Статьи
Пакистан: приоритеты и вызовы внешней политики
Замараева Наталья Алексеевна
Ключевые слова: внешняя политика, Афганистан, Индия, Китай, Пакистан, Россия, Китайско-пакистанский экономический коридор.
Основные направления внешней политики Исламской республики Пакистан, ее приоритеты и вызовы со стороны региональных и мировых игроков были обозначены по традиции в феврале 2017 г. советником премьер-министра по внешней политике С. Азизом.
2017 год – год старта предвыборной кампании в стране (выборы должны пройти в мае 2018 г.), поэтому можно подвести промежуточные итоги политической деятельности правящей Пакистанской мусульманской лиги Наваз (ПМЛ Н), возглавляемой премьер-министром Миан Мухаммадом Наваз Шарифом.
В июне 2013 года центральное правительство определило следующие приоритеты в области внешней политики: безопасность Пакистана, основанная на политике невмешательства; мирное добрососедство, которое, как предполагалось, позволит правительству сосредоточить внимание на притоке в страну энергетических ресурсов для развития экономики; активная торговля и привлечение инвестиций взамен предоставления помощи; использование геостратегического положения Пакистана в качестве актива региональной интеграции; сотрудничество с международным сообществом в борьбе с терроризмом.
Оценивая четырехлетие пребывания у власти ПМЛ Н, можно сделать вывод, что далеко не все поставленные в 2013 году задачи выполнены внешнеполитическим ведомством за этот период. Причины этого руководство Пакистана связывает с рядом объективным факторов:
- формированием в последние годы многополярной системы мирового порядка, что свидетельствует о неспособности какой-либо одной страны или одного блока стран решать глобальные проблемы безопасности и развития;
- усилением интроспективной политики в рамках международной системы, примерами которой являются решение Великобритании о выходе из состава ЕС и победа президента США Д.Трампа на выборах в США;
- сдвигом мирового центра экономического развития в Азию с ее быстрыми темпами роста, 40% мирового ВВП, половиной населения земного шара и огромным потенциалом развития. Исламабад считает 21-ое столетие веком Азии.
Какую позицию занимает Пакистан в региональной и международной системе координат и каковы основные направления его внешней политики? По признанию руководителя МИДа С. Азиза, «региональный ландшафт Пакистана остается сложным».
Вызовы планетарного масштаба усугубляются для Пакистана в последние два года резким обострением отношений с соседними Афганистаном и Индией, дистанцированием от него монархий Персидского залива, ослаблением сотрудничества с малыми азиатскими странами-членами СААРК, и, наконец, медленными темпами развития связей с государствами Центральной Азии. Внешнеполитическим приоритетом в последние два года остаются отношения с Китаем.
Вывод основной части военного контингента Международных сил содействия безопасности (МССБ) из соседнего Афганистана в декабре 2014 года лишил Пакистан статуса прифронтового государства и, как следствие, стратегического союзника США в борьбе с международным терроризмом в регионе. Резко снизилась военная и экономическая помощь со стороны Вашингтона и европейских стран. Подходы двух столиц (при администрации Б. Обамы) расходились по ряду вопросов, включая формирование процесса диалога между группировками вооруженной оппозиции и правительством национального единства в Афганистане. Пакистан оказался вновь ненужным США, как и в 90-е годы ХХ века после вывода советских войск из Афганистана.
На рубеже 2014-2015 гг. Исламабад меняет стратегического партнера. Подписание с Пекином в апреле 2015 года проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках инициативы нового Шелкового пути подтверждает приоритет регионального направления в качестве основного вектора внешней политики Исламабада на ближайшую перспективу.
Характеризуя КПЭК как флагманский проект, Исламабад ставит две приоритетные цели:
- рост ВВП страны на 3%, оптимизация торгового потенциал и повысшение энергетической безопасности;
- выполнение функции катализатора экономической интеграции в регионе, направленной на укрепление отношений с Китаем и соседними государствами.
Разворот Пакистана в сторону региона ставил целью улучшение отношений с ближайшими соседями – республиками Центральной Азии и Россией, как на двусторонней основе, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Планируется широкое развитие торгово-экономических связей, а также совместные действия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком.
Дипломатический успех администрации премьер-министра Наваз Шарифа на китайском направлении «нейтрализуется негативным влиянием отрицательных факторов» или вызовов, как их характеризует С.Азиз: отношениями с пограничными Афганистаном и Индией.
В целях улучшения отношений с Афганистаном Пакистан предпринял ряд мер, которые направлены на обеспечение собственной безопасности и поддержание мирного добрососедства. К ним относятся: поддержка процесса афганского примирения, меры пограничного контроля и пр. Но именно подходы Исламабада, которые, по заявлениям официальных лиц Кабула, ставят целью расширить зону своего влияния в Афганистане, полностью отвергаются руководством этой страны.
Отношения с Индией намного сложнее. Пакистану не удалось нейтрализовать ряд шагов Нью-Дели, направленных на изоляцию Исламабада в регионе. Например, ее усилиями была отложена на неопределенное время очередная конференция стран-членов СААРК. Помимо нерешенности на протяжении почти семидесяти лет Кашмирской проблемы, недавнего обострения ситуации на линии контроля, Исламабад обеспокоен ростом военных расходов Индии. Это, по его мнению, ведет к дисбалансу уровня стратегических вооружений в Южной Азии. Одновременно Исламабад бьет тревогу, призывая мировую общественность избегать преференциального и дискриминационного подхода при рассмотрении заявок Индии и Пакистана в Группу ядерных поставщиков. В последние годы Индии удалось повысить свой авторитет на международной арене и расширить торгово-экономические и военные связи со странами Персидского залива, традиционной зоне влияния Пакистана.
Вызовы со стороны Афганистана и Индии, остроту и длительность которых Исламабад не мог просчитать в 2013 году, «заставили» его также отложить на неопределенное время реализацию региональных проектов, планируемые маршруты которых проходят через территорию Афганистана: газопровода Туркменистан-Пакистан-Афганистан-Индия (ТАПИ), CASA 1000, Ирано-пакистанского газопровода и автомагистрали Торхам-Джелалабад-Кабул.
Переформатирование внешнеполитических ориентиров Пакистана, приоритет в которых отдан региону, на современном этапе подчинено одному крупному проекту – КПЭК. Планируемые китайские инвестиции (51 млрд долл.) направляются в первую очередь в энергетический сектор, инфраструктуру провинций, увеличение числа рабочих мест. В полном объеме проект заработает к 2025 году. Но уже в настоящее время он вызывает критику в первую очередь со стороны Индии (маршрут проходит по спорным районам Кашмира и Гилгит-Балтистана). Таким образом, в процессе реализации КПЭК формируется новый вызов для Пакистана – поддержание режима безопасности самого трека, а также сухопутных и морских границ страны.
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |