Статьи
Политика советских властей в отношении ислама оставила след на Кавказе
Аликберов Аликбер КалабековичИсточник: «Кавказский Узел»
Уничтожение духовенства и разрушение мечетей в советские годы привело к появлению радикальных проповедников в постсоветский период, заявил ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов на конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее» в Госдуме. На Северном Кавказе в 1990-е годы были реанимированы споры между суфиями и салафитами, которые при советской власти загонялись в глубину, отметил заместитель директора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов…
Во все времена для российских властей определенные идейные, мазхабные и другие противоречия внутри исламской среды имели значение и использовались для обеспечения «лучшей управляемости», заявил «Кавказскому узлу» в кулуарах конференции заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Аликбер Аликберов.
«Имел место поиск партнеров, на кого можно было положиться… Иногда были неожиданные решения… К примеру, в период имамата Шамиля появилось желание опереться на шиитов Азербайджана, потому что на Северном Кавказе шла война, в те времена суфии, мюриды Шамиля были антироссийски настроенными. Шииты же адаптировались к новым условиям при власти Российской империи не столь болезненно и были более лояльными к ней», — рассказал он.
По его словам, определенные противоречиями между самими суфийскими тарикатами и между ними и салафитами, называвшимися «ваххабитами», имели место уже более ста лет назад, поэтому говорить о них только как о новом явлении, новом вызове не приходится.
«Эти проблемы были даже в годы гражданской войны в 1918-20 годах. Сейчас мы собираемся публиковать ряд открытых и ранее размещавшихся в спецхранах документов об имевших место внутримусульманских разногласий. Это удивительно, как будто ничего не изменилось, как будто 1990-е годы», — отметил Аликберов.
Советская власть нивелировала эти разногласия, но в начале своего установления на Кавказе вынуждена была заигрывать с мусульманами, усиливая политический компонент ислама. Большевики рассчитывали на его антиимпериалистический запал, пояснил он. «Например, впервые после завоевания царской Россией на Кавказе были введены шариатские суды. Действовали, правда, они всего несколько лет и затем были упразднены, — сообщил Аликберов. — В 1990-е годы возникло желание уже опираться на суфиев на Кавказе. И при том во многом произошла реанимация прежних воззрений и даже споров суфиев с ваххабитами. Полемика, которая при советской власти была загнана в глубину, вышла наружу. Хотя это не исключает и появления новых вызовов»...
Источник: «Кавказский Узел»
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |