Статьи

Финансовая помощь Ираку: «ashes to ashes»

Бабенкова Светлана Юрьевна

Восточная аналитика '2017, №3

 

По сообщениям информационных агентств, Международный Валютный Фонд (МВФ) согласился предоставить Ираку транш сроком на 3 года в размере 5,4 млрд. долл. США с целью выхода страны из затяжного экономического кризиса. Это уже не первое обращение Ирака за международной финансовой помощью. За последние 6 лет Багдад три раза просил финансовую поддержку и получил кредиты: в 2013 г. на сумму 3,7 млрд. долл., в 2015 г. на 1,2 млрд. долл.

Экономический кризис в Ираке был вызван не только мировым падением цен на нефть, ведением боевых действий, но и большой коррупционной составляющей в экономике страны (Индекс восприятия коррупции CPI по данным Transparency International равен 16). Ирак имеет пятый по величине в мире и самый высокий на Ближнем Востоке нефтяной резерв после Саудовской Аравии и Ирана. Этот резерв оценивается в 143 млрд. баррелей. Доходная часть бюджета Ирака от продажи нефти составляет от 95% до 99 % от общего объема экспорта (54 % ВВП). Однако цена иракской нефти упала с 103 долл. за баррель в конце 2013 года до
22-23 долл. за баррель в начале 2016 г. и в этой связи дефицит бюджета страны достиг 17 млрд. долл. США в 2016 г., что составляет 12 % ВВП.

Новое правительство премьер-министра Хайдара аль-Абади сталкивается с несколькими вызовами, среди которых оно ставит на первое место коррупцию и лишь на второе и третье - борьбу с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) и резкое падение мировых цен на нефть.

Пакет помощи, который предлагает МВФ, предполагает финансовую помощь от ряда международных организаций (Всемирного банка, стран-участниц группы G 7, крупных американских корпораций), однако в обмен на это Ирак должен пойти на ряд мер, таких как сокращение государственных социальных расходов и другие непопулярные реформы в социально-экономической сфере. Наряду с этим, предложения МВФ по оказанию помощи включают в себя меры по борьбе коррупцией и отмыванием денежных средств, сокращение субсидий сотрудникам государственного аппарата, повышение налогов и сборов. Согласно заявлениям официальных иракских властей, правительство не может выполнить в полном объеме все предложенные МВФ пункты плана помощи.

Ирак является третьей по величине арабской страной по количеству жителей ‑ 34 млн. человек, при этом население страны растет на 1,8 % в год, 58 % населения составляют люди до 24 лет. При этом, по официальным данным, которые во многом не являются точными, безработица составляет большую проблему для экономической и социальной жизни страны: безработица составляет порядка 18 % среди трудоспособного молодого населения от 15 до 29 лет, занятость женского населения составляет порядка 14 %, что является самым низким показателем в регионе. Инфраструктура Ирака также находится в плохом состоянии. Конечно, после свержения Саддама Хусейна большая часть бюджетных средств была направлена на поддержание систем безопасности и инфраструктуру, однако последствия международных санкций, а затем вторжение США, террористическая активность и локальные конфликты на территории страны свели всю систему жизнеобеспечения страны практически к нулевой отметке. Конечно, можно отметить тот факт, что после 2003 г. в страну пришли иностранные инвесторы, например, крупнейшие американские финансовые холдинги, строительно-инженерные компании, в том числе 4-ая по величине компания «Bechtel: Engineering, Construction & Project Management», которая получила 12% первого созданного фонда, потратив порядка 20 млрд. долл., а также компании «Kellogg, Brown & Root» и «Fluor Corp.». Необходимо отметить, что все вышеуказанные компании претендовали на включение в американские государственные контракты, прибыльностью порядка 900 млн. долл., по восстановлению послевоенного Ирака. Реализация выгодных контрактов на территории Ирака не обошлась без участия представителей некоторых местных арабских компаний, которые получили материальную выгоду от их подписания.

При этом Иракское государство несло значительные убытки на территориях, отторгнутых у него ИГИЛ, на которых созданное группировкой квазигосударство построило свою параллельную экономику. В 2014 г. по данным «The Financial Times», прямые доходы ИГИЛ от иракской нефти достигли более 450 млн. долл., наряду с этим на подконтрольных ему территориях осуществлялись налоговые платежи и сборы. Налогом облагались зарплаты государственных служащих (в Мосуле в 2015 г. величина этих налогов составляла 23 млн. долл. США, что в процентном соотношении составила от 10 до 50 % заработной платы чиновников). Наряду с этим группировка получила порядка 20 млн. долл. США от налога за собранный урожай зерна и хлопка (чистый доход от продажи сельскохозяйственных культур составлял порядка 200 млн долл. США).

Экономический кризис в Ираке в 2016 г. последовал за военным кризисом 2014-2015 гг. и может быть более разрушительным по своим последствиям. Некогда богатейшая страна в регионе, раздираемая сейчас внутренними коррупционными проблемами, социальными катастрофами, бесконечными военными действиями, является в настоящее время не может в этих условиях не стать реципиентом иностранной экономической помощи. Вопрос, однако, в том, не становится ли она одновременно и донором.

На свою военную компанию против ИГИЛ в Ираке (начиная с августа 2014 г.) США тратят порядка 9,1 млн. долл. в день. Компенсацией за понесенные бюджетные убытки США будут являться доходы американских корпораций, коммерческих компаний и финансовых групп. Нельзя при этом не задуматься и о том, не являются ли условия помощи, оказываемой Ираку МВФ, механизмом получения над ним полного финансово ‑ политического контроля, который затем послужит на пользу тех же американских корпораций.

Календарь ИВ РАН

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

25 марта 2019 года
Международная научно-практическая конференция: «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей»
25 марта 2019 г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 24, гостиница «Президент-Отель»
27 марта 2019 года
ПНЮА: воркшоп «Трудный год в жизни Айяппы: боги и люди в круговороте мифологии и судебной казуистики»
27 марта 2019 г. междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии» проводит воркшоп «Трудный год в жизни Айяппы: боги и люди в круговороте мифологии и судебной казуистики».
8 апреля 2019 года
Международная конференция «40 лет Исламской революции в Иране»
08 апреля 2019 г. Центр исследований стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН (сектор Ирана) проводит международную конференцию «40 лет Исламской революции в Иране».
28 февраля – 2 мая 2019 года
"Арабская графика и хадисы: теория и практика арабо-мусульманского духовного наследия"
Российская Государственная библиотека и Меджлис татарских мурз приглашает всех желающих прослушать курс лекций "Арабская графика и хадисы: теория и практика арабо-мусульманского духовного наследия".
24 – 26 апреля 2019 года
XLIX научная конференция «Общество и государство в Китае»
Приглашаем к участию!
6 – 8 июня 2019 года
III Международная научная конференция «Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока»
6-8 июня 2019 г., г. Севастополь, к 200-летию Института востоковедения РАН, к пятой годовщине воссоединения Крыма с Россией

Новые статьи

Кто препятствует установлению мира в Сирии
В Идлибе идет принудительная мобилизация для восполнения боевого потенциала джихадистов
Как Идлиб стал центром терроризма
Радикалам удалось сформировать "Правительство спасения"
Судьба Косово в руках Белграда
Сербы края просят встречи с президентом РФ во время его предстоящего визита на Балканы

ИВ РАН в СМИ