Сотрудники Института Востоковедения РАН

Неглинская
Марина Александровна

доктор искусствоведения

Отдел сравнительного культуроведения

ведущий научный сотрудник
 

Образование:

Окончила искусствоведческое отделение Истфака МГУ им. М.В. Ломоносова (1983); в 1987-1998 научный сотрудник, с 1999-2007 ведущий научный сотрудник Отдела Дальнего Востока Государственного Музея Востока (ГМВ/ГМИНВ, Москва) - подготовка лекций, экспозиционно-выставочная работа, изучение и каталогизация музейных коллекций. В 1998 защитила кандидатскую, в 2007 - докторскую диссертации в Научно-исследовательском институте Российской Академии художеств (НИИ РАХ). Темы диссертаций: Семантика и эстетика китайских ювелирных украшений периода Цин (1644-1911); Цинский стиль в китайском металле и эмалях периода трех правлений (1662-1795).

Научные интересы:

проблемы средневекового изобразительного искусства и культуры Китая, современное китайское искусство и область его взаимодействия с западным модернизмом и постмодернизмом.


Основные публикации:

Монографии:

  1. Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея Востока. М., 1995. (5,7 а.л.).
  2. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII - начала XX веков). История, семантика, эстетика. М., 1999. (11 а.л.).
  3. Китайские перегородчатые эмали XV - первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока. М., 2006. (7 а.л.).

Основные статьи:

  1. Художественные особенности сюжетной живописи Кара-тепе // Тезисы докладов конференции «Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром», М. 1981 (0,1 а.л.)
  2. Искусство Бактрии-Тохаристана и Гандхары. Композиционные парвллели // Тезисы докладов конференции «Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке». М,. 1983 (0,1 а.л.)
  3. Значение монументальной живописи кушанского времени для формирования стиля. раннесредневековой живописи Средней Азии // Культура и искусство народов Востока. Тезисы конференции молодых ученых. М., 1987. С. 81-82 (0,1 а.л.)
  4. Современная живопись Китая // Художник. 1989, № 4, с.39-43 (0,4 а.л.)
  5. Мир на свитке (о выставке китайской живописи го-хуа в ГМВ) // Азия и Африка сегодня. 1990, № 3, с. 64-65 (0,2 а.л.)
  6. Образ «мирового древа» в китайских головных украшениях // XXIII НКОГК (Научная конференция “Общество и государство в Китае”). Часть 2. М.: ИВРАН, 1991. С. 24-26 (0,1 а.л.)
  7. Китайские ювелирные украшения для прически позднецинского времени // Сб. Научные сообщения ГМВ. Вып. XX. М., 1992, с. 119-127 (0,4 а.л.)
  8. Серебряное головное украшение позднецинского времени из собрания ГМВ // Сб. Научные сообщения ГМВ. Вып. XXI. М. 1992. С. 128-137 (0,3 а.л.)
  9. Европейские жанровые композиции в китайских расписных эмалях XVIII в. из коллекции ГМВ // Сб. Искусство Запада и Востока. М., 1993, с. 22-36 (0,5 а.л.)
  10. Колпачки для ногтей позднецинского врмемени (об одном своеобразном виде китайских ювелирных украшений из коллекции ГМВ) // XXV НКОГК. М. 1994. С. 47-50 (0,2 а.л.)
  11. Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея искусства народов Востока. Научный каталог. М., 1995, с. 1-34 (5,7 а.л.)
  12. Традиционные китайские украшения и шинуазри (китайщина) в европейских ювелирных украшениях XVIII в. // Сб. Научные сообщения ГМВ. Вып. XXII, М., 1996, с. 133-150 (0,5 а.л.)
  13. Буддийские мотивы в китайских ювелирных украшениях периода Цин (XVII - начало XX вв.) // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., 1996, с. 38-39 (0,1 а. л.)
  14. «Хучжи» - китайское украшение для ногтей // «Ювелирный мир», 1998, № 2, с. 58-60 (0,3 а.л.)
  15. Семантика и эстетика китайских ювелирных украшений периода Цин (XVII- начало XX в.) Автореферат кандидатской диссертации. М., 1998. С. 1-28 (1,3 а. л.)
  16. Атрибуты «сладких грез» (предметы для курения опиума из перегородчатой эмали) // «Ювелирный мир», 1999, №1, с. 52-52 (0,4 а.л.)
  17. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII- начало XX вв.). История, семантика, эстетика. Монография. М., 1999, с. 1-262 (11 а.л.)
  18. Буддийские мотивы в китайских ювелирных украшениях периода Цин (XVII- начало XX вв.) // Доклады международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., 2001, с. 114-121 (0,3 а. л.)
  19. Образ тайпин баосян в китайских перегородчатых эмалях периода Цяньлун (1736-1795) // Тезисы докладов международной конференции «Восток – Россия - Запад. Мировые религии и искусство». СПб. Государственный Эрмитаж, 2001. С. 127-130 (0,2 а.л.)
  20. Тарелка 1888 г. работы пекинских эмальеров (собрание ГМВ) // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”. СПб., Государственный Эрмитаж. 2001. С.27-28 (0,1 а.л.)
  21. Китайский бронзовый алтарь из собрания ГИМ // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”. СПб., Государственный Эрмитаж. 2002. С.46-49 (0,2 а.л.)
  22. Основные элементы китайского костюма // Современная энциклопедия «Аванта». Мода и стиль. М. 2002. С. 36-41 (0.5 а.л.)
  23. Перегородчатые эмали периода Гуансюй (1875-1908) из собрания ГМВ // XXXII НКОГК. М. 2002. С. 303-314 (0,5 а.л.)
  24. Образы ритуальных животных в китайском художественном металле периода Цин (XVII-начало XX вв.) // XXXIII НКОГК, ИВРАН, М. 2003, с. 226-236 (0,5 а.л.)
  25. Многофигурные бронзовые алтари VI в. в контексте утверждения буддизма в Китае // XXXIV НКОГК. М. 2004, с. 184-204 (1 а.л.)
  26. Механические часы в цинском Китае (XVII- начало XX вв.) // XXXV НКОГК. М. 2005, с. 263-285 (1 а. л.)
  27. Европейские механические часы в китайском костюме маньчжурского времени (XVII - начало XX в.) // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, Государственный Эрмитаж. С.-Пб. 2005. С.52-55 (0,3 а.л.)
  28. Европейские миссионеры в Пекине XVII-XVIII вв. – творцы стиля шинуазри в китайском придворном искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. М. 2005, № 2. С. 64-71 (0,6 а.л.)
  29. Китайские перегородчатые эмали // «Антиквариат», № 4 (26), апрель 2005. С. 104-115 (1 а.л.)
  30. Секреты атрибуции китайских расписных эмалей // «Антиквариат», № 7-8 (29), июль – август 2005. С. 22-32 (0,5 а.л.)
  31. К проблеме различия китайских и японских перегородчатых эмалей в «цинском стиле» (конец XIX–начало ХХ в.) // Сборник докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, вып. 2, Государственный Эрмитаж. С.-Пб., 2006, С. 22-28 (0,4 а.л.)
  32. Китайская курильница выемчатой эмали из собрания ГМВ // Тезисы докладов международной конференции “Ювелирное искусство и материальная культура”, 2006 Государственный Эрмитаж. С.-Пб., С. 53-55 (0,2 а.л.)
  33. Производство расписных эмалей в пекинских придворных мастерских XVIII в. // “Восток”. М., 2006, № 1, с. 42-52 (1 а. л.)
  34. Китайские перегородчатые эмали XV - первой трети XX вв. Собрание Государственного музея Востока. Монография-каталог. М., 2006, с. 1-165 (7 а.л.)
  35. Выставка “Запретный город. Сокровища китайских императоров” как отражение придворной культуры цинского Китая // “Запретный город. Сокровища китайских императоров”, каталог выставки в ГМЗМК. М., 2007, с.32-36 (0,5 а.л.)
  36. Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662-1795): традиция и новации. Автореферат докторской диссертации. М., 2007 (2 а.л.)
  37. Лаковое панно со сценой пира богов счастья из собрания ГМВ (в соавторстве) // Сборник докладов конференции «Сохранение, консервация, реставрация, экспертиза музейных памятников». ННИРЦ Украины, Киев, 2008. Ч. 2, с. 69-74 (0, 2 а.л.)
  38. Выставка китайских авангардистов «Китай…Вперед!» // 39-я НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 1). М. 2009, с. 362-373 (0,6 а.л.)
  39. Астрономические инструменты. Тезисы конф. 17 ЮИМК, ГЭ, С.-Пб., 2009, с. с.93-96 (0, 2 а.л.)
  40. Китайские художественные выставки 2007 года в России // Сб. статей БАН: Россия и Китай. СПб., Альфарет, 2009, с. 116-121 (0,4 а.л.)
  41. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // сб. 40-й НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 2). М., 2010, с. 403-414 (0,8 а.л.)
  42. Предисловие к тому (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т. 6. М., 2010, с. 15-18 (0,4 а.л.)
  43. Эстетика традиционной живописи (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 151-170 (2,8 а.л.)
  44. Современное изобразительное искусство // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 201-221 (2 а.л.)
  45. Этапы развития (декоративно-прикладное искусство и ремесло) // Духовная культура Китая, т.6, М., 2010, с. 222-223 (0, 2 а.л.)
  46. Выемчатые и перегородчатые эмали (в статье «Художественные эмали») // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 316-322 (0,84 а.л.)
  47. Ювелирные украшения // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 325-329 (0,7 а.л.)
  48. Стекло (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 312-315 (0,44 а.л.)
  49. Изучение китайского искусства в России. Изобразительные и прикладные искусства, архитектура и музыка (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 470-494 (3,6 а.л.)
  50. Аттире // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 512-513 (0,2 а.л.)
  51. Бочэнь-пай (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 525-526 (0,15 а.л.)
  52. Вонг Кар-вай (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 542-543 (0,15 а.л.)
  53. Жуигуань// Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 584-586 (0,3 а.л.)
  54. Му Ци (в соавт.) // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 674-677 (0,4 а.л.)
  55. Чжунбяо // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 832-835 (0,44 а.л.)
  56. Шинуазри // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 857-858 (0,15 а.л.)
  57. Юаньминъюань // Духовная культура Китая. Т.6. М., 2010, с. 881-883 (0,4 а.л.)
  58. Абстрактный экспрессионизм и китайская национальная живопись го-хуа конца ХХ в. // 41-я НКОГК (Ученые записки Отдела Китая, вып. 2). М., 2011, с. 412-420 (0,7 а.л.)

Неглинская Марина Александровна
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 19

Цитирований в РИНЦ: 63

Индекс Хирша: 3

Новые статьи

Феномен антикварного натюрморта в китайском искусстве (1644–1911)
Годы правления в Китае маньчжурской династии Цин отмечены работой при пекинском дворе католических миссионеров (прежде всего иезуитов) и появлением китайско-европейского художественного рынка. Знамением времени стало появление в цинском искусстве и ремесле ряда европейских технологий, например росписи эмалевыми красками по металлу, стеклу и фарфору. Были адаптированы и новые жанры – костюмированный портрет и натюрморт (цзинъу-хуа). Диалог Китая и Европы эпохи Просвещения породил пограничные явления в культуре каждой из сторон, нашедшие выражение в феномене шинуазри, и способствовал возникновению художественных решений, адекватно увидеть которые можно лишь в зеркале двух цивилизаций. К пограничным явлениям относится цинский антикварный натюрморт “бай гу”, составивший аналогию европейскому натюрморту на тему Vanitas (“Сует/Тщеславий”).