ИВ РАН

Новости науки

7 февраля 2019 года

Лекция К.О. Саркисова "История продажи КВЖД"

Лекция К.О. Саркисова Лекция К.О. Саркисова "История продажи КВЖД"

 
6 февраля 2019 г. на заседании Центра японских исследований к.и.н., научный сотрудник Центра К. О. Саркисов выступил с лекцией "История продажи КВЖД".

История строительства и работы дороги вплоть до ее продажи Японии - это эпоха (1896 - 1935 гг.), вобравшая в себя бурные события конца 19 века и первой половины 20-го.

С использованием архивных материалов последнего времени, газет и журналов наряду с мемуарами, в лекции прозвучали основные моменты короткой, но драматической истории дороги. Начиналась она с первой японо-китайской войны 1894-95 годов, когда феодальный Китай потерпел сокрушительное поражение от Японии, покончившей с феодализмом за три десятилетия до этого. Перед лицом новой угрозы Пекин был в поисках союзника, который пришел бы к нему на помощь в случае войны с соседом. Америка, Германия, Англия располагались далеко, и выбор пал на Россию. В Россию на коронацию Николая II в 1896 году съехались многие гости, в том числе из Китая и Японии. "Союзный договор" с Китаем обязывал Россию защищать Китай в случае нападения на него Японии. Воспользовавшись этим, Петербург уговорил (с помощью взятки, как свидетельствует С.Ю.Витте) китайского вельможу (Ли Хунчжана) подписать соглашение о строительстве КВЖД. Это ответвление от Сибирской железной дороги, начиная с Читы и через Внутреннюю Монголию и Маньчжурию, существенно сокращало путь к Владивостоку.

Дорога была своеобразным техническим достижением. На ее строительство потребовались огромные капиталовложения, в основном французские займы. В связи с захватом Россией Ляодунского полуострова была построена еще одна ветка от Харбина до Порт-Артура (ЮМЖД).

Русско-японская война сохранила за Россией дорогу - была уступлена только часть ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня. Следующие страницы истории - Первая мировая война и переговоры об уступке части бывшей ЮМЖД от Чанчуня до Харбина, попытки немцев из пекинской миссии организовать подрыв дороги, опасения России в отношении германских планов в Китае, завершившиеся подписанием русско-японского союзного договора 1916.

Социалистическая революция в России резко изменила судьбу дороги. Поначалу ее управление в Харбине во главе с генералом Хорватом стало одним из центров борьбы с большевиками. Начальником российских войск охраны был одно время А.В. Колчак. После окончания гражданской войны Москва, первоначально заявлявшая о безвозмездной передаче дороги Китаю, стремится продать Пекину дорогу. События второй половины 20-х годов убеждают, что Китай хотел бы получить ее даром или за небольшие деньги. Оккупация Маньчжурии Квантунской армией делают Японию партнером по переговорам о продаже КВЖД, давно приносившей убытки и ставшей обузой, к тому же потенциальным очагом конфликтов.

С 1933 г. по 1935 г. - это период торгов о цене и условиях продажи. Конечная стоимость дороги, телеграфа, рабочих и подсобных помещений - всей инфраструктуры устроила обе стороны и на какое-то время смягчила противоречия между ними.

Календарь ИВ РАН

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1

Анонсы

26 февраля 2020 года
«Монголия и Россия: проблемы экономического сотрудничества и пути их решения»
Центр (лаборатория) социологических и политологических исследований Внутренней Азии и отдел Кореи и Монголии ИВ РАН проводят встречу с заслуженным экономистом Монголии профессором Н. Дашзэвэгом.Он выступит с лекцией-докладом на тему «Монголия и Россия: проблемы экономического сотрудничества  и пути их решения».
12 – 22 февраля 2020 года
Торжественное открытие выставки «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)»
12 февраля 2020 года в 12:00,в Институте востоковедения РАНсостоится торжественное открытие выставки «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)», созданной Фондом им. Миклухо-Маклая в рамках одноименного проекта при поддержке Фонда президентских грантов.
Прямой эфир с конференции >>
16 – 18 марта 2020 года
«Экономические, социально-политические, этноконфессиональные  проблемы стран Азии и Африки»
Уважаемые коллеги! 16, 18  марта 2020  г. Центр исследований общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН  (ЦИОПСВ)  приглашает Вас принять участие в ежегодно проводимой Центром конференции на тему «Экономические, социально-политические, этноконфессиональные  проблемы стран Азии и Африки». Заседания состоятся  в понедельник, 16 марта, в 11.00 и в среду, 18  марта,  в 11.00 в ИВ РАН, ул. Рождественка 12, м. Кузнецкий мост. Работа будет вестись по двум  круглым столам.
15 – 16 апреля 2020 года
«Востоковедные чтения 2020. Язык меняющийся: семантические и грамматические изменения в языках Азии и Африки»
Конференция по вопросам диахронической семантики и грамматики. Заявки принимаются до 14 февраля 2020 г.
22 – 24 апреля 2020 года
50-я научная конференция «Общество и государство в Китае»
состоится 22-24 апреля 2020 года
В Институте востоковедения РАН (Москва)
20 – 21 мая 2020 года
Научная конференция с международным участием "Вторая мировая война и Восток: к 75-летию Великой Победы"
20-21 мая 2020 года Институт востоковедения РАН проводит научную конференцию с международным участием "Вторая мировая война и Восток: к 75-летию Великой Победы".