Статьи
Синкретические сущности в памятниках
Астапова Ольга Рудольфовна, Лидский Владимир ВикторовичВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №1, с.7-33
Объем издания: С. 7–33
Практически во всех религиозных традициях присутствуют образы синкретических сущностей (hybrids – в англоязычной литературе), совмещающих черты различных животных и человека. Трудно не удивиться необычайному сходству синкретических образов разных эпох и культур. Так, образ человека с головой быка присутствует в пещерной живописи палеолита, на шумерских “фризах сражающихся” раннединастического (далее – РД) периода, в многочисленных памятниках классической Греции (образ Минотавра), в буддийской иконографии бога Ямы… Здесь перечислены лишь самые известные примеры, однако их достаточно, чтобы задаться вопросом о причинах столь настойчивого присутствия этого мотива. Еще большее удивление вызывает факт незначительного количества исследований, посвященных анализу проблемы синкретов в сравнительно-религиоведческом ключе или попыткам прояснить стоящий за синкретическими образами символизм.
Ключевые слова: преображение, Тесей, Минотавр, Гильгамеш, Хувава, Анзуд, Дионис, грифон, херувим, пещерные культы, Мать-Земля, тавромахия, религиозная парадигма.
Календарь ИВ РАН
Март 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |