Сотрудники Института Востоковедения РАН

Рощин
Михаил Юрьевич

кандидат исторических наук

Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

старший научный сотрудник
 

Родился 14 сентября 1952 г. в Москве. С 1980 г. работает в Институте востоковедения: до 1988 г. - в Отделе арабских стран, с 1988 по 2009 гг. – с.н.с. Отдела сравнительно-теоретических исследований. С 2009 г. – с.н.с. Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья. Профессор арабской истории, географии и литературы по кафедре Истории и географии Московского государственного лингвистического университета. Постоянный автор Большой российской энциклопедии и Православной энциклопедии (тематика статей – арабистика, исламоведение).

Образование:

В 1974 г. окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ по специальности «история арабских стран». В 1981 г. в Институте востоковедения АН СССР защитил диссертацию на присуждение ученой степени кандидата исторических наук. Тема диссертации «Роль традиционных и современных факторов в формировании социальной ориентации арабской молодежи в 1950-70-е гг. (на примере Ливана, Сирии, Ирака, Египта и Палестины)».


Участие в научных проектах

- Проект «Этничность, политика и международный ислам: изучение международного суфийского ордена» под руководством профессора Йоргена Нильсена, директора Центра по изучению ислама и христианско-мусульманских взаимоотношений Бирмингемского университета (Великобритания). Полевые исследования в Дагестане, на Северном Кипре и в Москве. 1998-2001.

- Проект «Энциклопедия религий в России» Института Кестон (Оксфорд, Великобритания) под руководством Сергея Филатова и Ксении Деннен. Полевые исследования в республиках Северного Кавказа (Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии) и написании статей по Дагестану, Чечне и Ингушетии. 1999-2001.

- Проект по изучению Бадахшана Института востоковедения РАН. Мой вклад состоял в проведении полевых исследований среди памирских исмаилитов в Таджикистане и Афганистане и участии в подготовке издания материалов Памирской экспедиции. 2002-2006.

- Проект «Власть и общество на Северном Кавказе» Отделения историко-филологических наук РАН под руководством А.К. Аликберова. Полевые исследования среди мусульман Северной Осетии и подготовка сборника статей, посвященного анализу особенностей религиозного сознания Грузии. 2006-2008.

Список основных научных публикаций

  1. Молодежь стран Азии, Африки и Латинской Америки: 1970-80-е годы». М.: Восточная литература, 1988 (составление, ответственная редактура, две авторских статьи). В соавторстве В.И. Юртаевым.
  2. Молодежный ренессанс. Проблемы социализации молодежи. М.: Восточная литература, 1990 (составление, ответственная редактура, предисловие). В соавторстве с А.Г. Быстрицким.
  3. Социо-культурные проблемы арабской молодежи (на примере Египта, Ирака, Ливана, Сирии и Иордании). М.: Электрон, 1992.
  4. Современные тенденции молодежной социализации. М., Российский открытый университет, 1992 (составление, ответственная редактура, предисловие, авторская статья). В соавторстве с Андреем Быстрицким.
  5. Гарамантида (африканская Атлантида). М.: Восточная литература, 1994 (составление, вступительная статья, переводы с арабского и английского, комментарии). Книга доступна в Интернете на сайте «Новый Геродот» http://rec.gerodot.ru/livia/sbornik.htm
  6. Дагестан: село Хуштада. М.: ИВ РАН, 1995 (составление, ответственная редактура и две авторских статьи). В соавторстве с В.О. Бобровниковым и Т.Ф. Сиверцевой.

Статьи на русском языке

  1. Халиф ал-Хаким и установление теократии в фатимидском Египте // Народы Азии и Африки, 1978, № 5.
  2. Становление студенческого движения в Ираке (1945-1958)//История и экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки. М.: Восточная литература, 1981.
  3. Социальные проблемы системы образования в Ливане // Актуальные проблемы идеологии и культуры стран Ближнего Востока. М.: Восточная литература, 1982.
  4. Люди Писания» в государственной структуре фатимидского Египта (время правления халифа ал-Хакима) // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах (история и современность). М.: Восточная литература, 1984.
  5. Ливия // Судьбы социалистической ориентации в арабских странах. М.: Восточная литература, 1984. В соавторстве с Г.И. Смирновой, С.Х. Кямилевым, И.Ф. Поповым.
  6. Роль нефтяного фактора в социально-экономических и политических преобразованиях в Ливии (1970-е гг.) // Арабские страны: нефть и дифференциация. М.: Восточная литература, 1984. В соавторстве с Г.И. Смирновой и С.Х. Кямилевым.
  7. Востоковедные учреждения в арабских странах//Востоковедные центры зарубежных стран. М.: Восточная литература, 1984.
  8. Ливия//Новейшая история арабских стран. М.: Восточная литература, 1990. В соавторстве с Н.И. Прошиным и Г.И. Смирновой.
  9. След исламского фундаментализма на Северном Кавказе // Фундаментализм. М.: «Крафт+», 2003.
  10. Шейх Мухаммед Назим Киприотский и его последователи (к вопросу о возрождении суфизма в Дагестане) // Подвижники ислама. Культ святых и суфизма в Средней Азии и на Кавказе. М.: Восточная литература, 2003.
  11. У памирских исмаилитов//Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований). М.: ИВ РАН, 2006.
  12. Суфийские традиции Дагестана и шейх Мухаммед Назим Киприотский (заметки полевого исследователя) // Расы и народы, №31, 2005. М.: Наука, 2006.
  13. Али Каяев – мусульманский просветитель и реформатор ислама // Расы и народы, №31, 2005. М.: Наука, 2006.
  14. Религиозные практики современного суфизма в Дагестане // Религиозные практики в современной России. М.: Новое издательство, 2006.
  15. Ислам в Чечне // Ислам в Европе и в России. М., «Издательский дом Марджани», 2009. При участии Джульетты Месхидзе.
  16. К истории ислама в Дагестане // Восточный социум и религия. М., Институт востоковедения РАН, 2009.

На иностранных языках

  1. “Old Belief and Work” Religion, State and Society (Oxford), vol. 23, no. 3, 1995.
  2. “Legislating Religion Daghestan War Report” ,Bulletin of the Institute for War and Peace Reporting.(London),November 1997.
  3. “In the Wake of War. (Religious Situation in Nagorno-Karabakh Republic)” Frontier (Oxford),November-December 1996.
  4. “Clarification on Archbishop Andrei (Prince Ukhtomsky) and his brother, Academician Alexei Ukhtomsky.From the KGB archives” Frontier (Oxford),October-December 1994.
  5. “The Mothers, March of Compassion in Chechnya”. Chechnya in My Heart. A special issue in English of the Journal 'Karta' (Ryazan), no.16,1997.
  6. “Dagestan and the War Next Door” Perspective Vol.XI no.1.pp.4-9 Institute for the Study of Conflict, Ideology and Policy at Boston University
  7. “Dagestan: un enigma dei tempi postsovietici. E possibile un'ulteriore destabilizzazione?” La Russia e i conflitti nel Caucaso. Torino, Fondazione Giovanni Agnelli, 2000, p.115-133. (in Italian).
  8. “Rhetoric Clouds ‘War on Terrorism’ “ Perspective Vol. XII. No. .2. pp.7-9 Institute for the Study of Conflict, Ideology and Policy at Boston University
  9. ”L’Islam en Tchetchenie” “Tchetchenie: La Guerre Jusqu’au Dernier?”. Paris, « Mille et Une Nuits », 2003, p.117-148. ( In French).
  10. "Sufism & Fundamentalism in Dagestan & Chechnya" CEMOTI, No. 38, 2004, p.61-72.
  11. “L’Islam au Daghestan : entre radicalisme et pluralisme” La Revue Nouvelle (Bruxelles), No. 8, aout 2007.

Последние публикации в Интернете :

  1. Ислам в Чечне, часть 1 http://www.caucasustimes.com/article.asp?id=13703
  2. Ислам в Чечне, часть 2 http://www.caucasustimes.com/article.asp?id=13721
  3. Ислам в Чечне, часть 3 http://www.caucasustimes.com/article.asp?id=13741
  4. Особенности религиозного сознания Грузии http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/ruz/ia_13.htm
  5. The Changing Landscape of Islam in North Ossetia http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=34541
  6. Caucasus Emirate: Virtual Myth or Reality? http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=34708&tx_ttnews%5BbackPid%5D=7&cHash=d6a8434332
  7. Prospects for Dagestan’s Oil and Gas Industry http://www.jamestown.org/programs/ncw/single/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=34814&tx_ttnews%5BbackPid%5D=24&cHash=aa2178ef94
  8. Ильдар Исангулов, У последней черты. Документы и материалы о деятельности мафии в Республике Башкортостан. Москва, Гайнуллин, 2006. http://www.pipss.org/index2263.html
  9. Почему в стране гор берутся за оружие? http://www.nakanune.ru/articles/13487
  10. Мусульмане Северной Осетии http://www.religio.ru/relisoc/209.html
  11. О книге Халил-бека Мусаясула «Страна последних рыцарей» http://www.krotov.info/lib_sec/13_m/us/ayasul.htm
  12. Религиозная жизнь современной Северной Осетии http://www.krotov.info/libr_min/17_r/osch/in.htm

Новые статьи

Россия очень дорого заплатит за Сирию
… О том, что Россия получит от послевоенного восстановления Сирии, «Свободная пресса» побеседовала со старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.
Сможет ли Россия наказать Израиль за кровавую бойню (интервью)
…«Россия должна вести переговоры и с Израилем, и с «Хамасом»
Иранский сценарий США обкатают и на России
…Иранская политическая система устойчива
-
…Профессор Михаил Рощин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:
Кремль подорвал безопасность США и думает как защищаться
… Интересы России и США
Крым надеется на мусульманский прорыв
… На позицию Организации исламского сотрудничества по Крыму могли повлиять внешние факторы в виде продуктивных переговоров Владимира Путина с виднейшими представителями исламского мира, сказал «НГР» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. «В октябре прошлого года в Москву приезжал король Саудовской Аравии Сальман, – напомнил эксперт. – По итогам переговоров Сальмана с Владимиром Путиным был заключен пакет договоров о политическом и торгово-экономическом партнерстве. В конце марта этого года Путин провел в Москве успешные переговоры о политическом и экономическом сотрудничестве с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом аль-Тани. Саудовский король и эмир Катара сами приехали в Москву, а не Путин ездил к ним в гости – это очень важно для понимания данного факта с точки зрения дипломатического протокола. В начале апреля Путин встречался с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Ирана Хасаном Рухани. На этот раз переговоры российского лидера проходили на чужой территории – в Анкаре, но Путина принимали как уважаемого партнера, а не как обычного гостя. Тем более Путин открывал в Турции стройку энергоблока российской АЭС – значит, он тем более был в Турции «не в гостях». В Организации исламского сотрудничества, в Саудовской Аравии, прекрасно ориентируются в тонких нюансах мусульманского политического этикета. В Джидде могут пока воздерживаться от официального признания Крыма частью России, но реальные действия на Востоке куда важнее слов. Действия таковы: Путин имеет право говорить с мусульманскими лидерами первым. А тот же Петр Порошенко в глазах этих лидеров – пока что проситель, который будет говорить, когда ему позволят». Рощин полагает, что важную роль в подготовке почвы для визита делегатов из ОИС могли сыграть политики из числа крымских татар: «Я недавно встречался с депутатом Госдумы от Крыма Русланом Бальбеком, бывшим вице-премьером Республики Крым. У Руслана Исмаиловича – масштабное, я бы сказал, средиземноморское видение будущего крымских татар и соответствующий талант делать это будущее реальностью»…
Трамп наводит «Томагавки» на Дамаск и русских
… Решится ли Пентагон на удар по Дамаску?
Сирия: Россия пугает США «Белым лебедем» и наращивает мощь
…О том, какими еще победами может похвастаться на сирийском фронте Россия, «Свободная пресса» беседует с нашим постоянным экспертом по вопросам глобальной безопасности, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.