ИВ РАН

Новости науки

8 июля 2017 года

XVI международная конференция Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии

XVI международная конференция Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии XVI международная конференция Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии

 
Конференция проходила на базе Института археологии Университета Адама Мицкевича (Познань) с 3 по 7 июля 2017 г.

Отчёт
о командировке в Познань, Польша,
2–8 июля 2017 г.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН А.О. Захаров согласно служебному заданию находился в Познани, Польша, для участия в XVI международной конференции Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии. Конференция проходила на базе Института археологии Университета Адама Мицкевича (Познань) с 3 по 7 июля 2017 г. Организационный комитет состоял из Каспера Хануса и Дороты Прибыльской (оба – Польша). Вебсайт конференции: http://www.euraseaa-poznan2017.pl/.

В работе конференции приняли участие около 70 учёных из Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Таиланда, Камбоджи, Вьетнама, Сингапура, Индонезии, Китая, Японии и России.

Конференция открылась 3 июля 2017 г. в здании Collegium Historicum Novum. С приветственными словами к участникам обратились директор Института археологии Университета Адама Мицкевича профессор Ханна Кучка-Кренц (Польша), член правления Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии доктор Маи Лин Чоа-Бонац (Германия) и Каспер Ханус.

На открытии прозвучали две публичные лекции. Профессор Марек Мейджор (Варшавский университет, Польша) охарактеризовал соотношение религии и археологии на примере буддийского университета Наланды в Индии. Он сообщил о рукописи на пальмовых листьях «Манджушри-бхашита-васту-видья-шастра», обнаруженной на Шри-Ланке и содержащей 60 инфолио. Памятник был опубликован Е.В. Марасингхе в 1989 г.

Агнешка Сташык (Ягеллонский университет в Кракове, Польша) рассказала о центрах североиндийского ваяния на примере искусства Матхуры и показала смешение и взаимодействие буддийских и индуистских элементов искусства. В частности, иконография Индры эволюционировала от типа «якша» к «царскому типу». Царский тип использовался для изображений Индры, Сурьи, Васудевы, Сканды-Карттикеи. Тип «аскет» стал основой для образов Брахмы и Агни. Тип «юноша» предназначался для Кришны и Сканды-Кумары. Смешанный тип встречается в изваяниях Вишну, божеств-нагов и Баларамы.

Дальнейшая работа конференции шла двумя параллельными потоками, в которых выделялись отдельные тематические секции. 4 июля работала секция «Поселение, хозяйство и экология Кох Кера – регионального ангкорского центра: предварительные результаты новейших археологических и палеоклиматических исследований». Кох Кер – памятник столицы ангкорского царя Джаявармана IV в 928–944 гг., согласно эпиграфическим данным. Заседание прошло в память недавно ушедшего корифея эпиграфики и истории Камбоджи Майкла Викери (1.04.1931–29.06.2017). В ходе работы секции была представлена новейшая фундаментальная монография французского эпиграфиста Клода Жака «Кох Кер: храмы и надписи» (Будапешт, 2017).

Краткое введение в археологическое изучение Кох Кера представил Кароль Белениши (Венгрия). О новейших раскопках памятника рассказал профессор Кайл Латинис (гражданство – США; Центр Наланда–Шривиджая, Сингапур). В 2015 и 2016 гг. археологическая экспедиция Центра Наланда–Шривиджая, камбоджийского центра АПСАРА и национальных властей Преах Вихеара обследовали округу и территорию Кох Кера, выявив следы её заселения как минимум с VII по XV в. и опровергнув устоявшееся мнение о краткосрочности обитания в Кох Кере. Сара Классен (Аризонский государственный университет, США) выступила с докладом о плотине Кох Кера – уникальном памятнике раннесредневековой системы управления водными ресурсами. В столичный период (вторая четверть X в.) в Кох Кере был построен водоём, имевший разнообразные хозяйственные и символические функции.

Инженерным проблемам плотины Кох Кера посвятил доклад Терри Люстиг (Сиднейский университет, Австралия). Плотину возвёл Джаяварман IV. Она протянулась на семь километров и имела два стока. Пропускная способность стоков оказалась слишком мала, поэтому плотина не смогла выполнять свои функции и разрушилась за очень короткий срок – около 10 лет. Можно предположить, что именно провал гидротехнического проекта, лишивший духовный центр Кох Кера – храм Ангкор Тхом – требуемого соображениями священной архитектуры симметричного водоёма и безопасности от наводнений, способствовал возвращению столицы империи в Ангкор Ват. Об исследованиях поселенческой структуры Кох Кера с помощью лазерных радаров (системы LIDAR) рассказал Роберт Кусингер (Венгерский институт изучения Юго-Восточной Азии, Будапешт, Венгрия).

Одновременно работала секция «Доистория и ранняя история Юго-Восточной Азии». О каменном кольце, найденном в 2014 г. в долине р. Тха Тапао на восточной стороне перешейка Кра на территории современного Таиланда, поведала Анна Беннет (Брюссель, Бельгия). Это кольцо принадлежит к группе артефактов, производимых в Индии во времена династий Маурьев и Шунгов. Йен Главер (Институт археологии, Университетский колледж Лондона, Великобритания) заново проанализировал группу четырёх бронзовых индийских чаш из раскопок в Таиланде. Томас Оливер Прайс (Национальный центр научных исследований/CNRS, Франция; гражданство – Великобритания) исследовал сети обмена цветных металлов в Индокитае и при помощи химического анализа данных о древнем центре добычи руды в Сепоне, на территории современного Лаоса, показал, что именно руда из Сепона использовалась на обширной территории от северных областей Мьянмы до южного Таиланда на протяжении полутора тысяч лет, с X в. до н.э. до V в. н.э. Беренис Беллина (Национальный центр научных исследований/CNRS, Франция) и Расми Шуконджи (Университет Сильпакорн, Бангкок, Таиланд) показали обменные сети перешейка Кра в I тыс. до н.э. и обсудили проблему политической и экономической организации местных сообществ.

Эдвардс Маккиннон (Институт юго-восточноазиатских исследований, Центр Наланда–Шривиджая, Сингапур) на основании разнообразных археологических находок и раскопок пересмотрел предложенное им в 1988 г. отождествление известного из письменных источников IX–XV вв. царства Ламри/Ламури в районе Банда-Ачех. Он предложил отождествить Ламри с областью деревни Ламре, где в последние годы найдены многочисленная посуда и мусульманские надгробия. Среди керамики Ламре преобладает посуда, относящаяся к эпохе либо произведённая в Китае времён династии Сун. Э. Маккиннон рассказал и о масштабном проекте «Ачехские геологические риски», который завершил исследование 40-километрового побережья Банда-Ачех и выявил более 900 новых археологических памятников разного времени.

А. О. Захаров (Институт востоковедения РАН, Москва) в докладе «Пересмотр представлений о сложении государственности в Юго-Восточной Азии» на основании анализа надписей на санскрите и местных языках VI–VII вв. с территорий Индокитая и Суматры показал, что именно в VII столетии в разных царствах региона фиксируется представление о территориальном делении царства. В Чампе (Центральный Вьетнам) царство-раджья при царе Пракашадхармане-Викрантавармане (вторая половина VII в.) делилось на области-вишая. Царство-кадатуан или страна-вануа Шривиджаи (Суматра) при Джаянаше (680-е гг.) включало в себя области-мандалы. Царство Ченла, или Бхава (современная Камбоджа), которое в отличие от Шривиджаи целиком обозначалось словом «мандала», во время правления царя Ишанавармана I (первая половина VII в.) подчиняло себе города-нагары и царства отдельных правителей-бхупа, а также делилось на земельные участки-васту.

Модель заселения северного побережья Папуа в Индонезии исследовал Марлин Толла (Региональное учреждение археологии Папуа, Индонезия). Джонатан Кресс (Фонд Солхейма, Тусон, Аризона, США) выступил с докладом «Загадка скального убежища Сагунг», расположенного на о-ве Палаван, Филиппины. Моника Тромп (Институт истории Макса Планка, Йена, Германия) проследила пути расселения австронезийцев на основании находок зубного камня из различных памятников островной и континентальной Юго-Восточной Азии. Ле Хай Данг (Академия общественных наук Вьетнама) рассказал о раскопках памятника Хюой Ка в районе Син Хо провинции Лайтяу на северо-западе Вьетнама, в долине Чёрной реки. Лиа Женовез (независимая исследовательница, Бангкок, Таиланд) сообщила о памятниках Долины кувшинов в районе Пху Кхун провинции Луангпхабанга в Лаосе.

Матильда Мехлинг (Лейденский университет / Новая Сорбонна Париж 3) рассмотрела вопрос о происхождении и содержании бронзовых статуй Будды так называемого стиля Амаравати, которые считались продуктом одноименного города, расположенного на территории нынешнего индийского штата Андхра-Прадеш. По мнению исследовательницы, значительная часть этих статуй представляет будд Майтрею и Авалокитешвару, а происходят они со Шри-Ланки либо подверглись влиянию цейлонской буддийской школы ваяния. В подтверждение этой гипотезы Мехлинг ссылается на почти полное отсутствие статуй Будды в стиле Амаравати в самом Амаравати и значительное их присутствие на Шри-Ланке.

Кристина Хавиброкс (Французская школа Дальнего Востока, Франция) сообщила о раскопках храмового комплекса Нонг Дин Чи в провинции Чампассак в южном Лаосе. Памятник был открыт в 2009 г. Он относится к доангкорскому периоду. Раскопки велись в 2014–2016 гг. От широкого известного, входящего в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО городища Ват Пху Нонг Дин Чи отстоит на 25 км к северу. Найдены основания храмов, лестницы, наддверные перемычки (lintels).

Маи Лин Чоа-Бонац (Франкфуртский университет Гёте, Германия) охарактеризовала типологию золотых колец «классической эпохи» (VII–XV вв.) на Яве. Известны кольца для пальцев рук и ног, перстни, серьги, подвески. Кольца служили украшениями, амулетами, знаками любви (аналог современным обручальным кольцам), печатями. Их могли дарить цари или захватывать воины в походах. Кольца служили показателем общественного положения. Перстни украшались изображениями лотоса и другой индуистской символики, в частности знаком Шри, а также надписями. Ободки колец различаются по форме. Кольца изготавливались из золота. Примеси других металлов были либо средними – 15–25% серебра, либо незначительными – менее 10% серебра и меди. Известны кольца, содержащие незначительную примесь платины и палладия. Отсутствие золотых рудников на Яве означает, что золото ввозилось из других областей, в первую очередь Суматры и Калимантана. Оно часто использовалось повторно, что затрудняет точное определение его происхождения.

5 июля работали секции «Историческая археология Юго-Восточной Азии» и «Сотрудничество и создание целостной картины прошлого Юго-Восточной Азии: преодоление разрыва между обществом и природой в исследованиях». На первой из них Данни Айзерманс (Лейденский университет, Нидерланды) исследовал барельефы Ангкор Вата на предмет отражения в них исторических событий на примере процессии Сурьявармана Ii, в которой царь восседает на горе слева, а справа ведёт армию в поход или командует парадом. Айлен Люстиг (Сиднейский университет) пришла к выводу о переходе от общинного (communal) к частному землевладению (ownership) в Ангкорской империи в конце IX – середине XI в. Пиа Конти (Школа востоковедных и африканских исследований/SOAS, Лондон, Великобритания) и Вибке Лобо (Этнологический музей, Берлин, Германия) исследовали иконографию Праджняпарамиты в Камбодже.

После секций 5 июля состоялся ознакомительный тур по историческому центру Познани. 6 июля участники конференции посетили археологический заповедник Бискупин – памятник лужицкой культуры, превращённый в музей нескольких эпох, от неолита до развитого средневековья на территории Польши.

7 июля состоялись заседания секций по историческому наследию и археологии. Мими Савитри (Университет Гаджа Мада, Джокьякарта, Индонезия) познакомила слушателей с Имогири – кладбищем правителей яванского царства Матарам на горе Мерак, Центральная Ява. Сандипан Чаттерджи (Школа планирования и архитектуры, Дели, Индия) рассказал о культурном ландшафте города Манду на территории штата Мадхья-Прадеш Индии. Марлон Риримассе и Мухаммад Хусни (Археологический исследовательский центр Малуку, Индонезия) поведали о включении археологии в программы школьного образования для сохранения местного культурного наследия на Молуккских островах.

На закрытии конференции с благодарственным словом выступил её организатор Каспер Ханус. В работе конференции приняли участие корифеи археологии Юго-Восточной Азии – Йен Главер и Чарльз Хайэм, которые стояли у истоков возникновения Европейской ассоциации археологов ЮВА в 1986 г. Аспиранты разных научных центров, в частности Клеменс Ле Мёр из Франции, представили постеры по различным аспектам археологии региона. Таким образом, налицо традиция передачи знаний и преемственность поколений в археологии Юго-Восточной Азии.

в.н.с. ЦЮВААО                                                                                         д.и.н. А.О. Захаров

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.