ИВ РАН

Статьи

Новые статьи

Иран: исламская политическая идентичность и вызовы современности

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.51-68

Дунаева Елена Викторовна

В Исламской Республике Иран за прошедшие 38 лет со дня ее основания, наблюдается тенденция к модернизации общественной жизни, несмотря на сохранение контроля над политической и социокультурной сферами жизни в руках духовенства. При этом драйвером модернизации выступают новые средние классы. Часть духовенства поддерживает идеи либерализации и готово пойти по пути исламской реформации, сохраняя роль религии и культурные традиции. Консервативные круги пытаются поставить заслон культурному проникновению Запада и вернуть страну в первое послереволюционное десятилетие.


Саудовская Аравия: «религиозное государство» или «государственная религия»?

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.7-50

Косач Григорий Григорьевич

Вопросы, связанные с процессом секуляризации в Саудовской Аравии, рассматриваются в контексте ее последовательной модернизации. Автор анализирует взаимоотношения между правящей династией, представленной основателем саудовского государства Ибн Саудом с его сыновьями на троне, и ведущей семьей корпуса богословов Аль аш-Шейх – потомками основателя ваххабитской версии ханбалитской правовой школы Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, союз между которыми лежит в основе местной политической системы. Ясно просматриваемая секуляризация означает не только переход все более значимых сфер общественно-политической жизни под контроль государства и ограничение деятельности богословов сферой культовой практики, но и этатизацию религии. Действуя в этом направлении, саудовский политический истеблишмент опирается на поддержку «образованного класса», обретающего черты третьего актора политического процесса. Секуляризация создает основу для трансформации ваххабитской версии ханбалитской правовой школы в умеренный салафизм, в практику которого входят и положения иных школ суннитского ислама.


Индия. Касты в политике

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.69-125

Юрлова Евгения Степановна

Кастовая система является одним из древнейших институтов общественной жизни Индии. Будучи глубоко укорененной в религиозных представлениях индусов, построенная на строгом иерархическом неравенстве, она в течение долгих веков играла огромную роль в культурных и социально-экономических отношениях в этой стране. Несмотря на перемены в ходе исторического развития, особенно после достижения Индией независимости, касты остаются важным фактором развития индийского общества. Они меняются вместе с ним и одновременно меняют само общество. Процесс изменения каст, как и их роли в политике, во многом обусловливает сложные процессы, происходящие в нынешней Индии.


Вопросы межконфессиональных отношений в Сирии, которые могли бы называться новыми, если бы в самом деле таковыми являлись

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.126-180

Сарабьев Алексей Викторович

Религиозно-конфессиональное измерение сирийского кризиса ставит вопросы, которые в глазах многих сегодня выглядят определяющими не только для Сирии, но и для региона в целом. Разгоревшееся многостороннее противостояние, казалось бы, обострило до предела отношения между многочисленными религиозными общинами и породило еще новые, как считается, линии разлома в сирийском обществе. На деле же нынешние проблемы далеко не являются новыми, они поразительно напоминают конфликт исламистов, десятилетиями с оружием в руках оспаривавших светский характер государственной власти, и режима, своими жесткими действиями стремившегося не допустить изменения конфессионального баланса в обществе и усиления влияния фундаменталистов на государственное управление. Сдвиги, вызванные войной, не являются критическими для сирийского общества и не предполагают новой коренной административно-территориальной перекройки региона.


Общество, религиозная политика и ислам в Китае

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.181-201

Пахомова Мария Андреевна

Автор излагает основные этапы эволюции государственной политики в отношении религиозных институтов в китайском обществе во второй половине XX – начале XXI в., проводит связи с развитием внешнеполитического курса страны, рассматривает этническую структуру и институциональное оформление современной исламской общности в Китае. Исследование основано на анализе соответствующих статей китайской Конституции, законодательных актов и материалов государственных ведомств КНР.


«Большая» и «малая» традиции в марокканском исламе: проблемы разграничения и социокультурного контекста

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.202-220

Орлов Владимир Викторович

В статье рассматриваются теоретико-методологические установки выделения «высокой» и «народной» традиций в исламской культуре. На базе разнообразных источников исследуются хозяйственно-культурные, демографические и морально-психо¬ло¬гические факторы, обусловившие различия в общественном контексте функционирования исламских институтов в Марокко XVI–XIX вв. Показаны характерные черты и различия в обрядовом комплексе и проявлениях благочестия в городской и сельской среде Дальнего Магриба. Особое внимание уделено вопросу о применимости в исламоведении «двухуровневой» модели феномена религиозных верований. Анализируются различные подходы к оценке внутренней организации исламского религиозного комплекса Марокко, сложившиеся в отечественной, западной и арабской историографии.


Религиозная проблематика сквозь призму идеологии партии арабского социалистического возрождения

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.221-256

Аль-Ахмар Абдалла

[Оригинал статьи на арабском]

Идеология баасизма и арабизма не приемлет использования конфессионального фактора в интересах как государственной власти, так и какой-либо из социальных групп, осуждая имевшиеся в истории проявления подобного рода. Экстремизм, носящий религиозную окраску, был присущ выходцам изо всех без исключения религиозных общин. Он должен быть искоренен в арабском мире как не соответствующий духу арабской нации, ее исторической миссии и высокому цивилизационному вкладу в мировом масштабе. (Материал предоставлен заместителем Генерального секретаря партии Баас (или ПАСВ), Абдаллой аль-Ахмаром, специально для издания Института востоковедения РАН «Религия и общество на Востоке» 30 января 2017 г.)


К читателям

Религия и общество на Востоке '2017, №1, с.6-

Сарабьев Алексей Викторович
1 

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ