ИВ РАН

Статьи

Узбекистану отнюдь не чужда идея евразийской интеграции

Грозин Андрей Валентинович

Источник: «Материк»

 
В воскресенье в Узбекистане прошли выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса (нижнюю палату парламента) и местные органы власти. Голосование проходило по новым правилам в соответствии с недавно принятым избирательным кодексом страны. После смерти многолетнего лидера Узбекистана Ислама Каримова и прихода к власти нового президента Шавката Мирзиёева парламент страны переизбирается впервые. Эксперты заявляют, что эти выборы стали самыми демократичными за весь постсоветский период и страна находится на пути реформ, которые позволят изменить её имидж на международной арене.

О том, как происходит демократизация законодательных институтов Узбекистана, а также об особенностях парламентаризма по-узбекски «Парламентской газете» рассказал старший научный сотрудник института востоковедения РАН, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

- Андрей Валентинович, эксперты в один голос утверждают, что эти выборы стали самыми демократичными за всю постсоветскую историю республики. Действительно ли это так? И как это повлияет на внутриполитическую обстановку в Узбекистане?

- Безусловно, между тем, как выбиралась высшая законодательная власть ранее, и тем, что мы могли наблюдать в эти выходные, существует огромная разница. Впервые на выборах работало множество международных наблюдателей, которые отметили, что голосование полностью отвечает международным стандартам. Отличились только ОБСЕ и Human Rights Watch, но у них такая работа, им положено клеймить постсоветские выборы как недемократические. Но даже их заявления достаточно корректны. Они признают очевидный факт, что страна, с точки зрения совершенствования своих демократических процедур, движется в правильном направлении.

Остаётся дождаться итогов, чтобы представлять себе расклад в парламенте, но это уже вопрос второго порядка. Главное то, что налицо колоссальный прогресс. Конечно, делается это не из любви к демократической процедуре, а потому, что в Ташкенте сидят очень прагматичные люди, отдающие себе отчёт в том, что если страна заявила о стремлении к проведению крупных экономических реформ во всех отраслях, то необходимо создание соответствующего политического фона.

В первую очередь это необходимо для привлечения иностранных инвесторов, которые должны быть убеждены в защищённости их средств. Во-вторых, это важно и для узбекского общества, внутри которого существует запрос на перемены. Как мне представляется, мы имеем дело не с разовой акцией «демократичности и открытости», а с взвешенной и продуманной стратегией официального руководства Республики Узбекистан.

- Насколько самостоятельны нынешние партии Узбекистана? Различаются ли их политические повестки и программы, ведь говорят, что все они управляются сверху?

- Достаточно почитать узбекские социальные сети, чтобы увидеть распространённые упрёки в адрес пяти участвовавших в этих выборах партий в однотипности и в том, что они недостаточно самостоятельные. Между тем в Узбекистане отдают себе отчёт, что партийное строительство — это процесс, который развивается. Ждать от партий того, что они вдруг начнут «фонтанировать» какими-то креативными идеями, наверное, было бы неоправданно. Просто потому что почти четверть века партийная жизни республики находилась в достаточно слабом состоянии.

Тому же экологическому движению, ныне ставшему партией, вменялось в вину, что оно создано по инициативе сверху. Такого же рода упрёки неоднократно звучали и в адрес ведущих партий, в том числе и имевшей большинство в прошлом парламенте Либерально-демократической партии.

Если брать за основу уставные документы всех участвовавших в выборах партий, их предвыборные обещания, а также их историю, то на поверхности окажется консервативный политический фон. Отсутствуют какие-либо радикальные настроения. Это вообще характерное свойство и национальная особенность Узбекистана — там не делают резких шагов. И к этому надо относиться с уважением.

- Одной из главных предвыборных тем было вступление страны в ЕАЭС. Насколько это важно для Узбекистана?

- Вокруг этой идеи в ходе парламентских дебатов ломалось больше всего копий. Эта тема вызывала живейший интерес всех участников предвыборного марафона. Мнения разделились: часть партий выступает за вступления, однако есть и голоса, утверждающие, что не стоит торопиться с этим. Однако учитывая узбекскую специфику, о которой мы уже говорили, нельзя сказать, что в стране существуют ярко выраженные противники евразийской интеграции. В любом случае, все политические силы отдают себе отчёт, что окончательное решение будет приниматься исполнительной властью. Законодательная власть может высказывать мнения, советы и предложения, но не её голос в данном вопросе будет решающим.

- Какие изменения произошли в избирательном законодательстве? Что изменилось по сравнению с предыдущими выборами?

- Изменился характер формирования Центризбиркома и избиркомов на местах — он стал гораздо более либеральным. Изменилась возможность допуска общественных активистов к контролю за процессом, увеличилось количество иностранных наблюдателей, причём кардинально. Были приняты решения по техническому совершенствованию избирательного законодательства.

В принципе мажоритарная система осталась неизменной, но в силу принятия ряда подзаконных норм она стала более человечной, всё стало намного проще. В Ташкенте прекрасно понимают, что кавалерийским наскоком такие вещи не меняются. У всех перед глазами пример соседнего парламентско-президентского Кыргызстана, где постоянно присутствует внутриполитический кризис. В Узбекистане не хотят повторения подобного опыта, не хотят, чтобы процесс нормализации партийной жизни в стране шёл какими-то излишне быстрыми шагами, и стараются делать всё не спеша и последовательно.

- Андрей Валентинович, расскажите о роли парламента в политической жизни Узбекистана?

- Если почитать законодательные нормы, то парламент в Узбекистане вполне себе состоявшаяся и самостоятельная структура власти. Он утверждает правительство, экономический блок. Через него должны проходить все процедуры, связанные с экономикой. Но вопрос, как всегда, в соответствии законодательных норм и правоприменительной практики. Чаще всего узбекские эксперты упрекают парламент в том, что он старается избегать острых тем и перекладывать свои полномочия на исполнительную власть. Он стремится принимать как можно меньше решений, которые могут быть неоднозначно восприняты населением, а реформы это всегда болезненно.

За более чем четверть века в республике все привыкли, что за всё отвечает кабинет министров и лично президент и отказываться от возможности спрятаться за широкую спину сначала Каримова, а теперь Мирзиёева, многие не хотят.

Справка

Парламент Узбекистана является двухпалатным и состоит из Законодательной палаты (Олий Мажлис) и Сената. Депутаты и сенаторы избираются на пять лет. 135 из 150 депутатов Законодательной палаты избираются на прямых всеобщих выборах, 15 мест отводится Экологическому движению Узбекистана.

Сенат является палатой территориального представительства и состоит из 100 сенаторов.

В нынешних выборах приняли участие кандидаты от Либерально-демократической партии Узбекистана, Народно-демократической партии Узбекистана, Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение«), Социал-демократической партии «Адолат» («Справедливость») и Экологической партии Узбекистана. Каждая из пяти партий выдвинула по одному кандидату от избирательного округа. Для победы кандидатам в депутаты необходимо было набрать более 50 процентов голосов в своём округе.

Источник: «Материк»

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

22 – 23 апреля 2024 года
Международная научная конференция «45 лет Исламской Республике Иран»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит конференцию, в которой принимают участие сотрудники Института востоковедения, представители научно-исследовательских центров и высших учебных заведений Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, а также Армении, Грузии, Узбекистана, ИРИ (в формате онлайн).
24 – 26 апреля 2024 года
Международная научная конференция «Бартольдовские чтения»
24–26 апреля 2024 г. состоится Международная научная конференция «Бартольдовские чтения», которая является продолжением многолетней научной традиции.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ