «Российская газета». 18.01.1996. с.1
  3. Муфтият призвал верующих к миру. Не нужно спекулировать исламскими лозунгами // «Независимая газета. 21.02.1996. с.4-5.
  4. Мусульмане вне поля зрения. в России рано говорить о религиозном плюрализме // «Независимая газета». 20.03.1996. с. 7
  5. Раздел «Ислам» // Энциклопедия для детей. Том 6. М.: «Аванта +», 1996 (в соавторстве). 1 п.л.
  6. Раздел «Ислам» // История религии. Том 2. М.: Инфра – М., 1997 (в соавторстве). 1 п.л.
  7. Мусульманская община столицы: прошлое, настоящее, будущее // Ислам Минбаре (Трибуна ислама). 1997, №№7-8 (в соавторстве) 1 п.л.
  8. Ислам и средневековая Москва: становление традиции веротерпимости // Материалы международной конференции «Мусульмане Москвы накануне XXI века». М., 1998. 0.3 п.л.
  9. Москва // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. М.: «Восточная литература», 1998. 0,4 п.л.
  10. Ислам и современное российское государство // «Известия» 18.02.2000 (в соавторстве). 0.3 п.л.
  11. Islam and interconfessional cooperation in Russia // Trialog and Zivilgesellschaft. Band 2. Berlin : Vftctnata Verlag/ 2001. Pp. 67-81. 0,75 п.л.
  12. Мусульманская община Москвы : взгляд в XXI век // Наши соотечественники – Ватандашлар. 2001, №№ 3-6. 2 п.л.
  13. Исламское измерение истории Москвы // Диалоги. 2003, № 2. 1 п.л.
  14. Ислам и Европа ( к вопросу обретения цивилизационных корней) // Вестник Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». М.,№2 2004 сс. 128- 134
  15. Интеллектуальная культура ислама: между наукой и теологией // Вестник Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». М., №1 2005 сс. 236-246
  16. Москва – третий Рим // Восточный свет. 2005.№ 4. 1 п.л.
  17. Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества // Совместное издание Евроазиатского еврейского конгресса и Совета муфтиев России, М. 2007, с. 79
  18. Роль и место мусульманской общины в историческом развитии московского социума. Историография и методология проблемы. // Журнал «Восток» ( «Oriens). 2010, №3. 0,75 п.л.
  19. Мусульманский компонент в истории полиэтничной Москвы // Журнал «Вестник российской нации». 2012. №4-5. 0.5 п.л.
  20. Москва как многонациональный мегаполис // Диалог культур в условиях глобализации. XII Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2012. 0,5 п.л.
  21. Почему Москва обязана своим величием ханам? ( смыслы и ценности кросс-культурных связей тюркских и славянских народов России) // Диалог культур : ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2013. 0,5 п.л.
  22. Историческая роль Москвы в процессе формирования России как многонационального государства (к вопросу тюрко-славянских связей) // Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 19 сентября 2012 г., Великий Новгород. М.: Научный эксперт, 2013,сс. 100-105.
  23. Академическое исламоведение и исламское богословие на пути к сотрудничеству // Ислам в России. Наука и образование. Материалы научной конференции 27-28 сентября 2013 г. Санкт-Петербург 2013, сс. 21-24
  24. Караван-сарай Москва : к вопросу о новых тенденциях развития современных мегаполисов // Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2014. 0.5 п.л.
  25. Татарская Московия: культурно-политический аспект // Вестник РУДН, серия : Всеобщая история 2017 vol.9, №2 сс. 169-183
  26. Мусульманская община Москвы в 1917-1930 гг. // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2017 том 16 №1. 0,5 п.л.
  27. Urban islam как новый этнокультурный феномен современного европейского мегаполиса: от ретроспективы к перспективному видению проблемы // Islamology Том 8, №1 2018. Сс. 43- 56.
  28. Русское летописное наследие в свете кросс-культурных связей тюркских и славянских народов России: от «идеологии молчания» к идеологии этноконфессионального согласия // Вестник Института Востоковедения РАН №1 2019, Сс. 140-151.
  29. Формирование культуры диалога: опыт прошлого в преломлении к задачам межрелигиозного сотрудничества // Ислам и христианство: на пути к диалогу. К 40-летию принятия декларации Nostra aetate/ Серия «Диалог». – М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2006. Сс.31-35
  30. Концепция знания в исламе: о старых и новых возможностях компромисса между теологией и наукой // Философия и ценности мусульманской культуры. Сборник материалов по итогам конференции «Сагадеевские чтения» (2011) – М.: РУДН, 2012 сс. 20-31.
  31. Москва мусульманская // Аналитический еженедельник «Власть» №38 (1143) 23.09.2015 VLAST. KOMMERSANT.RU сс. 14-18
  32. «Мать правоверных» и «Лев Аллаха» в контексте пророческого предания и ранней истории Халифата ( к вопросу о причинах фрагментации исламского джамаата) // Ислам в современном мире. 2020; 2; 47-56
  33. Пророческие предания об исторических корнях внутриисламской разобщенности: сунниты, шииты, эмиры и везиры // Восток (Oriens ). 2020, №3, сс. 154-167
  34. Мусульманская община Москвы XVIII-XIX вв. в контексте либерализации религиозной политики // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история», 2017 том 9, №1 сс. 67-78.
  35. Современный татарин-это человек сложной идентичности // Идель, 2018 №2 (341) сс. 3-7
  36. «Прикладное исламоведение как эпистемологическая концепция (междисциплинарный метод в изучении хадисной литературы и аутентичной Сунны)» // VII Всероссийская научная конференция «История востоковедения: традиции и современность». Москва. 4-5 декабря 2019. 0,3 а.л.
  37. Ancient Moscow as a cusp town of monotheistic traditions // III Forum of CIS scholars. Istanbul. October 1-6, 2019
  38. Истоки суннитско-шиитского раскола в исламе:что говорят хадисы и Сунна Пророка (к вопросам теории и практики хадисоведения) // Освоение мира. Памятные страницы истории Арабского Востока. М.: ИВ РАН 2020,сс. 175-189.
  39. «Ах, мусульмане те же русские...» (Мусульманская община Москвы: страницы прошлого и настоящего) // Московский журнал.История государства российского. №11 (359) / ноябрь 2020, сс.20 -28.
  40. Этюд об историческом диалоге двух столиц // Московское наследие №1 май 2021, сс. 84-87.
  41. Аксиология «ар-рида» в контексте идеологического раскола в раннем халифате // Материалы научной конференции «Сагадеевские чтения - 2022». М. Садра 2022. сс. 54-62.
  42. Степан Кучка как основатель Москвы: к вопросу об актуализации проблемы кросс-культурных связей тюркских и славянских народов России // Туган жир. Родной край. Специальный выпуск 2022, II. Казань 2022, сс.171-178.

Статьи в каталоге ivran.ru

СМИ