ИВ РАН

Новости ИВ РАН

26 сентября 2019 года

«Под небом Южной Азии». Меморандум (воркшоп 09.10.2019).
Слуга и хозяин. Три case-studies в зеркале методологических «поворотов»

«Под небом Южной Азии». Меморандум (воркшоп 09.10.2019).<br />Слуга и хозяин. Три case-studies в зеркале   методологических «поворотов» «Под небом Южной Азии». Меморандум (воркшоп 09.10.2019).
Слуга и хозяин. Три case-studies в зеркале методологических «поворотов»

 
состоится 9 октября 2019 г. по адресу: ул. Рождественка, 12, ком. 222. Начало в 12.00

Междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии» Института востоковедения РАН (МПГ ПНЮА ИВ РАН), созданная в 2011 г., изучает потенциал теоретико-методологических «поворотов», сформированных современными гуманитарными, общественными и естественными науками, проверяя и дополняя их в различных форматах южноазиатского контента. Тема последней – 7-й конференции ПНЮА, кратко сформулированная как «Слуга и хозяин», фокусировалась на проблемах доминирования, покровительства, подчинения, субординации, иерархии, неравенства, насилия, преданности, лояльности, зависимости, принуждения и т.д. в пространстве дома/хозяйства, рассмотренных в контексте/с позиции/под углом зрения нижестоящего. Будучи последней в череде запланированных конференций, в отличие от предыдущих шести, ПНЮА-7, не опиралась на конкретный «поворот», но предлагала использовать любой из них применительно к неисследованным глубинам вынесенной в титул темы. Именно этим мы и займемся на предстоящем воркшопе в привычном для нас формате «не вообще, а в частности», т.е. предлагая к обсуждению конкретные case-studies.


Евгения Ванина
Марш a la Mogole: походные функции дворцовой челяди 

Правители Могольской империи значительную, если не бо̀льшую часть своего времени проводили в походах, объезжая собственные владения и завоевывая чужие. В этих многодневных маршах, торжественность которых отразилась даже во французской идиоме, падишаха, его семью и двор сопровождали многочисленные дворцовые слуги, выполнявшие свои обязанности в движении. Подходы, разработанные в рамках «мобильного поворота», фокусируют внимание на типологии различных видов движения, а также на его инфраструктуре (Road Studies, Transport Studies). Исследование походных функций дворцовой прислуги позволяет выявить еще один ракурс мобильности – ее материальное, логистическое и демонстрационно-идеологическое обеспечение, которым занимались и сами слуги (их можно определить как mobility providers), и их венценосные хозяева, в частности, демонстрировавшие мощь и величие империи не только собственным великолепием, но и подчеркнуто роскошным внешним обликом прислуги.

Светлана Сидорова
Температура вещей: слуги и технологии охлаждения в колониальной Индии

Доклад посвящен специфическим функциям слуг в колониальной Индии, направленным на поддержание относительно комфортного температурного режима в английских бунгало. Непривычная для британцев тропическая жара была важным системообразующим элементом их повседневности, который диктовал образ жизни, распорядок дня, сезонность перемещений и необходимость применения технологий по обеспечению и поддержанию прохлады, для чего слугами использовались несложные приспособления. В центре внимания конкретно-исторические терморегулирующие практики и вещи, бытование которых было обусловлено одним из универсальных свойств материальных предметов/тел — температурой, физической величиной, характеризующей их степень нагретости и способность людей воспринимать тепло или холод. Выбранный ракурс методологически помещает данный сюжет в исследовательское поле, определяемое как «материальный поворот».

Ирина Глушкова
Социальный успех домработницы: визуально-материальное конструирование как инструмент обожествления

Огромный пласт индийской культуры создан феноменом бхакти, средневековой модификацией индуизма, ныне переживающей бурный подъем. С конца XIX в. в условиях формирования национально-регионального сознания, внедрения дешевых средств печати и тиражирования образов, идеи бхакти и их пропагандистов – святых-поэтов – превратились в объекты визуального, как правило, неотделимого от материального, конструирования. Современный ландшафт перегружен ставшими привычными ликами, исторически не связанными с персонажами, которых они представляют. Дзани, называвшая себя служанкой в доме Намдева, поэта XIII–XIV вв. и стойкого приверженца бога Виттхала/Витхобы, начала приобретать узнаваемость в 1890-х годах после первой публикации ее гимнов в составе «Песнопений Намдева». К 2010-м годам в статусе «святой Дзана-баи» она обрела не только подробную биографию, но и собственное лицо: в графике, живописи, кинематографе и, наконец, храмовой скульптуре, не утратив при этом социальной принадлежности к обслуживающей категории, что закрепилось в ее иконографическом каноне.


М Е М О Р А Н Д У М (воркшоп 09.10.2019) Слуга и хозяин. Три case-studies в зеркале методологических «поворотов»

Курсы восточных языков ИВ РАН