Сотрудники Института востоковедения РАН

Франгулян
Лилия Рубеновна

кандидат филологических наук

Отдел истории и культуры Древнего Востока

старший научный сотрудник
 

Образование:

В 2010 г. окончила Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (филологический факультет, кафедра восточно-христианской филологии и восточных Церквей).

С 2010 г. по 2013 г. училась в аспирантуре ИВ РАН, научным руководителем работы была к. филол. н. Смагина Евгения Борисовна. 17 февраля 2015 г. в ИМЛИ им. Горького РАН защитила диссертацию на тему "Истоки и историческая трансформация основных жанров коптской агиографии (на примере текстов о мучениках)".

С 2013 г. работает в ИВ РАН.

С 2010 г. также занимается преподавательской деятельностью.

Научные интересы:

Коптская литература, в частности, агиография; сравнительное исследование агиографии на коптском, древнегреческом и латинском языках; Египет после арабского завоевания; мировосприятие древних коптов; христианство на Востоке.


Монографии

  1. Агиографический мир мучеников в коптской литературе (VII–VIII вв.) / Отв. ред. С. А. Моисеева; Институт востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2019. – 260 с.

Список публикаций

  1. Мученичество как литературный жанр и его особенности // Сборник студенческих научных работ ПСТГУ. — М., 2008. — С. 83–94.
  2. Специфика коптских энкомиев периода циклов (VII–VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2012. — Вып. 3 (29). — С. 46–56.
  3. Место агиографических циклов (VII–VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2013. — Вып. 5 (35). — С. 86–96.
  4. Древнеегипетские рудименты в коптской литературе // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. — 2014. — № 1. — С. 90–96.
  5. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2014. — Вып. 5 (40). — С. 178–188. (Введ., пер., комм.)
  6. Клавдий, мч. Антиохийский // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. 35. — С. 223–224.
  7. Колуф, мч. Египетский // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. 36. — С. 492–495. (в соавторстве с Моисеевой С. А.)
  8. Отражение общехристианских древних сюжетов и мотивов в коптских мученичествах // Вестник Древней истории. — 2015. — № 3. — С. 151–160.
  9. Макарий Антиохийский // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. 42. — С. 480.
  10. Меркурий. Почитание Меркурия в Египте, Эфиопии и Армении // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. 44. — С. 733–735. (в соавторстве с Моисеевой С. А., Муравьевым А. В.)
  11. Историография изучения коптских агиографических циклов // Сборник конференции «История востоковедения: традиция и современность».— М., 2017. — С.34–43
  12. Мина, вмч. Фригийский (Котуанский) и Египетский // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. 45. — С. 239–245. (в соавторстве с Крюковой А. Н.)
  13. Михаил, архангел. В коптской традиции // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. 45. — С. 521–523.
  14. Реальность и вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, сер VII— сер. VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2017. — Вып. 52. — С. 48–61. (в соавторстве с Головниной Н. Г.)
  15. Элементы (авто)биографии в контексте коптской агиографии VII–VIII вв. // Studia Litterarum. – 2018. – Т. 3, № 4. – С. 40–57.
  16. «Энкомий» у коптов: жанровая принадлежность, композиция и темы // Восточные чтения. Религии. Культуры. Литературы. V Международная научная конференция 15–16 ноября 2018 г.: Сборник материалов. — М.: ИМЛИ, 2018. — С. 260–265.
  17. Рец. на кн.:. Demons and Illness from Antiquity to the Early-Modern Period / S. Bhayro, C. Rider eds. Leiden; Boston: Brill, 2017. 434 pp. (Magical and Religious Literature of Late Antiquity, Vol. 5) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — М.: ПСТГУ, 2018. — № 4. — С. 145-152.

Дополнительное образование

Summer School in Coptic Literature and Manuscript Tradition Centre for the Study of Manuscript Cultures, Hamburg 17– 21 September 2018 https://www.manuscript-cultures.uni-hamburg.de/register_coptic2018.html

Франгулян Лилия Рубеновна
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 7

Цитирований в РИНЦ: 7

Индекс Хирша: 2

Новые статьи

Древнеегипетские рудименты в коптской литературе
Коптами называют христиан Египта, которые после арабского завоевания были в большинстве, а теперь составляют лишь небольшую часть от всего населения этой страны. Их история, язык и культура представляют собой многоаспектное поле для изучения. Коптский язык – последняя стадия древнеегипетского, коптский же алфавит составлен на основе греческого с добавлением нескольких букв из древнеегипетского демотического письма для передачи согласных звуков, отсутствовавших в греческом языке. Одной из причин перехода на новое письмо считается вставшая перед египтянами-христианами необходимость сделать перевод Священного Писания доступным для всех жителей Египта, что, в свою очередь, способствовало распространению христианства в этой стране. С одной стороны, со временем под влиянием новых взаимосвязей с другими христианскими традициями языческое прошлое изживалось. С другой стороны, культура Древнего Египта укоренилась во всех сферах жизни, и раз и навсегда расстаться с ней было невозможно. В данной статье будут рассмотрены некоторые мотивы и сюжеты коптской литературы, навеянные древнеегипетским прошлым. Предметом исследования будут агиографические и апокрифические тексты; гностические, магические и манихейские произведения в статье не рассматриваются.