Статьи

Финансовая помощь Ираку: «ashes to ashes»

Бабенкова Светлана Юрьевна

Восточная аналитика '2017, №3

 

По сообщениям информационных агентств, Международный Валютный Фонд (МВФ) согласился предоставить Ираку транш сроком на 3 года в размере 5,4 млрд. долл. США с целью выхода страны из затяжного экономического кризиса. Это уже не первое обращение Ирака за международной финансовой помощью. За последние 6 лет Багдад три раза просил финансовую поддержку и получил кредиты: в 2013 г. на сумму 3,7 млрд. долл., в 2015 г. на 1,2 млрд. долл.

Экономический кризис в Ираке был вызван не только мировым падением цен на нефть, ведением боевых действий, но и большой коррупционной составляющей в экономике страны (Индекс восприятия коррупции CPI по данным Transparency International равен 16). Ирак имеет пятый по величине в мире и самый высокий на Ближнем Востоке нефтяной резерв после Саудовской Аравии и Ирана. Этот резерв оценивается в 143 млрд. баррелей. Доходная часть бюджета Ирака от продажи нефти составляет от 95% до 99 % от общего объема экспорта (54 % ВВП). Однако цена иракской нефти упала с 103 долл. за баррель в конце 2013 года до
22-23 долл. за баррель в начале 2016 г. и в этой связи дефицит бюджета страны достиг 17 млрд. долл. США в 2016 г., что составляет 12 % ВВП.

Новое правительство премьер-министра Хайдара аль-Абади сталкивается с несколькими вызовами, среди которых оно ставит на первое место коррупцию и лишь на второе и третье - борьбу с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) и резкое падение мировых цен на нефть.

Пакет помощи, который предлагает МВФ, предполагает финансовую помощь от ряда международных организаций (Всемирного банка, стран-участниц группы G 7, крупных американских корпораций), однако в обмен на это Ирак должен пойти на ряд мер, таких как сокращение государственных социальных расходов и другие непопулярные реформы в социально-экономической сфере. Наряду с этим, предложения МВФ по оказанию помощи включают в себя меры по борьбе коррупцией и отмыванием денежных средств, сокращение субсидий сотрудникам государственного аппарата, повышение налогов и сборов. Согласно заявлениям официальных иракских властей, правительство не может выполнить в полном объеме все предложенные МВФ пункты плана помощи.

Ирак является третьей по величине арабской страной по количеству жителей ‑ 34 млн. человек, при этом население страны растет на 1,8 % в год, 58 % населения составляют люди до 24 лет. При этом, по официальным данным, которые во многом не являются точными, безработица составляет большую проблему для экономической и социальной жизни страны: безработица составляет порядка 18 % среди трудоспособного молодого населения от 15 до 29 лет, занятость женского населения составляет порядка 14 %, что является самым низким показателем в регионе. Инфраструктура Ирака также находится в плохом состоянии. Конечно, после свержения Саддама Хусейна большая часть бюджетных средств была направлена на поддержание систем безопасности и инфраструктуру, однако последствия международных санкций, а затем вторжение США, террористическая активность и локальные конфликты на территории страны свели всю систему жизнеобеспечения страны практически к нулевой отметке. Конечно, можно отметить тот факт, что после 2003 г. в страну пришли иностранные инвесторы, например, крупнейшие американские финансовые холдинги, строительно-инженерные компании, в том числе 4-ая по величине компания «Bechtel: Engineering, Construction & Project Management», которая получила 12% первого созданного фонда, потратив порядка 20 млрд. долл., а также компании «Kellogg, Brown & Root» и «Fluor Corp.». Необходимо отметить, что все вышеуказанные компании претендовали на включение в американские государственные контракты, прибыльностью порядка 900 млн. долл., по восстановлению послевоенного Ирака. Реализация выгодных контрактов на территории Ирака не обошлась без участия представителей некоторых местных арабских компаний, которые получили материальную выгоду от их подписания.

При этом Иракское государство несло значительные убытки на территориях, отторгнутых у него ИГИЛ, на которых созданное группировкой квазигосударство построило свою параллельную экономику. В 2014 г. по данным «The Financial Times», прямые доходы ИГИЛ от иракской нефти достигли более 450 млн. долл., наряду с этим на подконтрольных ему территориях осуществлялись налоговые платежи и сборы. Налогом облагались зарплаты государственных служащих (в Мосуле в 2015 г. величина этих налогов составляла 23 млн. долл. США, что в процентном соотношении составила от 10 до 50 % заработной платы чиновников). Наряду с этим группировка получила порядка 20 млн. долл. США от налога за собранный урожай зерна и хлопка (чистый доход от продажи сельскохозяйственных культур составлял порядка 200 млн долл. США).

Экономический кризис в Ираке в 2016 г. последовал за военным кризисом 2014-2015 гг. и может быть более разрушительным по своим последствиям. Некогда богатейшая страна в регионе, раздираемая сейчас внутренними коррупционными проблемами, социальными катастрофами, бесконечными военными действиями, является в настоящее время не может в этих условиях не стать реципиентом иностранной экономической помощи. Вопрос, однако, в том, не становится ли она одновременно и донором.

На свою военную компанию против ИГИЛ в Ираке (начиная с августа 2014 г.) США тратят порядка 9,1 млн. долл. в день. Компенсацией за понесенные бюджетные убытки США будут являться доходы американских корпораций, коммерческих компаний и финансовых групп. Нельзя при этом не задуматься и о том, не являются ли условия помощи, оказываемой Ираку МВФ, механизмом получения над ним полного финансово ‑ политического контроля, который затем послужит на пользу тех же американских корпораций.

Календарь ИВ РАН

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Анонсы

21 – 23 ноября 2018 года
VI Всероссийская конференция «История востоковедения: традиции и современность»
Центр исследования общих проблем современного Востока ФГБУН Институт востоковедения РАН приглашает к участию в ежегодной VI Всероссийской конференции «История востоковедения: традиции и современность». Конференция пройдет 21-23 ноября в Институте востоковедения РАН (г. Москва, ул. Рождественка, д. 12).
26 – 28 ноября 2018 года
Научная конференция «Социальные процессы на мусульманском Востоке (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, этнический Курдистан, соседние страны и регионы)»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит посвященную 200-летию Института научную конференцию «Социальные процессы на мусульманском Востоке (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, этнический Курдистан, соседние страны и регионы)»
28 ноября 2018 года
Московская научная конференция "Азия и Африка на перекрестке традиций, модернизации и глобализации"
28 ноября 2018 г. в 10.00 в Москве в Институте востоковедения РАН (ул. Рождественка 12, м. Кузнецкий мост) состоится Московская Научная конференция "Азия и Африка на перекрестке традиций, модернизации и глобализации". Конференцию будет проводить Центр исследований общих проблем современного Востока ИВ РАН в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию Института востоковедения РАН.
18 декабря 2018 года
Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях глобализации – 2018»
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе восьмой Международной научно-практической конференции «Международные транспортные коридоры и перспективные зоны интенсивного развития в условиях глобализации - 2018», которая состоится 18 декабря 2018 г. с 14 час. до 20.00 час. в Институте востоковедения РАН (г. Москва).
26 – 27 февраля 2019 года
Первый евразийский конгресс по иранистике
переносится на 26 – 27 февраля 2019 года (ранее планировавшиеся даты 13-14 сентября 2018 года).
13 марта 2019 года
"Страны Юго-Восточной Азии: прошлое и настоящее (политика, экономика, культура)"
Темы выступлений принимаются до 30 января 2019 г.

Новые статьи

Региональное лидерство Саудовской Аравии под угрозой
Турция становится выгодополучателем споров между странами Персидского залива
В Египте ждут возвращения России
Фельдмаршал ас-Сиси доволен результатами визита в Москву и Сочи
В Республике Сербской возможен вариант цветной революции
Запад вмешивается во внутренние дела балканских стран

ИВ РАН в СМИ