Статьи

Йемен: кризис достиг красной черты?

Серебров Сергей Николаевич

Восточная аналитика '2017, №3

 

13 марта 2017 г. МИД РФ инициировал слушанье в Совете Безопасности ООН в связи с наступательной операцией саудовской коалиции в Ходейде, которую большинство членов СБ признало ведущей к дальнейшей эскалации йеменского гуманитарного кризиса, названного вновь 10 марта 2017 г. главой Гуманитарного Комиссариата ООН Стивеном О’Брайаном “крупнейшим гуманитарным кризисом в мире”. Спустя несколько дней директор глобальной программы Международного Красного Креста Доминик Стиллхарт предупредил, что осталось максимум 3-4 месяца, чтобы спасти миллионы голодающих в Йемене и еще трех странах Африки - Сомали, Южном Судане и северо-восточной Нигерии. Речь в его докладе шла о 20 миллионах человек во всех четырех странах, но почти такая же цифра звучала в докладе О`Брайана накануне применительно только к числу постоянно нуждающихся в международной помощи йеменцев.  Более трети из них голодная смерть грозит уже в ближайшие месяцы.

Но предупреждения и тревоги ООН по поводу ситуации в Йемене, похоже, не влияют на деятельность возглавляемой саудитами коалиции. Спикер саудовского военного командования (СВК), бригадный генерал аль-Асири допустил возможность блокирования порта Ходейда уже в ближайшие дни. Его не смущает, что через этот порт в охваченную блокадой и бомбардировками страну поступает более 70% международной гуманитарной помощи, помогая выживать миллионам йеменцев.

Отчего СВК так спокойно и уверенно преодолевает оказываемое мировым сообществом давление, вызванное давно перешедшими за все мыслимые грани нарушения международных гуманитарных норм в Йемене? Не потому ли, что вопрос, какой именно стороне конфликта ООН вынесет обвинение, по большому счету, остался открытым? Чему научили все многочисленные прецеденты массовой гибели гражданского населения под саудовскими бомбами в Йемене, которые сопровождают операцию "Буря решимости" с ее первых дней? Откуда Королевство Саудовской Аравии (КСА) черпает уверенность в возможности ухода от ответственности за любые события в этой стране?

В конечном итоге от ответа на эти вопросы зависят шансы предотвращения взрыва той самой "тикающей бомбы", о которой еще в мае 2015 г. предупреждал бывший Генсек ООН Пан Ги Мун - гуманитарной. Потому что, на кого бы ни пала ответственность с точки зрения международного права, в дело вступят древние обычаи Аравии и ситуацию уже ничто не сможет остановить.

К большому сожалению, простого и ясного ответа на эти вопросы в данном случае нет. Развязанная саудовской коалицией в марте 2015 г. война может стать классическим примером конфликта гибридного типа, который при желании можно интерпретировать и как агрессию, и как гражданскую войну, и как контртеррористическую операцию, и как еще десяток других разновидностей конфликтов, для каждого из которых найдутся свои аргументы. В случае Йемена, как это наблюдалось и в других ближневосточных ситуациях, довольно широкие возможности такого типа закладывались в сами международно-правовые документы, которые ловко соединяли "обеспокоенности" войной и "призывы" к ее скорейшему прекращению с легитимацией насилия де-факто и полным смешением правых и неправых сторон и мотивов конфликтов.

Если исходить из приоритета воли йеменского народа, то сам факт контроля правящего в Сане альянса хуситов и бывшего президента Али Абдаллы Салеха над большей частью территории Севера Йемена на протяжении двух лет, не говоря уже о функционировании законных органов власти и лояльности руководству Саны костяка регулярной йеменской армии, должно быть достаточным для признания его легитимности. В связи с этим можно по крайней мере усомниться в обоснованности обвинений СВК, что Таиз, Ходейда, Ибб, Сана и другие крупнейшие города страны, продолжают находиться в руках "путчистов".

 Лозунг возвращения всех этих городов "законной власти", которой, согласно определению Резолюции СБ ООН 2216 (апрель 2015), считается временный президент Хади, мог бы при здравом подходе быть квалифицирован лишь как предлог для продолжения войны. Хорошо известно, что полномочия Хади, продленные однажды в 2014 г. парламентом страны, уже закончились в феврале 2015 г., а текущая роль Хади в конфликте не выдерживает никакой критики. Его "законность" держится исключительно на принятой в апреле 2015 г. Резолюции, которую в Йемене никто не одобрял и чьи положения кардинально разошлись с реальными процессами в самом Йемене. Рассчитанная на 40 дней война затянулась на два года и сегодня реально угрожает безопасности громадного региона, включая зону международного Баб-эль-Мандебского пролива.

Чего стоит один только недавний отказ участников коалиции, воюющей "на стороне Хади" и контролирующей Аден, разрешить посадку самолета с президентом Хади на борту! Но это лишь один из "мелких" примеров отсутствия какого-либо влияния Хади внутри расколотой на Север-Юг страны. Можно было бы привести и обвинения в адрес Хади в причастности к сотрудничеству с Аль-Каидой на Аравийском полуострове (АКАП), которые звучали на полосах издаваемой в Лондоне эмиратской газеты Аль-Араб. Тем не менее, Резолюция СБ ООН сохраняет силу. Она позволяет СВК выдать атаку на Ходейду за часть общей "освободительной операции" на благо йеменского народа.  СВК не страшит вероятная массовая гибель йеменцев от голода и от неминуемой эскалации боевых действий на всех фронтах, потому что вина за все эти преступления может быть перенесена на самих умирающих йеменцев и отказавшийся от капитуляции правящий в Сане альянс.

Но и это еще не все. Выявившиеся в ходе войны противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ вносят дополнительный драматизм в йеменский конфликт. Если раньше эти противоречия концентрировались исключительно на Юге страны, где КСА сделало ставку на движение Ислах и салафитские группировки, сотрудничавшие с АКАП и ИГИЛ, а ОАЭ - на их ярого противника - Хирак (сепаратистское Мирное Движение Юга), то участие южан и ОАЭ в операции "Золотое копье" в Тихаме (на участке Таиз-Моха-Ходейда) перенесли его на новую почву - на Север, где КСА, вероятно, предполагает обставить своего партнера ценой гуманитарной катастрофы. Действительно, если она случится, то КСА получит отличный шанс возложить всю вину на ОАЭ, если конечно, ООН откажется принять за основу тезис о "законности" умерщвления миллионов йеменцев ради их освобождения.

Сохраняющаяся неразбериха с базовыми представлениями о процессах, происходящих в Йемене открывает возможность для самых мрачных сценариев дальнейшего развития конфликта. Инициатива России в СБ ООН о передаче йеменского досье в более "нейтральные", чем Великобритания, руки в 2016 г. не увенчалась успехом. Это позволяет допустить, что США и Великобритания будут и дальше поддерживать губительную игру КСА в Йемене даже в случае реализации наихудшего с точки зрения гуманитарных последствий ее исхода. В случае, если Йемен окажется перед фактом приобретения всех возможных геополитических выгод от военной кампании только КСА, тогда йеменцы, причем теперь уже не только северные, начнут активно искать новый противовес своему грозному историческому сопернику, обратившись, скорее всего, к его главным региональным противникам.

Инициирование Россией в СБ ООН обсуждения йеменского досье может предотвратить катастрофу и вернуть Йемен на путь восстановления мира, суверенитета и границ, только в том случае, если оно закончится не очередными призывами враждующих сторон к миру, а принятием новой базовой Резолюции по ситуации в Йемене с учетом уроков войны, в которой требование о предотвращении надвигающейся гуманитарной катастрофы и немедленном прекращении блокады и боевых действий станут абсолютным приоритетом.

Календарь ИВ РАН

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Анонсы

27-28 октября 2018 года
Международная научная конференция «Монгольская цивилизация в фокусе российского востоковедения».
Проводится 27–28 октября 2018 г. в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию Института востоковедения РАН.
30-31 октября 2018 года
Конференция "Тибетология и буддология на стыке науки и религии"
Институт востоковедения Российской Академии наук проводит конференцию с 30 по 31 октября 2018 г. (ранее планировавшиеся даты 31 октября-1 ноября 2018 года)
Организация конференции приурочена к 200-летию Института востоковедения РАН 2018.
31 октября-2 ноября 2018 года
Конференция «Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации»
В связи с празднованием двухсотлетия Института востоковедения конференция состоится 31.10 - 2.11.2018. Программа конференции будет вывешена на сайте отдела в сентябре 2018.
1 ноября 2018 года
Международная конференция "Израилю 70 лет. Достижения и трудности развития"
В рамках празднования 200-летия ИВ РАН в помещении гостиницы «Будапешт» состоится конференция «Израилю 70 лет. Достижения и трудности развития».
1 ноября 2018 года
Международная конференция "Развитие экономики инноваций в странах Востока"
В рамках празднования 200-летия ИВ РАН в помещении гостиницы «Будапешт» состоится конференция «Развитие экономики инноваций в странах Востока».
2 ноября 2018 года
Конференция Отдела Китая «Прошлое и настоящее российской синологии»
Конференции Отдела Китая в рамках празднования 200-летия ИВ РАН

Новые статьи

В Республике Сербской возможен вариант цветной революции
Запад вмешивается во внутренние дела балканских стран
В Афганистане провоцируют шиитско-суннитский конфликт
Джихадисты пытаются повторить ближневосточный сценарий
Почему зона Эт-Танф превратилась в прибежище террористов
Американцев подозревают в потворстве боевикам на юге Сирии

ИВ РАН в СМИ