ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

«Хотим перемен», и вновь про Карабах: как будут развиваться армяно-российские отношения

22 марта 2018 года

Научный сотрудник Института востоковедения РАН анализирует ситуацию вокруг российско-армянских отношений в контексте последних важных внутриполитических событий в обеих странах.

Андрей Арешев, научный сотрудник Института востоковедения РАН – для Sputnik Армения

Сразу после президентских выборов в России, 19 марта, состоялся телефонный разговор президентов Армении и России Сержа Саргсяна и Владимира Путина, в ходе которого они подтвердили готовность укреплять двустороннее сотрудничество, а также продолжать усилия, нацеленные на установление мира и стабильности в регионе. Глава армянского государства поздравил Владимира Путина с переизбранием на президентский пост.

Как известно, второго марта парламентом РА был избран новый президент страны, которым стал Армен Саркисян, финансовый посредник и представитель транснациональных бизнес-структур. Его карьера на протяжении последних тридцати лет была связана более с Великобританией, нежели с Арменией. Вступление в должность нового главы государства, который будет преимущественно церемониальной фигурой, должно состояться девятого апреля.

Согласно радикально обновленной конституционной модели, основные властные полномочия переходят к премьер-министру, который 17 апреля также должен быть выбран парламентом.

Большинство наблюдателей склоняется к мысли, что новым главой правительства будет избран Серж Саргсян. В одном из недавних интервью он дал понять, что такой вариант возможен, однако с немаловажным условием: «Если в конце концов решим, что я выдвигаю свою кандидатуру, это будет с одной оговоркой – параллельно выполнению в полной мере конституционных полномочий больше времени буду уделять передаче опыта молодым лидерам. Это крайне важная на сегодня задача. Всем нам предстоит работа в вопросе формирования новых политических лидеров, независимо от их партийной принадлежности, независимо от нынешнего политического позиционирования».

Таким образом, речь идет об обновлении правящих элит, что является на постсоветском пространстве достаточно актуальной проблемой.

Хотим перемен!

Запрос на перемены созрел в армянском обществе уже очень давно, и отсутствие позитивных сдвигов вызывает, с одной стороны, апатию и стремление покинуть родину, а с другой – подспудный рост радикальных настроений, о чем свидетельствуют, хотя бы, драматические события в Ереване летом 2016 года (захват ППС).

При этом эволюционный характер обновления элит крайне важен с точки зрения не только закрепления наметившихся позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, но и в контексте развития взаимовыгодного российско-армянского сотрудничества. Оно основано на прочном политико-правовом фундаменте и дополняется активным участием Республики Армения в постсоветских интеграционных форматах – ОДКБ и Евразийский экономический союз.

В последние годы в этой сфере был принят ряд важных решений, способствующих укреплению национальной безопасности страны. Недавно министерство обороны Армении опубликовало план развития Вооруженных Сил на 2018-2024 годы. Несмотря на готовность к расширению связей с западными партнерами, документ предполагает расширение союзнических отношений с Россией — как в двустороннем формате, так и в рамках ОДКБ, что рассматривается как важный элемент национальной безопасности.

«Приобретение вооружений и военной техники идет в соответствии с государственной программой, – отметил 19 марта президент Армении в ходе оперативного собрания руководящего состава ВС. – Нашим основным союзником и партнером в этом вопросе является Российская Федерация, с которой мы имеет четкие договоренности. Они дают нам возможность приобретать современное оборудование на самых конкурентных условиях».

Немаловажное значение для страны имеет также реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе продление срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС.

Предприниматели армянского происхождения из России участвуют в реализации экономических программ, позволяющих развивать национальную экономику, а по некоторым направлениям – воссоздавать ее заново. Согласно оценке политолога Арега Галстяна, до 40% всех финансовых притоков во всеармянский благотворительный фонд «Айастан» приходится на российских армян.

Согласно официальной статистике Центрального Банка РФ, только прямые трансферты из России в Армению обеспечивают значительную долю ВВП республики (в 2017 году они составили 1,065 млрд долларов – ред.).

Несмотря на отдельные голоса противников «российской ориентации» и участия Армении в евразийских интеграционных форматах, очевидно, что она обусловлена прагматическими соображениями и дает позитивные результаты. Последовательный курс на укрепление российско-армянских двусторонних отношений не имеет альтернатив. Представляется, что именно по этому пути следует двигаться в решении ключевых внутренних и внешних проблем, делающих Армению уязвимой в условиях прогрессирующего кризиса и неопределенности в международных отношениях…

Арешев Андрей Григорьевич

Читать полностью первоисточник: «Sputnik»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5