ИВ РАН

Новости ИВ РАН

30 мая 2019 года

Доклад Ю.А. Богдановой «Наследие классических арабских текстов в современной литературе: хадисы, средневековые хроники и макамы и их влияние на рассказы-сновидения Н. Махфуза и М. ‘Абд ал-Ваххаба»

Доклад Ю.А. Богдановой «Наследие классических арабских текстов в современной литературе: хадисы, средневековые хроники и макамы и их влияние на рассказы-сновидения Н. Махфуза и М. ‘Абд ал-Ваххаба» Доклад Ю.А. Богдановой «Наследие классических арабских текстов в современной литературе: хадисы, средневековые хроники и макамы и их влияние на рассказы-сновидения Н. Махфуза и М. ‘Абд ал-Ваххаба»

 
В отделе памятников письменности Востока в рамках семинара "Текстология и источниковедение Востока" выступила Ю.А. Богданова с докладом, посвященным влиянию классических арабских текстов на рассказы-сновидения современных египетских писателей.

Жанр рассказов-сновидений возник в египетской литературе с изданием сборника Нагиба Махфуза (1911-2006) «Я увидел то, что видит спящий» (1982) и кроме самого Н. Махфуза в XXI в. наибольшую популярность получил в творчестве Махмуда ‘Абд ал-Ваххаба. Литературное и культурное наследие арабов повлияло на рассказы-сны и с точки зрения содержания, и с точки зрения общей структуры. В содержательном плане, Мухаммад уделял большое значение снам, а в первые века ислама запись снов была важной часть мусульманских хроник; тогда же получили популярность сонники (например, «Толкование снов» Ибн Сирина). Что касается формы, композиция сборников рассказов-снов была частично вдохновлена «Макамами» ал-Хамадани (969-1007). Кроме того, в одном из рассказов-снов Махфуза некоторые повороты сюжета и имена персонажей отсылают к макамам, а также цитируются стихи ал-Хамадани. В докладе было рассмотрено влияние этих текстов на современные рассказы-сновидения и отношение - иногда полемическое - авторов к традиционному подходу к снам.

Курсы восточных языков ИВ РАН